Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Антиэкстремизм-2017. Ежегодный доклад Центра «Сова»

Информационно-аналитический центр «Сова» представил доклад «Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства», подготовленный по итогам 2017 года. Полностью с ним можно ознакомиться на сайте "Медиазоны", а ниже размещены фрагменты доклада.



В 2017 году российское антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство пополнилось новыми нормами, ограничивающими в правах осужденных по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Были приняты законы, расширяющие цензуру в сфере распространения информации в сети и появились новые инициативы, которые в ближайшем будущем могут позволить власти установить контроль над работой в России иностранных социальных сетей и поисковых систем.

Правоохранительные органы продолжают со всей серьезностью относиться к независимой общественной активности в сети, так что активисты могут быть уверены в том, что их интернет-страницы находятся под постоянным надзором. Борьба с критикой действий России в связи с украинским конфликтом, вызывавшей особенно острую реакцию в предыдущие годы, в 2017 году постепенно стала отходить на задний план, уступая место борьбе с «революцией» и оппозицией, отсюда многочисленные претензии правоохранителей к сторонникам Вячеслава Мальцева и Алексея Навального, а также независимым местным активистам. В одних случаях мы считаем эти претензии оправданными, в других они очевидно надуманны, но в целом речь идет скорее о стремлении нейтрализовать политических противников, нежели позаботиться об общественной безопасности.

Правоохранительные ведомства по-прежнему стараются придерживаться данной им сверху установки бороться за толерантность, и поскольку количественные показатели явно играют ведущую роль при оценке их деятельности, статистика приговоров по статье 282 УК о возбуждении ненависти в сети продолжает расти. Количество случаев необоснованного преследования по этой статье также не снижается. Растет количество внесудебных блокировок сетевых материалов.

Правоохранительные органы продолжают возбуждать уголовные дела об оскорблении чувств верующих, хотя очевидная несуразность подобных дел приводит к скандальному обсуждению их в обществе, а иногда даже к пересмотру и закрытию.

Разрастается наступление на религиозные организации и течения, которые власти не относят к числу «традиционных» для России. Была запрещена деятельность головной организации Свидетелей Иеговы в России и всех их местных общин, верующие оказались под угрозой уголовного преследования. Уголовное дело о создании экстремистского сообщества возбуждено против пяти членов Церкви саентологии в Санкт-Петербурге.

На протяжении всего года законотворческая и правоприменительная практика в сфере борьбы с экстремизмом оставалась острой темой, в обществе возникает все больше вопросов, связанных с вторжением государства в сферу выражения мнения. В последние годы российские граждане часто обращались в Европейский суд по правам человека с жалобами на решения российских судов по антиэкстремистским и антитеррористическим статьям. Многие из этих обращений были в 2017 году коммуницированы, вынесено и первое решение по применению статьи 282, однако неизвестно, сможет ли позиция ЕСПЧ повлиять на установки российских властей.

В июле был подписан, а в ноябре вступил в силу закон о запрете использования анонимайзеров и VPN-сервисов для доступа к заблокированным в России сайтам. Федеральный закон «Об информации» был дополнен статьей 15.8, которая требует от таких сервисов поддерживать блокировки под угрозой санкций, начиная с блокировки доступа к ним самим. Заодно из закона «Об информации» и КоАП были изъяты за неэффективностью положения о реестре блогеров и их обязанностях[3]. Отметим, что в конце февраля 2018 года статья 15.8 еще не начала применяться.

Законопроект о штрафах для операторов поисковых систем за уклонение от изъятия из выдачи ссылок на запрещенные сайты (для граждан — пять тысяч рублей, для должностных лиц — 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 500 до 700 тысяч рублей), внесенный в Госдуму одновременно с вышеуказанным, в октябре преодолел первое чтение; рассмотрение законопроекта во втором чтении до сих пор не состоялось.

В ноябре в законы «Об информации» и «О СМИ» были внесены (и тут же вступили в силу) поправки о СМИ-«иностранных агентах», которые помимо прочего создали широчайшие возможности для блокировок в интернете. Поправки позволяют блокировать без суда сайты, содержащие не только призывы к экстремистской деятельности, массовым беспорядкам, участию в несогласованных акциях, как это раньше предусматривал «закон Лугового», но еще и материалы «нежелательных организаций», а также «сведения, позволяющие получить доступ» ко всему перечисленному. Что означает формулировка «сведения, позволяющие получить доступ», не вполне ясно. Но, как минимум, речь идет о гиперссылках на сайты и любые публикации «нежелательных организаций» или на призывы, пусть и очень старые, к участию в несогласованных акциях, а такие ссылки есть на множестве сайтов самого разного рода. Вероятно, к блокировке сайта может привести и размещение на нем инструкций по получению анонимного доступа к соответствующим ресурсам через VPN или анонимайзеры[4].

В середине июля депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских («Единая Россия») внесли в Госдуму пакет законопроектов, которые возлагают на администрацию соцсетей обязанность удалять противоправный контент и вводят миллионные штрафы за неисполнение этой обязанности. Идея одного из законопроектов была позаимствована у авторов скандально известного немецкого закона о соцсетях, принятого в июне 2017 года. Согласно тексту поправок, операторы соцсетей, насчитывающих более двух миллионов пользователей из России, обязаны создать на российской территории представительства, которые должны круглосуточно «ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления». По мысли авторов законопроектов, удалять следует также копии противоправного контента, при этом удаленная информация должна храниться на серверах операторов соцсетей в течение трех месяцев. Из текста законопроектов не ясно, должны ли сети сами принимать решения на основе процитированных критериев или руководствоваться судебными решениями. Непонятно также, хотят авторы законопроектов наказывать соцсети только за необеспечение приема жалоб пользователей, их несвоевременное рассмотрение и непредоставление отчетов Роскомнадзору, или же нарушениями должны считаться и необоснованные, с точки зрения властей, отказы соцсетей удалять контент. Если учесть, что все соцсети и так имеют механизмы рассмотрения жалоб и удаления контента, то следует заключить, что предлагаемый механизм является инструментом государственной цензуры. Пакет Боярского и Альшевских был одобрен комитетом Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, но вызвал серьезные нарекания у правительственной комиссии, хотя она и поддержала его концепцию в целом. В 2017 году пакет так и не был представлен к первому чтению, но, вероятно, его рассмотрение отложено лишь временно[5].

В ту же линию на усиления контроля над распространением информации вписываются и новые ограничения для СМИ, прежде всего зарубежных или использующих иностранное финансирование.

Подписанные в июле поправки к закону о СМИ ввели запрет на учреждение СМИ для лиц, которые лишены свободы либо имеют судимость за совершение преступлений с использованием СМИ и интернете или «за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности». Поправки также позволили Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ или антиэкстремистское законодательство в целом. В тексте закона не описано, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.

В декабре в Госдуму был внесен новый законопроект, расширяющий законодательство в сфере отношений с «иностранными агентами». Он предполагает внесение поправок в законы «О СМИ» и «Об информации». Во-первых, предложено дополнить закон «О СМИ» положением о том, что недавно введенный статус «СМИ, выполняющих функции иностранного агента» может присваиваться и физическим лицам. Фактически такой статус может быть присвоен любому человеку, получающему средства из-за рубежа и систематически распространяющему какую-либо информацию, с неясными последствиями. Во-вторых, СМИ-«иностранных агентов» хотят обязать учреждать представляющие их российские организации, которые автоматически получат тот же статус «иноагентов». В-третьих, согласно законопроекту, материалы и сообщения СМИ-«иностранных агентов» и учрежденных ими российских «иностранных агентов» в обязательном порядке должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы созданы «иностранным агентом». Это требование распространяется на любые информационные ресурсы под угрозой блокировки. В январе 2018 года законопроект был принят в первом чтении[6].

В 2017 году был также принят ряд мер по ужесточению законодательства о противодействии экстремизму и терроризму.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: СМИ, интернет, репрессии, цензура, экстремизм
Subscribe

Posts from This Journal “экстремизм” Tag

promo philologist сентябрь 1, 06:23 2
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment