Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Анна Русс: "Получается, что поэзии массовый читатель не нужен"

Анна Борисовна Русс — российский поэт. Участница многих поэтических фестивалей. Училась в Литературном институте им. Горького. Ее стихи публиковались в журналах «Арион», «Континент», «Квадратное колесо», «Новый мир», «Октябрь», сборнике «Новые писатели России», альманахах «Анатомия ангела», «XXI поэт», «Братская колыбель». Неоднократный победитель поэтических слэмов, в частности, Большого слэма 2007 года (в паре с Геннадием Каневским). Лауреат премии «Дебют» (2002, номинация «Литература для детей»). Первый лауреат аксеновской премии «Звездный билет» (2008). Лауреат премии молодёжный «Триумф» (2009). Ниже размещен фрагмент из ее интервью газете "Бизнес-Онлайн". Полностью всю беседу можно прочесть на сайте издания.



— Какие тенденции в поэзии XXI века вы замечаете?

— Поэзия просто существует. Она не так завязана на массовом читателе, как другие виды искусства. Поэты все терпеливо ждут — может быть, время покажет, и они станут востребованы в старости или после смерти. Они не напрягаются на эту тему. Раздражает, когда другая всякая фигня, которая не является поэзией, внезапно начинает ею считаться. Когда город завешен афишами какого-то поэта, который стал популярен по ряду причин, но его стихи поэзией не являются — конечно, у поэтов начинает подгорать в этот момент. Но это не потому, что они завидуют. Поэты ребята в принципе довольно терпеливые. Чем они лучше, чем они терпеливее. Нетерпеливые — это как раз те, у которых ничего не получается. А те, у кого получаются хорошие стихи, их как-то постепенно и издатели находят. Словом, поэтов раздражает то, что люди часто не видят разницы между стихами и поэзией. Если стихами можно называть все, что написано в столбик, в рифму и так далее, то поэзией может быть что угодно, но оно должно быть искусством.

Условно говоря, есть барышня, которая составляет свои мысли в какие-то стихи. И в силу того, что она раскрученная, красивая и вообще очень мощный коммерческий проект, люди читают и говорят: «Ну, нам нравится, значит это и есть настоящий поэт, самый лучший». Отлично, пусть вам нравится, это ваш сознательный выбор, но не говорите, что это поэзия. Даже если это выходит миллионными тиражами, пожалуйста, покупайте, читайте, но не называйте это поэзией. Поэты не завидуют этой славе, она их не раздражает — их раздражает то, что это называется поэзией, что люди не заморачиваются и не пытаются выяснить — а есть ли что-то еще?

На данный момент литература не настолько модна, это не тренд. Человек не считает необходимым сам себе лично объяснить, почему вот это — поэзия, а это — нет. Если Мандельштамам — это поэзия, то может ли поэзией считаться сетевая барышня? Какая разница? Я что, буду тратить на это время и выяснять? Был художник Микеланджело, был художник Пикассо, а есть художник Никас Сафронов. Рисует, кисточки есть, в рамке стоит — значит, художник. На поэзию у многих взгляд такой же. В рифму — значит, поэзия.

— А что происходит с современным читателем?

— В основном массовый читатель смотрит, что ему нравится, и считает, что читатель всегда прав. Я не знаю, что происходит с читателем. По себе судить нельзя, потому что я неправильный читатель. А если взять просто обычного читателя с потолка — мне кажется, он просто выбирает то, что ему нравится.

— Люди сейчас читают стихи?

— Мне кажется, люди порой с удивлением обнаруживают, что стихи — это нечто читабельное. Вот у меня произошла недавно странная штука —друзья мне написали, что мое стихотворение прочитали в передаче у Дудя. Я знаю, кто такой Дудь, только понаслышке, не особо слежу. Ну ок, показали. А что показали? Оказалось, там актриса читает мои стихи. Я смотрю — славная девушка. Она читает мое, условно говоря, самое попсовое, зрелищное и театральное стихотворение. Скорее всего, она его читает, потому что оно попало в список рекомендованных к прочтению на вступительных экзаменах во МХАТ. И вот она его читает — боже мой, как плохо она его читает! Хорошая актриса, но как плохо читает. Во-первых, она читает его не целиком — не с начала и не до конца. Во-вторых, она перевирает текст. Кроме того, все, что клевого есть в этом тексте, — все как-то мимо у нее проходит.

Поскольку она не знает, что сказать про этот текст, она дальше вставляет какой-то витиеватый автокомментарий про то, что чем глупее, тем смешнее. И меня не столько задевает ее комментарий — ок, она актриса, она заслужила возможность попасть в популярную передачу, а я могу попасть в популярную передачу, видимо, только так — если меня прочитает популярная актриса и скажет: «Ну вот, видите, какая чушь, смешно же». Но дело не в этом. Дело в том, что все кинулись меня поздравлять, рассказывать, какая я теперь известная. Мое стихотворение плохо и не целиком прочитали с унизительным автокомментарием, зато где — у Дудя! Притом это ведь друзья поздравляли, они не случайно были мной выбраны. Нужна ли такая слава? Мне кажется, это какая-то фантасмагория. Вот и получается, что поэзии массовый читатель не нужен. Или прямо сейчас не нужен. Пусть тебя читают не все, а те, кому интересно.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Анна Русс, Юрий Дудь, поэзия, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “поэзия” Tag

promo philologist июнь 1, 02:32 10
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments