Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Ефим Курганов. "Лицейские анекдоты Гоголя"

Ефим Курганов - доцент кафедры русской литературы Хельсинкского университета. Автор следующих книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002) и др.



ЛИЦЕЙСКИЕ АНЕКДОТЫ ГОГОЛЯ

1
Формулу анекдота-небылицы (лживой истории) можно определить как невероятное реальное происшествие. Рассказчик-враль занят предельно достоверной подачей фантастического: чем невероятней рассказываемая им история, тем сильнее рассказчик пробует убедить, что так все и было в действительности. На этом парадоксе как раз и строится пикантность и острота анекдота-небылицы. Суть его отнюдь не в обмане. Рассказчик подчеркивает фантастичность своей истории и одновременно (именно одновременно!) доказывает ее абсолютную достоверность. Если ему в итоге не верят, значит, эффект не сработал, и все авторские усилия пропали даром. Гоголь как никто другой умел представить невероятное реальным, сочиняя и заставляя верить в свои небылицы.. Так было и в его письменном, и в устном. Маска рассказчика «карателя лжи» срослась с его лицом уже с юношеских лет.

Вот одна из первых (из тех, что сохранились, конечно, в памяти мемуаристов) гоголевских небылиц о Нежинском лицее, построенная целиком на достоверной подаче фантастического; очень важно тут и то обстоятельство, что небылица сработала – Гоголю поверили:

«Был у нас товарищ Риттер, большого роста, чрезвычайно мнительный и легковерный юноша, лет восемнадцати… Заинтересовала Гоголя чрезмерная мнительность товарища, и он выкинул с ним такую штуку:
«Знаешь, Риттер, давно я наблюдаю за тобою и заметил, что у тебя не человечьи, а бычачьи глаза… но все еще сомневался и не хотел говорить тебе, а теперь вижу, что это несомненная истина – у тебя бычачьи глаза…»
Подводит Риттера несколько раз к зеркалу, тот пристально всматривается, изменяется в лице, дрожит, а Гоголь приводит всевозможные доказательства и наконец совершенно уверяет Риттера, что у него бычачьи глаза.
Дело было к ночи: лег несчастный Риттер в постель, не спит, ворочается, тяжело вздыхает, и все представляются ему собственные бычачьи глаза.
Ночью вдруг вскакивает с постели, будит лакея и просит зажечь свечу, лакей зажег.
«Видишь, Семен, у меня бычачьи глаза…»
Подговоренный Гоголем лакей отвечает:
«И впрямь, барин, у вас бычачьи глаза! Ах, боже мой! Это Н.В. Гоголь сделал такое наваждение…»
Риттер окончательно упал духом и растерялся.
Вдруг поутру суматоха.
«Что такое ?»
«Риттер сошел с ума! Помешался на том, что у него бычачьи глаза!..»
«Я еще вчера заметил это», – говорит Гоголь с такою уверенностью, что трудно было и не поверить.
Бегут и докладывают о несчастье с Риттером директору Орлаю, а вслед бежит и сам Риттер, входит к Орлаю и только плачет:
«Ваше превосходительство! У меня бычачьи глаза!..» (1)

2
Исключительное значение анекдота для Гоголя во многом определяется характером и спецификой творческой природы писателя. Гоголь зачастую не столько изучал действительность, сколько пытался представить, как поступила личность с таким-то характером, как бы могло развиться то или иное событие; см., например, запись рассказа доктора А.Т. Тарасенкова с «Записках сумасшедшего»:

«Рассказав, что я постоянно наблюдаю психопатов и даже имею их подлинные записки, я пожелал от него узнать, не читал ли он подобных записок прежде, нежели написал это сочинение.
Он отвечал:
– Читал, но после.
– Да как же вы так верно приблизились к естественности? –
Спросил я его.
– Это легко: стоит представить себе» (2).

Ю.М. Лотман в последней своей статье эту особенность Гоголя, писателя и человека, определил так: «Мышление Гоголя как бы трехмерно, оно все время включает в себя модус: "а если бы произошло иначе". Вообще это «а если бы» является основой того, что в творчестве Гоголя обычно называют фантазией» (3).

Тут-то и оказывается необходимым и даже незаменимым анекдот, и вот почему. В анекдоте ведь совершенно не важно, как на самом деле было. В анекдоте в первую очередь важно, что так могло бы быть. Могло бы… Самый невероятный как будто анекдот претендует на достоверность, но достоверность скорее психологического свойства. Очень точно в свое время заметил В.Э. Вацуро (и я просто обожаю эту цитату), написав, что в «центр тяжести переносится с фактической на психологическую достоверность события» (4).

Гоголь, воображая, угадывая, что могло бы в той или иной ситуации, более или менее невероятной, случиться, не мог не ориентироваться на законы построения анекдота. Которые он знал и чувствовал досконально. Интересно, что эта способность предельно реально представить немыслимую как будто ситуацию прежде всего проявлялась у Гоголя в его устных новеллах, а потом уже, собственно, и в письменном творчестве. Анекдот в большинстве случаев реализуется, как невероятное реальное происшествие, что как раз и делало его необыкновенно родственным гоголевской натуре.
_____________

В «Воспоминании» А.П. Стороженко воссоздан один эпизод из жизни Гоголя-нежинского лицеиста. Проходя с приятелем через незнакомый двор, Гоголь попал под яростный обстрел проклятий хозяйки, рассерженной появлением у себя незнакомых людей. Гоголь наносит ответный удар. Он тут же создает развернутую устную новеллу, в которой остроумно и убедительно доказывает, что ребенок рассерженной хозяйки – точь-в-точь вылитый поросенок:

– Что вам нужно?... Зачем пришли, ироды ? – грозно спросила молодица, остановясь в нескольких от нас шагах.
– Нам сказали, – отвечал спокойно Гоголь, – что здесь живет молодица, у которой детина похожа на поросенка.
– Что такое? – воскликнула молодица, с недоумением посматривая то на нас, то на свое детище.
Да вот оно! – закричал Гоголь, указывая на ребенка. – Какое сходство, настоящий поросенок!
– Удивительное, чистейший поросенок! – подхватил я, захохотав во все горло.
– Как! Моя детина похожа на поросенка! – заревела молодица, бледня от ллости. – Шибеники, чтоб вы не дождали завтрашнего дня, сто болячек вам !.. Остапе, Остапе! – закричала она, как будто ее резали. – Скорей, Остапе!... и кинулась навстречу мужу.
………………………………..
– Послушай, Остапе, что эти богомерзкие школяры, ироды, выгадывают, – задыхаясь от злобы, говорила молодица, – рассказывают, что наша дитина похожа на поросенка!
– Что ж, может быть и правда, – отвечал мужик хладнокровно, – это тебе за то, что ты меня кабаном называешь» (5).

Молодица пришла в неописуемое бешенство, с ужасом переживая несчастье, что ее ребенок похож на поросенка. И тут Гоголь начинает развертывать совсем другую устную новеллу и с не меньшей достоверностью рисует перед рассерженной и даже обезумевшей от горя молодицей замечательное будущее ее ребенка:

– Ну. полно же, не к лицу такой красивой молодице сердиться. – Славный у тебя хлопчик, знатный из него выйдет писарчук: когда вырастет, громада выберет его в головы.
Гоголь погладил по голове ребенка. И я подошел и также поласкал дитя.
– Не выберут – отвечала молодица, смягчаясь, – мы бедны, а в головы выбирают только богатых.
– Ну так в москали возьмут
– Боже сохрани!
– Эка важность! В унтера произведут, придет до тебя в отпуск в крестах, таким молодцом, что все село будет снимать перед ним шапки, а как пойдет по улице, да брязнет шпорами, сабелькой, так дивчата будут глядеть на него да облизываться. «Чей это, – спросят, – служивый?» Как тебя зовут?
– Мартой.
= Мартин, скажут, да и молодец же какой, точно намалеванный! А потом не придет уже, а приедет к тебе тройкой в кибитке, офицером и всякого богатства с собой навезет и гостинцев.
– Что это вы выгадывете – можно ли?
– А почему ж нет? Мало ли теперь унтеров выслуживаются в офицеры!
– Да, конечно; вот Оксанин пятый год уж офицером и петров также, чуть ли городничим не поставили его в Лохвицу.
– Вот и твоего также поставят городничим в Ромен. Тогда-то заживешь: в каком будешь почете, уважении, оденут тебя, как пани.
– Полно вам выгадывать неподобное! – вскричала молодица, радостно захохотав. – Можно ли человеку дожить до такого счастья?
Тут Гоголь с необыкновенной увлекательностью начал описывать привольное ее жить в Ромнах: как квартальные будут перед нею расталкивать народ, когда она войдет в церковь, как купцы будут угощать ее и подносить варенуху на серебряном поднос, низко кланяясь и величая сударыней-матушкой; как во время ярмарки она будет ходить по лавкам и брать на выбор, как из собственного сундука, разные товары бесплатно; как сын ее женится на богатой панночке и тому подобное.
Молодица слушала Гоголя с напряженным вниманием, ловила каждое его слово. Глаза ее сияли радостно4 щеки покрылись ярким румянцем…" (6)

Молодица в итоге полностью принимает на веру и первую и вторую истории, рассказанные Гоголем, хотя они взаимно отрицают друг друга. Все дело в том, что Гоголь настолько был психологически достоверен, детали, вносимые им в повествование, были настолько живые и точные, что он убедил молодицу и в первый, и во второй раз. Да, одна история начисто отрицала другую, и значит, в одном случае надо было бы все ж таки не поверить. Но таково было умение Гоголя-рассказчика представлять свои фантазии, как абсолютную реальность, что молодица ему поверила в обоих случаях. Из этой парадоксальной ситуации и выросла большая гоголевская двухчастная новелла.

_________________

(1) Пащенко Т.Г. Черты из жизни Гоголя. // Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. С. 42-43.
(2) Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. М., 1902. С. 11.
(3) Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя. // О русской литературе. СПб., 1997. С.: 694.
(4) Новонайденный автограф Пушкина. / Подгот. текста, статьи и комментарии В.Э. Вацуро и М.И. Гиллельсона. М.-Л., 1968. С. 72.
(5) Стороженко А.П. Воспоминание. // Гоголь в воспоминаниях современников. С. 54.
(6) Там же. С.: 55-56.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Гоголь, Ефим Курганов, анекдоты, литература
Subscribe

Posts from This Journal “Ефим Курганов” Tag

Buy for 100 tokens
Павел Владимирович Лукин (род. 1973) - доктор исторических наук (2015), ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Исследователь истории Древней Руси. Автор книг "Народные представления о государственной власти в России XVII в." (2000), "Новгородское вече"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments