Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Ефим Курганов. "Анекдот в драматургии А.С. Пушкина"

Первая публикация: Ефим Курганов. Анекдот. Символ. Миф. - СПб., 2002. С. 18-36.

Ефим Курганов - доцент кафедры русской литературы Хельсинкского университета. Автор следующих книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002) и др.




АНЕКДОТ В ДРАМАТУРГИИ А.С.ПУШКИНА

По научным представлениям, получившим классическое выражение в логических и искусствоведческих трактатах Аристотеля (Аналитика первая, Аналитика вторая, Топика, Риторика и др.), существуют доказательства очевидные, совершенно точно и определенно, без малейшей доли сомнений вытекающие из группы подобранных фактов, и доказательства, требующие специальной риторической разработки. Второй тип доказательств применяется, как правило, в случае опровержения распространенных, общепринятых мнений. При обсуждении какого-либо спорного пункта зачастую становится недостаточным оперирование данными непосредственной реальности: конструируется некая ситуация (не важно, имело ли в действительности сообщаемое или нет, важно, что это могло быть, важно, что это психологически убедительно), которая как раз и способствует принятию необычной и парадоксальной точки зрения. Аристотель назвал такой условный, диалектический в его понимании силлогизм энтимемой.

Как мне представляется, одним из видов энтимемы является анекдот. Точнее говоря, он вводится в беседу и в письменный текст именно в функции энтимемы. Вот что это за функция:

«Вероятностный, или правдоподобный, силлогизм есть тоже силлогизм. Однако он не столь самоочевиден, как силлогизм аподиктический, и требует для своей доказательности, чтобы доказывающий еще как-нибудь убедил своего слушателя при помощи приведения разных обстоятельств, логически не имеющих никакого отношения к силлогизму, но материально глубоко с ним связанных и делающих приводимое в данном случае доказательство вероятным, достаточно убедительным и достаточно праавдоподобным» (1).

Анекдот пушкинского времени во многом был энтиматичен. Он зачастую подключался к коммуникативному акту именно тогда все остальные (стереотипные) средства оказывались уже исчерпанными, и он должен был не столько убедить, сколько переубедить.
__________________

А.С. Пушкин очень тонко чувствовал и понимал природу энтематичности анекдота. Посмотрим, например, как он ввел анекдот в художественную ткань своего «Скупого рыцаря».
В первой же сцене Альбер говорит об отце:

«О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ, и сам им служит,
И как же служит.? Как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленой конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе. Молчи! Когда-нибудь
Оно послужит мне, лежать забудет» (2).


Рассказ Альбера об отце не раз уже привлекал внимание исследователей. В основе того рассказа лежит анекдот о скупце, который, жалея денег на приобретение сторожевого пса, сам по ночам лаял у себя во дворе. Правда, все писавшие о данном фрагменте, занимались лишь поиском источников, который, однако, никаких ощутимых результатов не дал (3), хотя совершенно очевидно, что в русском обществе имел хождение реальный анекдот, который и был введен А.С. Пушкиным в текст «Скупого рыцаря». Успокоившись на этом утверждении, я устраняюсь от дальнейшего поиска источников анекдота о лающем скупце, ибо предпочитаю высказать ряд замечаний о характере и специфике этого анекдота в структуре «Скупого рыцаря».

Рассказ Альбера построен в высшей степени риторически. У Альбера накопилось множество горьких обид на отца своего, и, конечно, он мог бы поведать о нем немало неприятно, обидного оскорбительного ростовщику Соломону. Но он не стал чернить имя отца – он просто рассказывает анекдот о скупце, и эта вымышленная история вмещает в себя весь тот личный горький опыт, который он не решился непосредственно изливать перед ростовщиком. Отказываясь от исповеди, Альбер все ж таки говорит правды об отце. Анекдот помогает раскрыть трагедию Альбера. В целом рассказ Альбера – это самая настоящая энтимема («О! мой отец не слуг и не друзей / В них видит, а господ; и сам им служит. / как же служит? Как алжирский раб»), подкрепленная анекдотом («В нетопленной конуре / Живет, пьет воду» и т.д. Анекдот тут существует в качестве топоса, который делает наглядно убедительной, достоверной энтимему – силлогизм о «скупом рыцаре».
________________________

Между прочим, анекдот о скупце, имитирующем собаку, ввел в русскую литературу отнюдь не А.С. Пушкин. Г.Р. Державин еще в 1803-м году включил его в свое послание «К Скопихину»:

«Престань и ты жить в погребах,
Как крот в ущельях подземельных,
И на чугунных там цепях
Стеречь, при блеске искр елейных,
Висящи бочки серебра
Иль лаять псом вокруг двора» (4).


Причем, у Державина была ситуация, еще более пикантная, чем у Пушкина, ведь под именем Скопихина, то есть скупого, он вывел миллионера Собакина, и в результате анекдот о лающем скупце звучал особенно искрометно и игриво. Но вот что особенно важно: получается, что рассматриваемый анекдот был в ходу в русском обществе не только в 30-е годы девятнадцатого столетия, но еще и до 1803-го года, то есть скорее всего, как минимум, еще в восемнадцатом столетии.
____________________

(1). Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 2000. С. 811-812.
(2). Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 20 т. СПб., 2009, т. 7. С. 109.
(3). Там же, с. 769: Грибушин И.И. Из наблюдений над текстами Пушкина. 1. К «Скупому рыцарю» // Временник пушкинской комиссии. 1973. Л., 1975. С. 84.
(4). Державин Г.Р. Сочинения с объяснит. прим. Я.К. Грота. СПб., 1865, т. 2. С.: 454-455.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Державин, Ефим Курганов, Пушкин, анекдоты, драма, литература
Subscribe

Posts from This Journal “Ефим Курганов” Tag

promo philologist december 1, 15:14 2
Buy for 100 tokens
Беседа публициста Николая Подосокорского с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. Андрей Сергеевич Никитин родился в 1979 году в Москве. Он - кандидат экономических наук. В 2011-2017 гг. - генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment