Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского: от графической фиксации к фотографии

Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского: от графической фиксации к фотографии. — СПб.: ИИМК РАН; «Лема», 2017.— 246 с.: ил. (Труды ИИМК РАН. Т. LI). ISBN 978-5-00105-235-7.

Монография посвящена вопросам изучения и фиксации античной декоративной живописи Боспора Киммерийского в XIX — начале ХХ в. Раскрываются отдельные сюжеты истории исследования боспорских склепов, формирования иллюстративных коллекций архива ИИМК РАН, этапы подготовки масштабного труда М.И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на юге России». Особое внимание уделяется введению в научный оборот материалов Научного архива ИИМК РАН, связанных с фиксацией живописи расписных боспорских склепов. Впервые дается их полный обзор. В альбоме иллюстраций воспроизводятся ранее неопубликованные изобразительные и фотографические документы. Книга предназначена для археологов, историков, специалистов в области античного искусства и всех интересующихся древней историей.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. О российско-швейцарском проекте «Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского. От графической фиксации к фотографии» (Ю.А. Виноградов, М.В. Медведева) ............................................ 7

Раздел 1. Из истории создания «Античной декоративной живописи на юге России» М.И. Ростовцева (А.Ю. Виноградов, М.В. Медведева) ................................................. 9

Раздел 2. Очерки по истории открытия и изучения расписных склепов Боспора История открытия Стасовского склепа в Керчи (Д.А. Кукина) ............................. 31
Склеп Сорака (Ю.А. Виноградов) ........................................................... 40
Расписные склепы Китея из раскопок 1928–1929 гг.: к истории изучения (Е.Г. Застрожнова) .................. 53

Раздел 3. Фиксация росписей боспорских склепов: история и особенности формирования архивных коллекций. Светопись боспорской археологии в XIX — начале ХХ в. (к истории формирования фотоколлекций по изучению античной живописи на юге России в собрании Научного архива ИИМК РАН) (М. В. Медведева) ................................................. 56

Иллюстративные документы XIX — первой половины ХХ в. по фиксации античной декоративной живописи Боспора из собрания Научного архива ИИМК РАН (Е.В. Бобровская, Д.А. Кукина, Н.А. Лазаревская, М.В. Медведева) ........................... 66
Иллюстрации .......................................................................... 111
Литература ............................................................................. 236
Архивные материалы ............................................................. 241
Список сокращений ................................................................ 243
Summary................................................................................... 244
Сведения об авторах .............................................................. 246


Керчь. Фрагмент росписи склепа Деметры. Голова богини в центре плафона. Рисунок П. Ридигера, 1896 г. РО НА ИИМК РАН, Р I, оп. 1, д. 227, л. 10

ВВЕДЕНИЕ
О российско-швейцарском проекте «Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского. От графической фиксации к фотографии»


Боспор Киммерийский — район современного Керченского пролива — один из важнейших центров греческой колонизации Северного Причерноморья. Здесь на рубеже V–IV вв. до н. э. сложилось монархическое полиэтничное государство — Боспорское царство. На берегах пролива с того времени сохранились многочисленные городища, сельские поселения, курганные и грунтовые некрополи. Изучением этих древних объектов российские археологи заняты с первой половины XIX в. Почти за двести лет раскопок были открыты замечательные памятники классической культуры, заслуженно вошедшие в сокровищницу мирового культурного наследия. В их ряду почетное место принадлежит памятникам декоративной живописи Боспора Киммерийского. Их всестороннее изучение является актуальной задачей для отечественной и мировой археологической науки. Именно эти памятники позволяют наиболее полно оценить своеобразие античной культуры в Северном Причерноморье, ее адаптации к местным художественным вкусам при сохранении фундаментальных традиций метрополии.

В XIX в. во время раскопок боспорских городищ были обнаружены многочисленные фрагменты расписной штукатурки, а при исследовании некрополей удалось открыть замечательные расписные склепы и саркофаги. Последние имеют принципиальное значение для изучения религиозных воззрений боспорян, в особенности их представлений о потустороннем мире, ожидающем людей за порогом смерти. Античные декоративные росписи — одна из важных составляющих классического культурного наследия. Их изучением занимаются научные центры многих стран. Исследование древних росписей в нашей стране и за рубежом развивается по нескольким направлениям: анализ орнаментальных композиций, конкретных сюжетов и персонажей; исследование стилистических особенностей росписей; вычленение местных художественных школ, анализ их взаимодействий и взаимовлияний; выяснение семантики росписей и т. д. В России памятники античной декоративной живописи изучались целой плеядой российских ученых: В.В. Стасовым, Ю.А. Кулаковским, М.И. Ростовцевым, Е.В. Ернштедт, А.П. Ивановой и др. Особое значение имеет вышедшее больше ста лет назад фундаментальное научное издание «Античная декоративная живопись на юге России» (СПб., 1913, 1914), принадлежащее перу М.И. Ростовцева.



Почти все боспорские расписные склепы к настоящему времени погибли, об их облике и характере орнаментации мы можем судить исключительно по материалам, хранящимся в архивах. Важнейший их депозитарий — Научный архив Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), в котором сохранились описания, планы древних гробниц, копии росписей, сделанные прекрасными рисовальщиками — Ф.И. Гроссом, М.В. Фармаковским и другими, а также фотографии, выполненные в конце XIX — начале XX в. Полной графической фиксации в современном понимании тогда не было сделано ни для одного боспорского расписного склепа. Фотографы и художники старались запечатлеть самые важные детали, и эти акварельные рисунки, фотографические снимки и чертежи, безусловно, по-настоящему уникальны, бесценны для современной науки.

Рисунки и фотографии декоративной античной живописи Боспора Киммерийского, сделанные в XIX — начале ХХ в., никогда не становились объектом специального исследования, чаще всего их привлекали к публикациям лишь как иллюстративное приложение, хотя архивные документы, несомненно, заслуживают отдельного рассмотрения и специального изучения. В 2016–2017 гг. специалистами ИИМК РАН Е.В. Бобровской, Ю.А. Виноградовым, Т.А. Ершовой, Д.А. Кукиной, Н.А. Лазаревской, М.В. Медведевой при поддержке швейцарских коллег П. Бургундера и М. Фукса были проведены работы в рамках научного проекта «Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского. От графической фиксации к фотографии» при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-21-41002).

Основная задача этого исследования заключалась в выявлении всех документов из архивного собрания института, имеющих отношение к античной декоративной живописи Боспора Киммерийского (описания, планы, копии росписей, фотографии). Эта нелегкая работа была успешно выполнена: сделана научная систематизация и проведен комплексный анализ изобразительных, фотографических и рукописных материалов для более точной атрибуции и обобщения истории их поступления в фонды архива. Благодаря полученным результатам удалось определить методы фиксации росписей, применявшиеся различными исследователями и фотографами, и проследить их эволюцию в дореволюционный период.



В настоящем издании впервые публикуется полный обзор всего комплекса архивных документов из фондов ИИМК РАН, отражающих первые этапы изучения живописных изображений Боспора Киммерийского, с подробными перечнями материалов. В альбоме иллюстраций хранящиеся в архиве рисунки и фотографии приводятся последовательно в соответствии с порядком их расположения и нумерацией в архивных описях, а не группируются как приложения к разделам, так как служат составной частью обзора иллюстративных документов XIX — начала ХХ в. по фиксации античной декоративной живописи Боспора Киммерийского из собрания Научного архива ИИМК РАН. В первую очередь внимание было концентрировано на воспроизведении ранее неопубликованных или опубликованных частично либо в черно-белом варианте документов, а также изображений из уже ставших труднодоступными изданий дореволюционного периода.

В монографии раскрываются отдельные сюжеты истории изучения боспорских склепов в XIX — начале ХХ в. (склеп Сорака, гробница 1872 г. и др.), формирования иллюстративных коллекций архива ИИМК РАН. Особое внимание уделено работам на Боспоре, связанным с подготовкой масштабного труда М. И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на юге России». Материалы, касающиеся изучения боспорских росписей, хранятся и в других архивах, но в рамках выполнения проекта главным образом использовались и анализировались документы Научного архива ИИМК РАН как наиболее представительного и цельного комплекса источников по изучению античной живописи на юге России. Мы надеемся, что публикация этих материалов привлечет внимание ученого мира к замечательным памятникам искусства, оставленным классической культурой на северном берегу Черного моря.

Ю.А. Виноградов, М.В. Медведева

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Боспорское царство, Деметра, Крым, античность, искусство, книги
Subscribe

Posts from This Journal “античность” Tag

Buy for 100 tokens
Павел Владимирович Лукин (род. 1973) - доктор исторических наук (2015), ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Исследователь истории Древней Руси. Автор книг "Народные представления о государственной власти в России XVII в." (2000), "Новгородское вече"…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment