Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 10-я лекция, часть 1

Известные глубокие вопросы кармических связей, которые относятся к нашему человеческому влиянию на Карму, и особенно на Карму других людей, то есть те вопросы, которые относятся к изменению направления Кармы в малом и большом, - нельзя осветить, - и даже нельзя вызвать представление как должно на них отвечать, - без того, чтобы не затронуть известных важных вопросов нашего мироздания. Такие вопросы могли бы, может быть, встать перед каждым из уже сказанного, если вы ту или иную мысль, вызванную и освещенную с разных сторон проследите дальше сами для себя. Также может быть поднят вопрос: что случается, когда в кармической связи человека, благодаря тому, что он раньше переживал и делал, - необходим болезненный процесс для удаления этого кармического факта, и если этому человеку можно помочь лекарствами или какими-либо другими вмешательствами таким образом, что он действительно может быть исцелен в этом случае, благодаря человеческой помощи? И каково отношение такого факта к глубоким восприятиям кармической закономерности?



Я сразу же отмечаю: чтобы вообще бросить свет на эти вопросы, необходимо затронуть вещи, лежащие очень далеко от современной науки и от теперешнего мышлении человека, и о которым можно говорить, так сказать, только среди теософов, которые уже приготовлены для этих вещей тем, что они уже восприняли многое из истин, относящихся к глубоким подосновам бытия, и усвоили себе чувство, что вещи, на которые теперь можно только указать, уже давно и полностью могли быть обоснованы. Мне хотелось бы, все же выразить здесь одну просьбу: то, что я вынужден говорить о глубоких подосновах земного бытия, и о чем я постараюсь сказать точным образом, т. к. иначе при иных сопоставлениях или будучи сказанным и совсем без них, все сказанное могло стать неверно понятым и повело бы к недоразумениям, - вот почему я прошу просто принять эти вещи так, как они будут сказаны, и никак не иначе. Затем, я еще должен попросись, чтобы эти вещи не передавались бы дальше и чтобы никто не считая их просто учебным материалом, который он может давать дальше, потому что только взаимная связь оправдывает такое положение, а оно только тогда оправдано, если за ним лежит сознание, как надо произносить слова, чтобы выразить нечто подобное в мысли.

Собственно говоря, дело идет о вопросе о глубокой сущности материального бытия - с одной стороны - и о сущности душевного бытия - с другой стороны. Мы обязательно должны усвоить сегодня более глубокое восприятие душевного и материального, и это необходимо по совершенно определенной причине, т. к. мы говорили на предыдущих лекциях о том, что душевное человека может проникать более или менее глубоко в материальное. Вчера мы смогли охарактеризовать сущность мужского существа тем, что мы сказали о нем: у мужчины душевное проникает в материальное и запечатлевается в нем глубоко, тогда как душевное женщины в известном отношении больше удаляется от материального и создает себе самостоятельное бытие по отношению к нему. Таким образом, мы видели, что многое из кармического переживания основано на том, как, происходит взаимопроникновение душевного и материального. Мы видели также, как известный процесс заболевания, выступающий в одной инкарнации, является кармическим следствием ошибок, совершенных душой в прежних воплощениях, причем душа тогда переработала в себе свои поступки и затем на пути между смертью и новым рождением приняла в себя тенденцию, чтобы то, что происходило раньше только как признак, как влияние душевного, запечатлелось бы в телесном, в материальном.

И если в таком случае человеческая сущность все больше пропитывается таким душевным, которое приняло в себя люциферическое и ариманическое влияние, го именно благодаря такому душевному портится человеческое материальное. И в этом заключается ведь тогда процесс заболевания. Поэтому мы можем сказать - в больном теле живет нечто испорченное душевно, претерпевшее неправильное влияние, - люциферическое или ариманическое, и в тот момент, когда вы смогли бы вывести их из душевного, - наступило бы правильное проникновение души и тела, - то есть пришло бы здоровье. Следовательно, мы должны спросить: как же обстоит дело с этими двумя членами земного человеческого бытия вставшими теперь перед нашими глазами - с материей и душевным? Чем являются они в глубине своего существа? И когда встает этот вопрос, то у современного человека рождается мнение, что ответ на вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?".

Всюду на земле, где этот вопрос мог встать - будет одинаковым; и я не думаю, чтобы человеку легко было усвоить мнение, что для существ, живших на старой Луне, ответ на этот вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?" звучал бы совсем иначе, чем для существ, живущих на земле. Бытие настолько сильно движется в своем развитии, что даже такие вещи меняются, а также представления, которые может составить себе существо о глубоких основах своей собственной сущности. А потому и ответ на вопрос: "Что такое материя? Что такое душа?" - изменяется также. Поэтому сразу же надо сказать, что ответы, которые можно дать - являются только ответами земного человека и только для него или в связи с некоторыми явлениями в учении об электричестве - понятие элемента претерпело различные изменения, причем пришли к мнению, что эти известные до сих пор, приблизительно 70 элементов являются лишь предварительной границей материи и что их разложение может привести обратно к одной-единственной основной материи, которая затем только через внутреннюю комбинацию, благодаря внутреннему элементу в своей сущности специализируется один раз в золото, - а другой раз - в калий, кальций и т. д.

Это изменяющиеся научные теории. И точно также, как научные теории изменялись в течение каждых 50 лет в XIX веке, и пришли к тому, что известные физики увидели в том, что должно быть материей, нечто подобное существам, нечто что было взято от электричества, как теперь "Теория ионов (это и сейчас научные моды), так же как в недалеком будущем будут существовать другие научные моды, и будут представлять себе материю иной по составу. Это факты. Научные мнения очень переменчивы, да они и должны быть таковыми; они ведь целиком зависят от тех фактов, действие которых особенно значительно именно для данной эпохи. Напротив, духовноведение с его учением, проходя через все эпохи, и во все времена, пока имеются земные культуры (и оно будет идти таким образом, пока будут существовать эти культуры), оно имело всегда одинаковый, однородный взгляд на сущность материального бытия, на материю. Чтобы привести вас к тому, что имеет в виду духовноведение как сущность материи. - я хотел бы сказать следующее:

Вы знаете самый обыкновенный процесс: когда перед нами "лед", что это твердое тело, твердая материя. Эта материя твердая - не благодаря своей настоящей сущности, она -твердая материя только благодаря внешним обстоятельства. И она уже не будет твердой материей, если мы повысим температуру соответствующим образом, и тогда она уже будет живой материей. Следовательно, какой является материя нам в внешнем мире, это вовсе не зависит от того, что имеется в ней самой, но от всех обстоятельств окружающего мира. Затем мы можем вводить в эту материю еще больше тепла, и из воды, начиная с определенной точки начинает образовываться "пар"! Итак, мы имеем лед, воду, пар, и вызвали это благодаря повышению температуры в окружении того, что мы можем обозначать как "материю в различных формах". Итак, мы должны различать материю, какой она является нам, не по внутреннему виду, но мы должны уяснить себе, что способ как материя, выступает нам навстречу, зависит от вида общей конституции мира, и что нельзя ничего от всего мирового целого делить на отдельные материи.

Но дело обстоит так, что методы современной науки вообще недостаточны, чтобы прийти к тому, к чему может прийти духовноведение. Современная наука не может своими средствами довести материю, куска льда, которая благодаря повышению температуры становится сперва жидкой, а затем газообразной, - до того, чтобы она перешла в состояние, которое является последним, достижимым состоянием на Земле, в которое должна быть переведена каждая материя. Сегодня невозможно создать научными средствами такие условия, с помощью которых можно было бы показать: "Если ты берешь золото и делаешь его постепенно все тоньше, до возможного предела на Земле, то ты придешь к такому или иному состоянию. Если ты проделаешь то же самое с серебром, то получишь тот же результат, — с медью то же самое и т. д. Духовная наука может сделать это. потому что она в конце концов основывается на ясновидческих методах исследования; и поэтому она в состоянии сделать следующее наблюдение: как в - так можно сказать - промежуточных пространствах наших материй всегда находится нечто, подобное являющейся фактически внешней предельной границей, до которой вообще может быть доведена материя, в ее земном бытии.

Имеется действительно состояние растворения, доступное ясновидческому исследованию для всякой материи и одинаково для всех материй; но то, что вступает тогда -уже не материя, но нечто, лежащее по ту сторону всяких специализированных материй, окружающих нас. И каждая отдельная материя является тогда чем-то конденсированным, уплотненным из этой "основной материм" (хотя это уже больше не материя), будь то золото, серебро или какая-нибудь другая материя. Имеется основная сущность нашего материального земного состояния, из которой возникло все только путем уплотнения. И на вопрос: "Что же это за основная материя нашего земного бытия?", отвечает духовноведение: каждая материя на Земле – это конденсированный свет! И в материальном бытии нет ничего, что не было бы чем-то иным, как в той или иной форме уплотненный свет. Поэтому вы видя то, что для того, кто знает факты, нельзя основать теорию, как например, гипотеза колебаний в XX веке. В ней пытались получить свет средствами, которые были грубее, чем сам свет. Свет нельзя отнести к чему-то другому в нашем материальном бытии. Что бы вы не осязали, как материю - всюду это будет конденсированный, сжатый свет. Материя по своей сущности - свет, таким образом, мы указали, с духовноведческой точки зрения на одну сторону вещей. Мы познали то, что лежит в основе всего материального, как свет. И когда мы смотрим на материальное тело человека, то и оно соткано из света. Человек являясь материальным существом соткан из света.

Теперь возьмем другой вопрос: "Что же такое сущность душевного?". Если бы мы исследовали подобным же образом духовноведческими средствами, ту субстанционально-действительную основу сущности душевного. - то нам явилось бы, как то, что все материальное - есть сжатый свет, также и то, что все многообразные, совершенно различные душевные явления на Земле открываются, как многообразные претворения того, что должно быть названо любовью, если мы действительно осознаем основное значение этого слова. Каждое движение душевного вида, где бы оно не выступало, является каким-либо образом модифицированной любовью. И когда мы должны как бы соединить внутреннее и внешнее человека и запечатлеть их одна в другом, то мы имеем его внешнюю телесность, сотканную из света, и его внутреннее - душевное сотканным одухотворенным образом - из Любви. Любовь и свет фактически как бы вотканы в друг друга во всех явления нашего земного бытия.

И кто должен постигать вещи духовноведчески, тот спросит в первую очередь: каким же образом и в какой степени соединяются любовь и свет друг с другом? Любовь и свет - это два, элемента, два компонента, пронизывающие все земное бытие: любовь - как душевное земное бытие, свет - как внешнее материальное земное бытие. Но теперь для обоих элементов - свет и любовь, которые, собственно, должны были бы согласно великому ходу земного бытия - находиться рядом, - наступает то, что между ними должен быть посредник, соединяющий один элемент с другим - свет с любовью. Это должна быть сила, которая, так сказать, не имеет особенного интереса в любви, которая вплетает в элемент любви - свет и заинтересована в том. чтобы дать свету наибольшие распростра¬нение, давая ему излучаться в элементе любви. Такая сила не может быть силой Земли, т. к. Земля ведь является Космосом Любви. Ее миссия всюду внедрять любовь.

Следовательно, все, что связано с земным бытием - не может иметь ни малейшего соприкосновения с любовью. Но таким интересом обладают люциферические сущности; они как раз отстали на Луне, - космосе Мудрости. Их особенно интересует вплетать свет - в любовь. И поэтому люциферические сущности работают всюду, где наше внутреннее, сотканное из любви, каким-либо образом вступает в связь со светом, где бы он не существовал в любой форме; а свет ведь и выступает нам навстречу во всяком материальном бытии. И как только мы вступаем в какое-либо отношение со светом, выступают люциферические сущности и люциферический элемент вплетается в любовь. Благодаря этому человек, в ходе воплощений вступил вообще в люциферический элемент. Люцифер показал себя с элементом любви, и во все, что соткано на любви, вчленяется элемент Люцифера, который только и может принести нам то, что делает из любви не только отдачу себя без остатка. - но пронизывает любовь мудростью, и она становится любовью пронизанной изнутри мудростью; без этой мудрости любовь была бы, самой собой разумеющейся силой, за которую человек не мог бы нести ответственности. Теперь же любовь становится настоящей силой Я, в которую вплетается люциферический элемент, который прежде находился во вне, в материальном.

Только благодаря этому становится возможным, что наше внутреннее, которое должно было получить в земном бытии отпечаток любви в полном ее объеме, пронизывается всем другим, что мы можем отметить как воздействие Люцифера, что ведет, с одной стороны, к проникновению внешне-материального, так что не только любовь пронизывает то, что соткано светом, но это такая любовь, которая проникнута Люцифером. В то время, когда человек принимает люциферический элемент, он вливает в материальное бытие своей со¬бственной телесности такое душевное, которое, правда, соткано из любви, но в нее вплетен люциферический элемент. Любовь, пронизанная им, которая запечатлевается в материа¬льном, это и есть причина заболевания, действующая изнутри. И в связи со всем, что мы привели уже раньше, как необходимое следствие, вытекающее из заболевания, возникающего из люциферического элемента, мы можем теперь сказать: то, что мы должны рассматривать, как такое последствие в боли (мы ведь видели, как боль является следствием люциферического элемента), это показывает нам действие кармической закономерности таким образом, что действие одного поступка или искушения, исходящего от Люцифера, - изживается кармически так, что в боли выявляется то, что должно привести к преодолению данного действия.

Но можем ли мы в таком случае помочь чем-нибудь? Смеем ли мы вообще здесь помогать? Смеем ли мы все внедрившееся из люциферического элемента со всеми его последствиями в виде боли, - каким-то образом устранить? После ответа на вопрос о сущности душевного, нам открывается необходимость и возможность совершить это, если мы найдем для человека, имеющего в себе люциферический элемент, как причину заболевания, - средство изгнать это люциферическое в нем соответствующим образом. Что же это за средство, которое должно действовать еще сильнее, чтобы люциферический элемент вышел бы правильным образом? Что загрязнено на нашей Земле благодаря люциферическому элементу? - Любовь! Поэтому то мы можем получить настоящее действенное средство в помощь нам в лице любви, чтобы кармический элемент изживался бы правильным образом. И мы должны в итоге всего, что становится в этом направлении причинами заболеваний, видеть в элементе любви, который уменьшился в душевном, благодаря влиянию Люцифера, - нечто, к чему мы должны привнести еще что-то.

Мы должны влить любовь для того, чтобы помощью могли стать поступки любви. Этим характером привнесенной любви обладают те исцеляющие действия, опирающиеся более или менее на так называемые "психические процессы исцеления". И то, что применяется при помощи психических процессов исцеления, связано в какой-то мере с добавлением любви. Любовь - это тот бальзам, который мы вливаем другим людям. И в конце концов это должно быть приписано только любви. И это может быть сделано. Любви должно приписать, когда мы приводим простые психические факторы в движение и побуждаем этим другого хотя бы только привести в порядок его подавленную чем-то душу. Все это должно иметь свой импульс в любви - от простейших процессов исцеления и до того, что теперь часто называется профанами - "магнетизированием". Что же передается при этом от исцеляющего тому, кто должен получить исцеление? Это, - если мы хотим говорить выражениями физики, - "обмен напряженностями". То, что живет в исцеляющем, именно известные процессы в эфирном теле, это - вступая в известное отношение к тому, кто подлежит исцелению, стано¬вится неким видом полярности по отношению к исцеляемому. Полярность называется именно так, как вы называете в абстрактном смысле полярность, когда вы вызываете один вид электричества - положительный, - и возникает соответственно - иной - известным образом отрицательный. Вызываются полярности. И это нужно воспринимать в имманентном смысле как жертвенное деяние.

Действительно, вызывают в себе самом процесс, который предназначается не только потому, чтобы иметь значение в нас самих; в таком случае вызывают только лишь этот про¬цесс, но в этом случае процесс необходим, чтобы вызвать в другом некую полярность этому процессу. И эта полярность, которая конечно зависит от того, что исцеляющий и исцеляемый приводятся в каком-то смысле в связь. Вызвать этот процесс в другом – это в имманентном смысле жертвенная отдача силы, которая есть ничто иное, как превращенная любовь, поступок любви – некой форме. Это и есть собственно настоящее воздействие любви при таких психических действиях. И поэтому нам должно быть всегда ясно, что без лежащей в основе силы любви - дело всегда будет иметь нечто ведущее к неправильной цели. Но процессы любви не всегда протекают так, чтобы человек осознавал это полностью, при обычном дневном сознании, они протекают также и в подсознательных слоях; даже в том, что можно рассматривать как "технику" в процессах исцеления, например, в способе, проведения руками уже имеется нечто отображающее в себе жертвенное деяние.

Следовательно, уже там, где мы в процессе исцеления не усматриваем непосредственную связь, и не видим, что делается, все же имеется поступок любви, хотя он целиком превращен в технику. Итак, мы видим, что благодаря тому, что душевное в основе своей – есть любовь – мы смеем применять психические исцеляющие факторы, которые могут быть процессами, происходящими на периферии человеческого существа, и что через эти исцеляющие факторы обогащается основа душевного - любовь любовью в которой она нуждается. И мы видим, с одной стороны ту помощь, которую мы смеем сказать, чтобы поддержать человека, когда он, попав и сети Люцифера, должен вновь освободиться от них. И так как основа душевного - любовь, то мы смеем в этом направлении оказывать влияние на Карму.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 2

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Tags: Штайнер, эзотерика

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist октябрь 2, 2031 20:20
Buy for 100 tokens
Автор журнала - Николай Подосокорский, литературный критик, публицист. Подробнее обо мне можно прочитать здесь: http://philologist.livejournal.com/6485623.html Если вы хотите предложить сотрудничество, пишите на почту: philologist@livejournal.com Сейчас мой блог занимает 16-е место в общем…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment