Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 2

Благодаря такому устройству, с помощью которого мужчина больше охватывает внешние вещи, и, охватывая их больше он принужден воспринимать меньше переживаний, которые связаны с глубинами душевной жизни. И это тоже не идет глубоко. Внешним доказательством этого является то, как не глубоко проникает внешняя наука, и как мало она захватывает внутренне - правда, охват ее широк, но как мало основателен подбор фактов. Кто принужден затем, с помощью самовоспитания в мышлении сам подбирать факты, тому может стать просто плохо оттого, что происходит во внешней науке. Там вещи не затрагиваются глубоко. Вот пример того, как поверхностны эти вещи; предположим, один молодей человек, студент, находится на лекции, где читает убежденный дарвинист. И здесь этот представитель селекционной теории характеризует вещи приблизительно так; откуда происходит у петуха, например, такая блестящая, переливающаяся окраска перьев?



Это результат полового подбора, т. к. благодаря окраскам он привлекает к себе кур, и они выбирают себе тех петухов, которые обладают оперением, отливающим голубым. При том другие петухи остаются в стороне, и вследствие этого создается одна порода кур. Это повышение развития; это "половой подбор"! И студент рад, что он знает теперь, как происходит повышение развития. Затем он идет на следующую лекций, где, скажем читается из области физиологии чувств. И т. к. здесь мало склонны подбирать вещи правильным образом, то может произойти, что тот же студент теперь услышит следующее. Были сделаны опыты, показавшие, как различно действуют цвета спектра на различные существа. Можно хорошо доказать, что например, именно куры не воспринимают из цветов спектра именно голубые и фиолетовые оттенки, но что они воспринимают те, которые идут от зеленого - к оранжевому, красному и инфракрасному!

Теперь этот студент, желая сопоставить в мыслях то, что он услышал сегодня на обеих лекциях, поистине принужден будет воспринимать вещи поверхностным образом. Вся селекционная теория построена на том, что куры должны видеть в петухах пестрые цвета, доставляющие им особую радость, но в действительности они для них просто черные - как воронье крыло, т. к. куры не видят этих красок. Это - только пример. Но кто действительно хочет изучить вещи научно, тот встречается с такими примерами на каждом шагу. Из этого вы видите, что интеллектуальность не очень глубоко проникает в жизнь. Она должна остановиться па поверхности. И может поэтому произойдет нечто, что наш господин придворный советник Зейлинг называет в своей книге -"Козлиными прыжками науки". Господин Зейлинг охарактеризовал в "Докторе Шлаухерле" некий вид научных заключений, которые выведены из того, что называется теперь "Физиология мозга", где например, говорится: если выключить например, благодаря болезни известную часть мозга, то той или иной душевной деятельности больше не будет существовать.

Итак, если она больше не обнаруживается, т. к. она выключена, то из этого заключают, что эта часть мозга - первопричина данной духовной деятельности; И вот слова доктора Шлаухерля, согласно его метода: "Передо мною существо, например, лягушка. Я произвожу шум и лягушка ускакала. Следовательно, она услышала шум. Затем я отнял у нее органы и она больше не слышит шума!". Заключение сделано точно по тому же методу, как и заключение в физиологии мозга: итак, значит, - лягушка слышит ногами! Вы сразу не заметите, что заключение такое же, как и в "Физиологии мозга". Но оно то же самое. Я выбираю нарочно самые резкие примеры. Конечно, трудно поверить, что интеллектуализм - это нечто действующее вполне внешним образом, и не захватывающее глубоко душевную жизнь и внутреннее человека. Материалистический образ мыслей как раз и не захватывает душевную жизнь. Последствием этого будет то, что человек после такой инкарнации, в которой он мало воздействовал на душу, возьмет с собой между рождением и смертью в следующей инкарнации склонность мало проникать в свою организацию. Ведь для этого было взято мало силы; и поэтому сила действует так, что человек мало пропитывает свою телесность. Но из этого возникает склонность построить в следующей инкарнации - женское тело. Поэтому и говорят в оккультизме: "женщина есть Карма мужичины".

В этой морально нейтральной области мы видим, как то, что человек подготавливает себе в одной инкарнации, фактически организует его телесность в следующей инкарнации. И т. к. эти вещи не только глубоко проникают в нашу внутреннюю жизнь, и в наши внешние переживания, и в наши поступки, то мы должны сказать: человек имеет в прежней инкарнации мужское или женское переживание, и это определяет в следующей инкарнации его внешние поступки тем или иным образом, т. к. благодаря женским переживаниям, он обретает склонность к образованию мужской организации - и обратно, благодаря мужским переживаниям - склонность к образованию женской организации. Только при ненормальных случаях повторяется одна и та же инкарнация в половом отношении. Но она может повторяться самое большее семь раз. Но существует правило: каждая мужская организация стремится в следующей инкарнации стать женской и наоборот. И никакое отвращение ничему не поможет; т. к. дело идет ведь не о том, что бы хотели в физическом мире, не о той склонности, которой обладают во время между смертью и новым рождением, - а это определяется часто гораздо более разумными причинами, чем те, когда в мужской инкарнации переживают ужас перед тем, что в следующей инкарнации нужно будет стать женщиной.

И вы видите в этом важном законе, что последующая жизнь определяется предыдущей, и как даже поступки в сведущей жизни могут быть определены. Теперь дело идет о том, чтобы мы научились понимать и другую кармическую связь, которая нам нужна, чтобы осветить ближайшие дни еще другие важные рассмотрения. Для этого мы должны оглянуться на первоначальные времена человеческого развития на то время, когда начались на Земле человеческие инкарнации. Этот момент - древняя лемурийская эпоха. Теперь дело идет о том, что тогда на человека воздействовало сильным образом люциферическое влияние, которое повело за собой и ариманическое влияние. Попробуем поставить перед нашей душой - каким образом люциферическое влияние действовало внешне в человеческой жизни. Благодаря тому, что человек вообще стал способен в те древние времена принять люциферическое влияние, то есть -пронизать свое астральное тело люциферическим влиянием, -благодаря этому его астральное тело обрело склонность проникнуть еще глубже в организацию, спуститься еще глубже в материальное физического тела - и главное - совсем иначе, чем оно сделало бы это без люциферического влияния. Человек стал благодаря ему много материальнее. Если бы не было действия люциферического влияния, то и возникшая склонность человека спуститься в материальный мир была бы немного меньше. Человек как таковой, держался бы в высших областях бытия. Следовательно, совершилось более сильное пронизывание внешнего и внутреннего человека, чем это произошло бы без люциферического влияния. Это пронизывание было теперь поводом к тому, что человек, благодаря сильной связи с материальным внешней жизни, потерял возможность оглядываться назад на события, которые предшествовали его воплощению.

Человек вступая теперь в бытие, через особым образом созданное рождение и благодаря этому он стал так глубоко связываться с материальным, что это гасило всякий взгляд на прежние переживания. Иначе человек сохранил бы в себе то, что он пережил в духовном перед своим рождением. Благодаря люциферическому влиянию рождение становилось теперь таким актом, через который человек устанавливал такие интенсивные связи между внешним и внутренним человеком так, что гасло все, что человек мог раньше пережить в духовном мире. Люциферическое влияние отняло у человека воспоминание о предыдущих духовных переживаниях. Так и осталось на все последующие времена человеческого развития. Поэтому человек проходит теперь через рождение с обыкновенным сознанием, которое он может присвоить себе, через рождение так, что он не имеет никакого сознания о том, что происходит между смертью и новым рождением, и на что он уже не может оглянуться. Это происходит благодаря связи с внешней телесностью, и человек не может больше оглядываться на прошлое. И благодаря этому человек принужден в течение всей своей жизни получать свой опыт и переживания только из внешнего мира.

Но вы очутились бы на совершенно неправильном пути, если бы вы подумали, что на человека действуют только грубые внешние вещества, которые он принимает в себя. На человека действуют не только средства питания и их силы, по и остальной опыт, который он приобретает, - а также и вещи, которые втекают в него через его чувства. Но благодаря более грубой связи с материей и питательные вещества действуют иначе. Представьте себе, что люциферического влияния вообще не существовало бы: тогда на человека все действовало бы гораздо тоньше, начиная с продуктов питания и до впечатления чувств. Он пронизывая бы все, что он переживает, как взаимодействие с внешним миром, - тем, что он пережил между смертью и новым рождением. Благодаря тому, что человек создал более плотную материальность - он склонен принимать все более плотнее в себе. А иначе он принимал бы более тонкие вещи. Поэтому люциферическое влияние действует так, что человек, благодаря уплотнению материи, притягивает из внешнего мира более плотные вещи, чем это было в ином случае. То плотное, что он притягивает извне, совсем иное, чем менее плотные вещи.

Это менее плотное сохранило бы воспоминание о прошлой жизни; оно вызвало бы и ту уверенность, что все пережитое человеком между рождением и смертью простирало бы свои воздействия в нескончаемые времена. Человек знал бы: правда, внешне наступает смерть, но все что совершается, действует дальше. Благодаря тому, что человек должен был принимать нечто более плотное, чего он не должен был бы делать в ином случае, без люциферического влияния, - он создает взаимодействие между его собственной телесной природой и внешним миром уже с самого рождения. Каковы же последствия этого взаимодействия? Духовный мир погашен уже с рождения. Для того, чтобы человек мог жить в духовном, проснуться в духовной жизни, -должно вновь наступить то. состояние, когда все. входящее в нас извне, вновь сняло бы с человека более плотную материальность. И потому что мы присвоили себе эту более плотную материальность, мы должны теперь, чтобы снова смочь вернуться в духовное, ждать то время, когда внешняя материальная телесность будет снята с нас.

То, что проникает в нас, как более плотная материальность, уносит у нас более плотную телесность постепенно, по частям, начиная с нашего рождения. Если бы более плотная телесность не наступила бы, то в нас не вошло бы и то, что должно снять с нас эту телесность. То, что входит в нас тогда, это и есть нечто разрушающее все более и более эту телесность, пока оно совершенно не разрушит ее, и она перестанет существовать. Начиная с нашего рождения, мы принимаем все более плотную материальность, чего не случилось бы без люциферического влияния; мы постепенно уничтожаем нашу телесность, пока она не станет совершенно непригодной с наступлением смерти. В этом мы видим, что люциферическое влияние является кармической причиной смерти человека. Если бы не было такого рождения, то не было бы и такой смерти для человека. Тогда человек вообще стоял бы перед смертью так. что он имел бы точную перспективу всего грядущего перед глазами. Смерть - это кармическое следствие рождения, и рождение и смерть связаны между собой. Без рождения, - каким переживает его теперь человек, не было бы и смерти, через которую проходит теперь человек. Я еще раньше сказал, что мы не можем говоришь о Карме у животного в том же смысле, как у человека.

Если бы кто-нибудь сказал, что и у животного рождение и смерть кармически связаны, то он просто не знал бы, что рождение и смерть для человека являются совсем иным, чем для животного. То, что внешне выглядит одинаково, -внутренне совсем не одно и то же. При рождении и смерти дело идет не о внешнем становлении, но о внутреннем переживании, у животного переживает только групповая душа. Смерть животного означает для групповой души приблизительно то же. что вы переживаете, когда при наступлении лета вы обрезаете полосы, которые затем постепенно вырастают заново. Групповая душа одного вида животных ощущает умирание животного, как отмирание какого-нибудь члена, который постепенно заменяется вновь. Следовательно, групповая душа есть то, что мы можем сравнить с человеческим Я. Она не знает рождения и смерти. Групповая душа взирает постоянно на то, что предшествует рождению, и на то, что последует за смертью. И говорить о рождении и смерти у животного так же как у человека -совершенная бессмыслица, потому что предшествующие причины - совершенно иные. И тот, кто думает, что являющееся внешне одинаковы - вызывается и внутренне такими же причинами, - просто отрицает внутреннюю действенность духа. Одинаковости внешних событий никогда не указывает точно на одинаковые причины. Человек может родиться совершенно до другой причине, а животное - совсем по иной; так же и умирает человек совсем по иной причине, чем животное. Мы охарактеризовали сейчас немного эту разницу.

Кто подумал бы немного, как внешние вещи изживаются без того, чтобы во внутреннем переживалось бы хоть самое отдаленное сходство с ними, тот пришел бы уже и методологически к тому, что это происходит именно так. Вы можете даже очень простым способом прийти к тому, что внешние отблески чувств не являются доказательством для внутренней жизни. Возьмите двух людей: вы приходите в девять часов в одно определенное место и видите там двух людей, стоящих рядом. В три часа вы вновь идете к данному месту, после того, как в этот промежуток времени вы там не были: и вот эти же два человека стоят опять вместе на этом же месте. Теперь вы могли заключить: А. стоит там опять на том же месте. В. стоит все еще на том же месте, где уже стоял в 9 часов. То, что является здесь вашим глазом - это внешний обман. Но узнайте, что делали эти люди в этот промежуток времени; и тогда вы, может быть, найдете, что один стоял там тихо на месте, а другой -ходил между тем очень далеко и устал.

Здесь откроются вам тогда совсем другие события. И как глупо было бы сказать, когда оба человека в 3 часа вновь стояли на том же месте, что у них внутри произошло одно и то же; также глупо, при виде двух одинаковых по форме кле¬ток, сделать вывод, исходя из их одинаковой структуры, что они имеют внутренне одинаковое значение. Дело идет о том. чтобы знать весь ход событий, приведший одну клетку в определенное место. Поэтому современная физиология клеток, которая исходит из исследования внутренней структуры клеток, находится на пути заблуждения в очень широких масштабах. Никогда не может быть то, что открывается внешним обманчивым чувствам, быть решающим для внутренней сущности вещи. Это все нужно продумать, если хотят понять такие вещи, которые открываются из оккультных наблюдений, как например, что рождение и смерть - нечто совсем другое у человека, чем у млекопитающего животного или у птицы. Изучать эти вещи станет возможным только тогда, когда люди хоть немного придут к тому, что хочет сказать духовное исследование.

И пока не этому к придут, - внешняя наука, которая, остановилось на обмане чувств и на том, чем должны быть внешние факты, - откроет правда прекрасные факты; но все, что люди могут выдумать при таких предпосылках о таких фактах, будет вовсе не решающим для настоящей действительности. И поэтому все, что является сегодня теоретической наукой, - это фантастическое образование, возникшее благодаря тому, что внешние факты комбинируются в связи с внешним обманом. В некоторых областях внешние факты просто стремятся к пра¬вильной интерпретации, но благодаря сегодняшним мнениям, это не удается. Итак, сегодня мы дали двум нейтральным областям на поле кармической закономерности воздействовать на нас, и вы увидите, что они станут для нас основой для следующих рассмотрений. Мы усвоили, как женская организация является кармическим следствием мужских переживаний, - и мужская организация - кармическим следствием - женских переживаний; и мы усвоили, наконец, что смерть есть кармическое следствие рождения в человеческой жизни. А это все если попытаться понять его постепенно, - явится тем, что может ввести нас глубоко в кармическую связь.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist октябрь 2, 2031 20:20
Buy for 100 tokens
Автор журнала - Николай Подосокорский, литературный критик, публицист. Подробнее обо мне можно прочитать здесь: http://philologist.livejournal.com/6485623.html Если вы хотите предложить сотрудничество, пишите на почту: philologist@livejournal.com Сейчас мой блог занимает 16-е место в общем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments