Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рецензия Ларисы Вольперт на роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге»

Лариса Ильинична Вольперт (эст. Larissa Volpert; 30 марта 1926, Ленинград) — эстонский, ранее советский литературовед, доктор филологических наук. Рецензия на роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге» написана в 1994 году после выхода в свет первого издания этого романа в Петербурге в издательстве «Фарн».

Роман Анны Наталии Малаховской «Возвращение к Бабе-Яге» - это оригинальное, новаторское произведение, - по видению мира, жанру, композиции, структуре образов и характеру неомифологизма. Это не любовный роман, не семейный, не автобиографический, не фантастический, не роман-притча, но черты всех этих видов романа в нём есть. Если пытаться определить его одним термином, это – феминистский роман, «по-своему» впитавший и перереплавивший лучшие традиции этого типа романа (Жорж Санд, Шарлотта Бронте, Г.Джеймс, Р.Роллан, Ф.Эриа, Ф.Саган и др.).



Женская тема, вообще очень важная, в нашу эпоху ломки семьи и новой расстановки сил в отношениях полов приобретает всё большее значение. И многие существеные проблемы, поставленные в романе, от самых общих универсальных (Добро-Зло, Человек-Судьба, Жизнь-Смерть, Природа-Цивилизация) до конкретных, связанных с брежневской (и нашей) эпохой (эмиграция, ностальгия, наука ложная и истинная, эксцессы национализма, атмосфера в бывшем СССР и многое другое), даны как в общечеловеческом восприятии, так и в специфически «женском», подсвеченном феминистскими идеями. Они пропущены через призму восприятия трёх главных героинь романа – Нади, Аси и Арфы, женщин драматической судьбы, очень разных, с разным мироощущением и видением мира, но в чём-то и похожих друг на друга. Все они глубокие, цельные натуры, жаждущие полноценной жизни души, правдоискательницы, ценящие превыше всего внутреннюю свободу.

Все трое - далеко не безупречные, со своими недостатками и слабостями, раскрываются в самоанализе (внутренняя речь, диалог и авторский комментарий, сливающийся с речью героинь – главные приёмы создания образа). Все трое ищут решения проблемы Добра и Зла, и автор отдаёт им свою концепцию, фактически, руссоистскую («Истоки и причины неравенства на земле»), но окутанную ореолом нео-мифологического решения, в котором мифологемы древнегреческой мифологии слиты с мифологемами русской народной сказки. Решение по существу гуманное, нравственное, с толстовской ориентацией на самовоспитание.

Композиция романа весьма оригинальна: сочетание чередующихся трёх голосов, трёх видений мира (есть и другие персонажи, но они, на мой взгляд, эпизодичны). Это – не модный приём движущейся «точки зрения» (Г.Джеймс) и не оценка разными персонажами одной и той же острой психологической ситуации, а принцип монтажа, когда сопредельные фрагменты не слагаются в простую сумму, а, как в кино, повышают эстетический эффект на разряд. Слабая сторона такого приёма – в некоторой отрывочности и мозаичности, нарушающих ощущение целостности. Это определяет в какой-то мере и трудность восприятия романа, требующего вдумчивого и неторопливого чтения, но сейчас это в норме (Кортасар, Эко, Джойс и многие другие).

Автор – знаток структуры и поэтики сказки, с которой связана своеобразность лейтмотивности и символики романа, определяющих характер фантастики и цементирующих несколько мозаичный материал (другие лейтмотивы – зеркала, маски, воды, рыбы, - также служат этой функции). Можно отметить также достоинства языка, включающего все пласты, от сленга до высокой романтической патетики. Каждая героиня имеет свою языковую «маску»: у тонко чувствующей природы Арфы одна языковая характеристика, у Нади, сражающейся с бытовыми невзгодами - другая. Можно соглашаться или нет с феминистской трактовкой выхода из вечной борьбы Добра и Зла (это право автора - выбирать ту или иную концепцию), но в целом роман представляется произведением новаторским, исполненным гуманистических идей и высоко художественным.

Доктор филологических наук, профессор Тартусского университета Л.И. Вольперт

См. также:
- Публикации Наталии Малаховской в блоге Николая Подосокорского

Tags: Вольперт, Малаховская, рецензии, феминизм
Buy for 200 tokens
Крах крупных банков всегда наступает неожиданно для широкой публики. Но можно ли его предвидеть, анализируя открытую отчетность банка? Применение оригинальной методики анализа финансового состояния кредитных организаций, запатентованной АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» (АНО…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments