Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рецензия Ларисы Вольперт на роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге»

Лариса Ильинична Вольперт (эст. Larissa Volpert; 30 марта 1926, Ленинград) — эстонский, ранее советский литературовед, доктор филологических наук. Рецензия на роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге» написана в 1994 году после выхода в свет первого издания этого романа в Петербурге в издательстве «Фарн».

Роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге» - это оригинальное, новаторское произведение, - по видению мира, жанру, композиции, структуре образов и характеру неомифологизма. Это не любовный роман, не семейный, не автобиографический, не фантастический, не роман-притча, но черты всех этих видов романа в нём есть. Если пытаться определить его одним термином, это – феминистский роман, «по-своему» впитавший и перереплавивший лучшие традиции этого типа романа (Жорж Санд, Шарлотта Бронте, Г.Джеймс, Р.Роллан, Ф.Эриа, Ф.Саган и др.).



Женская тема, вообще очень важная, в нашу эпоху ломки семьи и новой расстановки сил в отношениях полов приобретает всё большее значение. И многие существеные проблемы, поставленные в романе, от самых общих универсальных (Добро-Зло, Человек-Судьба, Жизнь-Смерть, Природа-Цивилизация) до конкретных, связанных с брежневской (и нашей) эпохой (эмиграция, ностальгия, наука ложная и истинная, эксцессы национализма, атмосфера в бывшем СССР и многое другое), даны как в общечеловеческом восприятии, так и в специфически «женском», подсвеченном феминистскими идеями. Они пропущены через призму восприятия трёх главных героинь романа – Нади, Аси и Арфы, женщин драматической судьбы, очень разных, с разным мироощущением и видением мира, но в чём-то и похожих друг на друга. Все они глубокие, цельные натуры, жаждущие полноценной жизни души, правдоискательницы, ценящие превыше всего внутреннюю свободу.

Все трое - далеко не безупречные, со своими недостатками и слабостями, раскрываются в самоанализе (внутренняя речь, диалог и авторский комментарий, сливающийся с речью героинь – главные приёмы создания образа). Все трое ищут решения проблемы Добра и Зла, и автор отдаёт им свою концепцию, фактически, руссоистскую («Истоки и причины неравенства на земле»), но окутанную ореолом нео-мифологического решения, в котором мифологемы древнегреческой мифологии слиты с мифологемами русской народной сказки. Решение по существу гуманное, нравственное, с толстовской ориентацией на самовоспитание.

Композиция романа весьма оригинальна: сочетание чередующихся трёх голосов, трёх видений мира (есть и другие персонажи, но они, на мой взгляд, эпизодичны). Это – не модный приём движущейся «точки зрения» (Г.Джеймс) и не оценка разными персонажами одной и той же острой психологической ситуации, а принцип монтажа, когда сопредельные фрагменты не слагаются в простую сумму, а, как в кино, повышают эстетический эффект на разряд. Слабая сторона такого приёма – в некоторой отрывочности и мозаичности, нарушающих ощущение целостности. Это определяет в какой-то мере и трудность восприятия романа, требующего вдумчивого и неторопливого чтения, но сейчас это в норме (Кортасар, Эко, Джойс и многие другие).

Автор – знаток структуры и поэтики сказки, с которой связана своеобразность лейтмотивности и символики романа, определяющих характер фантастики и цементирующих несколько мозаичный материал (другие лейтмотивы – зеркала, маски, воды, рыбы, - также служат этой функции). Можно отметить также достоинства языка, включающего все пласты, от сленга до высокой романтической патетики. Каждая героиня имеет свою языковую «маску»: у тонко чувствующей природы Арфы одна языковая характеристика, у Нади, сражающейся с бытовыми невзгодами - другая. Можно соглашаться или нет с феминистской трактовкой выхода из вечной борьбы Добра и Зла (это право автора - выбирать ту или иную концепцию), но в целом роман представляется произведением новаторским, исполненным гуманистических идей и высоко художественным.

Доктор филологических наук, профессор Тартусского университета Л.И. Вольперт

См. также:
- Публикации Наталии Малаховской в блоге Николая Подосокорского

Tags: Вольперт, Малаховская, рецензии, феминизм
promo philologist 12:13, monday 1
Buy for 100 tokens
Леонтьев Г.А., Ершов М.А. Тайны оманского ладана. История, культура. — М.: Издательство «ВегаПринт», 2017. — 192 с., 8 с. илл. - (Серия: Оманская библиотека). ISBN 978-5-91574-031-9. Впервые в отечественной литературе тема ладана освещается на основании изучения более двух…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments