Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 11-я лекция, часть 2

Это были Элоимы, закончившие свое творение на Луне, и те, кто могли затем на Земле созерцать его, могли сказать: "Оно может остаться, оно - лучше всего". Но для этого должно было закончиться старое лунное развитие. Как же теперь обстоит дело с люциферическими сущностями, то есть с теми сущностями, которые не закончили свое лунное развитие? Они захотят и на Земле попробовать созерцать свою работу и после, - так, например, когда они сделали свой вклад в греческую культуру. И они увидят тогда, что Ариман местами раз¬рушил им это. Они должны будут сказать, потому что они не закончили свое дело: "Они увидели их дневную работу, и увидели, что она была не лучше всего и что ее надо было по¬тушить!". Это великое разочарование люциферических духов, что они все снова пытаются сделать свою работу, отклонить маятник в другую сторону для удара - и все снова находить свою работу разрушенной Ариманом. Вы должны представить себе внутри человеческого развития как бы приливы и отливы, постоянный рост новых сил, благодаря сущностям более высоким, чем мы сами, и переживание постоянных разочарований. Все это содержится в переживаниях люциферических духов в земном развитии.



И эту Карму человечество должно было принять в себя, т. к. человек только благодаря этому мог прийти к действительной свободе. Свобода может вырасти только благодаря тому, что человек сам себе дает высшее содержание своего земного "Я". То Я, которое имел бы человек, если бы в конце земного развития ему было дано осуществить все цели, - не может быть свободно; т. к. уже заранее было предопределено принятие всех сокровищ земного развития в себя. Человек мог стать свободным только, если бы он создал к этому Я – еще другое Я – способное ошибаться, способное, как маятник, всегда качаться в сторону добра и зла, и которое все снова может стремиться вверх к тому, что является содержанием всего развития Земли. Человеку должно было быть дано нижнее "Я" Люцифером для того, чтобы поднятие человека к его высшему "Я" - могло бы быть его поистине самостоятельным поступком. Только так возможна также "свободная воля" в человечестве. Свободная воля есть нечто, чего может достичь человек постепенно, т. к. человек поставлен на Земле так, что в жизни его свободная воля мерцает перед ним как некий идеал.

Где же в течение развития человеческая воля свободна? Она не свободна, т. к. может каждую минуту подпасть люциферическому или ариманическому влиянию. Она не свободна, потому что каждый человек, пройдя через врата смерти, во время восхождения к очищению - может быть в течение десятилетий - имеет совершенно определенное впечатление. Это и есть существенное во время жизни в Кама-локе, что мы видим в какой степени мы сами несовер¬шенны, благодаря тому, что мы создали несовершенное в мире, и видим одно за другим каким образом мы стали несовершенными. А из этого рождается решительное намерение вновь уничтожить все, что мы сделали так несовершенно. Такова жизнь во время Кама-локи; намерение добавляется к намерению и принимается затем общее решение: "Ты должен все вновь исправить, вещи и дела тобой совершенные и продуманные, - все, что привело тебя вниз!". То, что чувствует тогда человек - запечатлевает он в своей дальнейшей жизни и вступает с этим намерением при рождении в бытие - и накладывает этим на себя свою Карму. Поэтому мы и не можем сказать, что мы, войдя через рождение в бытие, можем говорить о "свободной воле".

Мы можем только сказать, что мы приближаемся к свободной воле, поскольку нам удается стать господином над воздействиями Люцифера и Аримана. А сделать это мы можем только через познание - сначала через самопознание, причем мы становимся все способнее - и в жизни между рождением и смертью - к изучению наших слабостей во всех трех душевных качествах - в мысли, в воле и в чувстве. И если мы все больше стараемся не отдаваться иллюзиям, то в нашем Я растет сила отказаться от люциферического влияния. И тогда мы все больше становимся способными решать, какой отдаче себя заслуживают сокровища человечества, добытые постепенно; а затем через познание внешнего мира, которое должно завершиться самопознанием; оба должны дей¬ствовать вместе. Самопознание и познание внешнего мира должны соединится с нашим существом, и тогда мы будем в состоянии создать ясное отношение к Люциферу. В этом как раз и заключается особенность того, что мы усваиваем как теософическое познание, что мы получаем разъяснения таких вещей: в какой степени Люцифер и Ариман овладели каждым человеческим поступком, склонностью и страстями. В этих лекциях мы пытались уяснить себе, как люциферические и ариманические силы воздействуют на нашу жизнь самым разнообразным образом!

Но в данной эпохе может начаться пояснение люциферических и ариманических сил, а это человек должен знать, если он действительно хочет внести нечто для достижения Земли и человечества. Посмотрите кругом: всюду, где думают и чувствуют по-человечески - вы можете увидеть, как далеки еще люди от настоящего, истинного пояснения влияний Люцифера и Аримана. Но при этом вы увидите еще, что большая часть человечества не хочет таких объяснений. Вы видите, как люди, как еще большая часть людей, впадает в известный религиозный эгоизм, и ими овладевает чувство желания только бы достичь с этой же самой душой того состояния благополучия, которое только можно себе представить. Это эгоизм, при котором люди плохо сознают, что именно здесь чувствуют самые большие алчные стремления. И нигде Люцифер не принимает такого участия, как когда люди хотят стремиться к Божественному, исходя из их страстей и желаний, не осветив себя Божественным светом познания. Вы не вериге, что Люцифер работает именно там, где люди думают, что они стремятся к высшему? Но формы, которые достигаются таким образом, должны будут стать тоже разочарованиями Люцифера. Л же, кто думает, что они достигнут той или иной формы Духовной культуры, исходя из своих самых диких желаний, которые все время проповедуют, что это теософия потому так вредна, что она верит во что-то новое, эти люди должны были бы обдумать, что не от человеческой воли зависит то, что Ариман следует по пятам Люцифера. И то. что возникло в течение развития форм, это погибнет, благодаря вмешательству Аримана - и благодаря Люциферу. Спасется только стремящийся вперед поток развития человечества.

Оглядываясь при этом назад на прошлое развитие, когда известные сущности отстали, принеся себя в жертву нам, мы знаем теперь, что эти сущности должны изживать свою Карму из-за нас, для того, чтобы мы нормальным образом могли изжить то, что эти сущности могут влить в нас. Да, поистине - Ягве влил когда-то человеку в Божественном дыхании способность "Я". И если бы добавилось теперь Божественное дыхание, пульсирующее в человеческой крови, и то, что все снова может уклоняться от даров дыхания Ягве, и если бы там не работали люциферические и ариманические импульсы, то человек, достиг бы свободного "Я" в самопознании. Итак, это лежит в смысле развития мира, что известные сущности отстали на старой Луне. Мы живем теперь в такую эпоху, когда мы можем действительно оглядываться на многие разочарования Люцифера, и когда мы можем глядеть в будущее, когда мы все больше научимся понимать, чем является стремящийся вперед поток развития. Теософия станет инструментом для понимания этого потока развития, чтобы мы могли все более сознательно относиться к влияниям Люцифера и все больше узнавать его импульсы в нас самих, и применять их все с большим сознанием, правильным образом, принося пользу для развития человечества, - тогда как они раньше действовали в человечестве, как смутное стремление, которое человек сам не сознавал.
Также обстоит дело с ариманическим влиянием.

Это одна из областей, где можно обратить внимание на то, что именно теперь предстоит важная эпоха развития человечества, - именно та, в которой в известном отношении фактически происходит и переворот в силах души. Для многих из вас уже было охарактеризовано, что мы стоим перед эпохой, в которую известные люди - отдельные люди - будут развивать иные душевные способности, а не те, которые имеют значения сейчас. Например, то, что Теософия может говорить, исходя из познаний духовноведческого исследования, что человек имеет кроме физического тела еще и эфирное, - это знают из видения сегодня только те. кто прошел методическое обучение. Но еще до-середины двадцатого века - это мы знаем из Акаша-хроники, - будут жить люди обладающие естественным развитием, эфирного ясновидения, потому что люди пришли к моменту, когда эти вещи будут развиваться, как естественный дар восприятия эфирного тела пронизывающего физическое тело и выходящее за его границы. Как человек мог развиться, исходя из видения в Духовном мире, до теперешнего только внешнего физического восприятия и понятия внешнего мира только с помощью разума, - так начинает он теперь развиваться постепенно к новым - но уже сознательным способностям. Эти новые способ¬ности добавятся к старым и возникнет новая, особая способность, которую я могу охарактеризовать так:

Появятся люди - единичные сперва (т. к. только в течение ближайших 2-х, 3-х тысячелетий эта способность разовьется у многих людей) - и эти первые предвестники появятся уже в первую половину двадцатого столетия, и они будут обладать следующим: люди будут переживать какой-нибудь поступок - и в них возникнет искушение немного отойти от поступка - и тогда перед ними встанет картина, происходящая от данного поступка. Сперва они не узнают ее и не смогут найти отношение к тому, что они сделали. Но, - тогда они уже услышат или узнают кое-что о теософии; они узнают, что эта картина, стоящая перед ними, как образ во сне, - есть противообраз их собственного поступка, картина того поступка, который должен совершиться для того, чтобы только что сделанное нашло свое кармическое исполнение. Итак, человечество действительно стоит перед эпохой, когда начнет не только понимать Карму по учению и изображению духовноведения, но начнет постепенно ее видеть. Тогда как до сих пор Карма была для людей только темным стремлением и желанием - и могла быть изжита только в следующей жизни, превращаться только между смертью и новым рождением в намерение исправить ее.

Люди будут развиваться постепенно так, что для них станет возможным воспринимать сознательно творения Люцифера и видеть их выявления в своих действиях. Конечно, только те люди смогут предпринять нечто с этим эфирным ясновидением, кто стремился к познанию и самопознанию. Все больше и больше будут иметь перед собой люди в нормальном состоянии кармические картины для своих действий. Это будет чем-то, что поведет людей все дальше, т. к. они будут знать, что они еще должны миру, что записано в их кармический счет, как долги. Это и делает человека несвободным т. к. он не знает, что он еще должен миру. Следовательно, в Карме вовсе нельзя так сразу говорить о свободной воле. Слово "свободная воля" - уже не верно; т. к. нужно сказать: человек становится свободным только благодаря своему повышающемуся познанию и благодаря тому, что он поднимается все выше и выше и все больше врастает в духовную жизнь. Благодаря этому, он наполняется содержанием Духовного мира - и все больше становится тем существом, которое определяет его волю. Не(о) воля может стать свободной, но человек, как таковой, может стать свободным пронизывая себя познанием из одухотворившейся части мирового бытия. Так смотрим мы на разочарование Люцифера и его поступки и говорим: тысячелетия прошли уже с тех пор, как было заложено основание того, где мы теперь стоим; а если бы это было не так, то мы не смогли бы развиться до свободы. Но после того, как мы можем создать пояснения о Люцифере и Аримане - мы можем также стать в другое отношение к этим властям, можем извлечь плоды из тою, что было сделано. - так сказать, снять с Люцифера и Аримана их работу.

Во всяком случае, поступки Люцифера, совершенные им, которые все снова приводили его к разочарованиям, будучи совершены нами самими, - должны будут превратиться в их противоположность. Поступки Люцифера должны были возбудить желания и продвести людей к продвижению зла. Мы видели уже вчера, какова должна быть сила, противодействующая Люциферу. Когда мы должны сами противодействовать Люциферу и заботиться о его делах в будущем, то у нас это должна быть только любовь, которая может стать на место поступков Люцифера; любовь может сделать это. И она может быть тем, что притекает к нам из внешнего мира, когда мы все больше снимаем темноту и вплетаем во внешнюю материю любовь. И чем больше мы удаляем эту темноту и когда она уничтожается - нам удается полностью преодолеть ариманическое влияние. Тогда мы будем способны познать мир таким, каким он является в действительности, как земной мир. И мы постепенно приблизимся к такому познанию, которое сегодня может быть только достоянием духовноведения, и мы пробьемся к тому, что такое материя в действительности, - к природе света. Наука все еще заблуждается относительной природы света. Многие думают, что свет мы видим физическими глазами. Но это - неправильно. Физическими глазами видят не свет, но освещенные тела, видят краски на телах. Видят не свет, но смотрят через свет. Все такие заблуждения будут устранены. Благодаря этому будет преобразовываться картина мира, которая в силу необходимости должна была под влиянием Аримана проникнуться заблуждениями, а затем быть пронизана содержанием мудрости. Идя вперед к свету, человек сам станет вырабатывать душевный противообраз света.

И тогда любовь и мудрость поселятся в человеческой душе. А любовь и мудрость будут практической силой, настоящим жизненным импульсом, который придет из теософического мировоззрения; должен будет прийти. Мудрость - внутренний противообраз света, мудрость, которая может соединиться с любовью, если она пронизана мудростью, найдут правильный путь, чтобы вновь воздействовать на то, что погружено во внешнюю мудрость. И если мы постепенно хотим овладеть другой половиной развития, вновь одолеть Люцифера и Аримана. то мы должны пронизать себя элементом мудрости и любви. Развивая мудрость и любовь, мы развиваем те вещи, которые будут сами изливаться из наших душ, как дары для тех, кто принес себя в жертву в первой половине земного развития, как силы Люцифера и Аримана, чтобы дать нам то, что нам нужно для достижения свободы. Им мы должны будем дать то, что мы разовьем, как мудрость и любовь, сознавая это всегда, и т. к. жизнь должна быть в мире, то мы должны принять культуры, служащие нам средствами выражения; мы должны охотно и с любовью отдаться теософической культуре, - которая не будет вечна, - но мы примем ее с энтузиазмом и с любовью, будем создавать то, что делали раньше под принужденным влиянием Люцифера.

Сознавая теперь, что мы должны создавать из любви то, к чему раньше нас принуждало влияние Люцифера, исходя из желаний и страстей, мы сможем за всем этим тем больше развивать избыток любви. Если же мы будем развивать только необходимую любовь, то мы не сможем развивать культуру за культурой. Теософии должна быть чем-то, что создает нужное для данного времени жертвенно, с любовью и энтузиазмом, как то, что когда-то создавали люди с энтузиазмом, но под влиянием Люцифера. Мы не будем верить в иллюзии, не будем думать, что создаваемое нами вечно. Но, если мы с всевозрастающей любовью создаем культуру за культурой, го тем самым мы создаем избыток любви. Она идет Люциферу на пользу, это превращает в добро и его разочарования. От нас зависит, чтобы Люцифер смог поправить то, что он должен пережить как разочарования, если мы будем в свою очередь отдавать сделанное для нас.

Это - другая часть Кармы высших сущностей, чтобы мы развивали любовь, которая не просто останется в человечестве, но призвана к тому, чтобы проникнуть в космос. В те сущности, которые выше, чем мы, мы сможем вливать любовь, и они будут ощущать ее, как жертву. Это будет жертва души. Эта жертва души подымется к тем, которые когда-то изливали свои дары, поднимавшиеся, как жертвенный дым к духам, во времена, когда люди еще обладали духовными сокровищами. Тогда люди могли посылать вверх только символические жертвы к богам. В будущем - люди будут посылать потоки любви к духам. -и из жертвы любви будет опять-таки излучаться нечто вниз; к человеку будут притекать высшие силы, которые с растущей силой будут вступать - направляемые духовно в наш физический мир. Тогда это будут поистине магические силы. Так видим мы ход развития человечества, где изживают в себя Карма человечества и Карма высших существ. И мы понимаем теперь также, как связан план развития с отдельной человеческой Кармой. Предположим, что какая-нибудь сверхчеловеческая индивидуальность совершила то или иное в 1910 году, что было выполнено на физическом плане каким-то человеком*(Думаю что д-р имеет в виду личный пример), и этим был заключен контракт между этой индивидуальностью и человеком. И человек включен тогда в Карму высших сущностей и между ними имеется контакт. И тогда к нему притекает из высших миров поток, вносящий нечто в его жизнь и этим он занимаем новый пост, добавляемый к его Карме и дающий как бы размах маятнику в ту или иную сторону. Так оплодотворяется человеческая Карма - общей Кармой, проходящей через мир.

Посмотрим, например, на Мильтиада, или на какую-нибудь личность; они выступали на большом плане истории своего народа; там уже было обусловлено то или иное Кармой высших сил, - и они должны были встать на свой пост. В их отдельные кармические счета вливалось то, что должно было быть отдано всему человечеству; и если они добавили еще свои действия и поступки, то это становится их отдельной Кармой. Так живем и творим мы нашей отдельной Кармой в Макрокосме, как некий малый мир - как Микрокосм. Этим мы заканчиваем наш курс. - Я хочу еще сказать в двух словах, что я прочел этот курс именно о тех вопросах людей, которые могут так глубоко трогать человеческое сердце и в то же время быть связанными с величайшей судьбой самых высших сущностей; если я скажу, что я прочел этот курс действительно из глубины души, и я рад, что было возможно говорить об этих вещах теософской жизни, среди друзей-теософов приехавших отовсюду, чтобы отдаться рассмотрению этих вопросов, то и я говорю эти слова из глубины сердца. Те, кто будет иметь возможность слушать и следующие курсы, - увидят, что на многое будет отвечено, что проснулось в душе, в связи с этим курсом.

Но и те, кто не сможет прослушать эти летние курсы, получат возможность поговорить об этом со мной. Итак, я могу и на этот раз опять сказать, что я хотел бы, чтобы вещи, которые надо было обсудить, были бы сказаны не как просто абстрактные познания, но как познания, переходящие в мышление, чувство и волю, во всю нашу жизнь, чтобы в теософах видели бы в мире сравнения и образы того, что можно назвать глубочайшими теософическими истинами. Попробуем, чтобы это было действительно так, и мы будем иметь в мире теософическое духовное течение, которое должно быть в нашем тесном кругу - рассмотре¬нием духовного познания. Но тогда должны - сперва в нашем кругу членов - эти познания стать настроениями и как таковые выступить в мире. И мир постепенно поймет, что не напрасно в течение двадцатого столетия - честные и откровенные теософы, — люди, которые прямо и честно верили в могущество духовных сил, и веря в это, они сами были пронизаны силой, чтобы действовать совместно с ней.

Все быстрее будет входить культура в нашу жизнь, если они сами превратят то, что они слышали - в убеждения, в действия и поступки - и не благодаря тому - что мы убеждаем людей, для этого современная культура - мало подходит. Убеждены будут только те. кто подходит к теософии из глубочайшего стремления сердца. Остальные не будут убеждены. Эту Карму мы имеем также в духовных кругах как нечто, что принес материализм, и мы должны рассматривать эти повреждения как нечто, по отношению к чему теософия должна стать духовной силой. Мы должны давать то, что мы можем дать миру, - как самое важное из наших убеждений. Каждый, кто превратить теософию во внутреннюю жизнь души, - станет источником духовной силы. И кто будет верить в сверхчувственное, будет иметь уверенность, что наши теософские познания и убеждения действуют духовно, то есть получают распространение в мире, но для этого мы должны пронизать наше сознание духовными истинами, и стать носителями этих истин.


См. также:
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 1-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 2-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 3-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 4-я лекция
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 5-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 6-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 7-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 8-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 9-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 10-я лекция, часть 1
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 10-я лекция, часть 2
- Рудольф Штайнер. Откровения кармы. 11-я лекция, часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy


Tags: Штайнер, эзотерика

Posts from This Journal “Штайнер” Tag

promo philologist october 2, 2031 20:20
Buy for 100 tokens
Автор журнала - Николай Подосокорский, литературный критик, публицист. Подробнее обо мне можно прочитать здесь: http://philologist.livejournal.com/6485623.html Если вы хотите предложить сотрудничество, пишите на почту: philologist@livejournal.com Все посты из блога транслируются на мои…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments