Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Как Путин невольно стимулирует российское образование

12 февраля агентство Bloomberg опубликовало любопытную статью Ильи Хренникова и Ирины Резник (русский перевод - здесь) о том, как "агрессия Путина на мировой арене неожиданным образом стала катализатором бума инвестиций в российское образование". Авторы заявляют, что "все больше российских олигархов забирают своих детей из западных школ и вкладывают деньги в частные проекты, которые помогут Путину справиться с упадком в сфере образования". О серьезном отставании России глава государства говорил во время своего послания Федеральному собранию 1 марта: "Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнёт, утопит".



Авторы упомянутой статьи приводят данные, согласно которым в "импортозамещение" образования серьезно вложились уже более 30 отечественных миллиардеров: "С тех пор как спустя месяц после завершения Зимних олимпийских игр в Сочи Россия аннексировала Крым, более 30 миллиардеров и руководителей крупных компаний основали или вложили свои деньги в проекты, направленные на поддержку образования в России. По времени это совпало с уменьшением числа новых студентов из России, зафиксированным в Великобритании, которая долгое время была одним из излюбленных мест для получения образования детьми представителей российской элиты: в прошлом году число новых студентов из России составило всего 608 человек".

Одним из первых школу нового типа открыл олигарх Сулейман Керимов, которого СМИ в последнее время чаще всего вспоминают в связи с его задержанием во Франции. Керимова после долгих проволочек все-таки отпустили на свободу под залог, но сам факт его преследования за границей (независимо от того, насколько оно обоснованно), по всей видимости, также станет дополнительным стимулом для людей его круга к тому, чтобы обратить больше внимание на развитие социальной среды на родине. Такой же терапевтический эффект может оказать и включение российских бизнесменов из списка Forbes в разные доклады ведомств США, посвященные «российской угрозе».

Напомню, что 1 сентября 2016 года в поселке Заречье Одинцовского района Московской области после пятилетней реконструкции открылась средняя общеобразовательная школа, принявшая 770 учеников. Средства на реконструкцию в размере 2 млрд 138 млн руб. выделил Фонд развития Зареченской школы, принадлежащий Сулейману Керимову. Площадь образовательного учреждения составляет около 30 тыс. м2. В обновлённой школе открыт культурно-развивающий комплекс с кинооборудованием, медиатека и библиотека, два обеденных зала на 120 и 250 мест. К услугам учеников два плавательных бассейна, крытая ледовая арена для занятий кёрлингом (!), мини-хоккеем и фигурным катанием, а также несколько спортивных залов. были построены два плавательных бассейна с многоступенчатой очисткой воды. С декабря 2016 года в учреждении функционирует детская юношеская спортивная школа фигурного катания Ирины Слуцкой и проч. Примечательно, что благодаря поддержке фонда Керимова школа сохранила свой муниципальный статус, а значит и бесплатное обучение для всех детей.

О важности не просто строительства элитарных частных школ, но сохранения доступности образования неоднократно заявлял президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, «самое главное средство в борьбе с социальным расслоением — это, конечно, система образования. Бесплатная система образования для всех ребят. В первую очередь внимание на тех, кто не может сегодня позволить учить своих детей в топовых школах».

1 сентября 2017 года открыла свои двери Хорошевская школа (Хорошкола), расположенная в районе Хорошево-Мневники. Она была построена на личные деньги Грефа и некоторых других благотворителей. Как писала "Независимая газета": "На общей площади, превышающей 23 тыс. кв. метров, разместились трансформируемые классы, большие «форумы» для встреч всего состава школы, спортивные и хореографический залы, а также 25-метровый бассейн. Помещения школы рассчитаны на 700 и более учащихся. В здании широкие лестницы и гигантские окна."

Хренникова и Резник приводят и другие примеры строительства новых школ на деньги влиятельных бизнесменов. Однако, по их мнению, "ни одна из 135 частных школ, появившихся с 2014 года, не может сравниться с 200-миллионным проектом «Летово» основателя «Русагро» Вадима Мошковича — проектом, включающим в себя ультрасовременный комплекс, который откроется осенью этого года. Мошкович, который отправил своих двоих старших детей в Стэнфордский университет, утверждает, что уникальной его школу делает то, что богатые люди, такие как он сам, не смогут «купить» своим детям обучение в ней. По его словам, даже его младший сын не сможет там учиться, если он не сдаст вступительные экзамены".

По мнению Валентина Щукина, основатель «Альбиона» — московской компании, которая помогает россиянам отправлять их детей на учебу в Великобританию, «Летово» может изменить ситуацию... в российской системе образования в целом. Все, кого интересует образование, пристально наблюдают за этим проектом, потому что его успех может стать стимулом для новых инвестиций, что позволит родителям обучать своих детей в России".

Чем же отличаются школы нового типа от обычных среднестатистических школ? Прежде всего, в их образовательных программах акценты смещены на обучение профессиям будущего, связанным с программированием, математикой, естественными науками, инжинирингом, работе с Big Data, блокчейн и искусственным интеллектом; адаптацию подрастающих поколений к усиливающейся роли технологий и дополненной реальности в повседневной жизни; раскрытие творческого потенциала учеников; подготовку будущих инженеров, ученых, изобретателей; использование больших данных для максимальной персонализации методик обучения; повышение вовлеченности и качества усвоения информации с помощью игровых методов и проч.

В этом плане интересен также опыт образовательной реформы соседней Финляндии, которая должна завершиться до 2020 года. Одно из ее положений - замена привычных школьных предметов учебными темами. К примеру, как поясняет издание Newtonew, "тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии". Подробнее о том, почему финские школьники — одни из самых счастливых учеников планеты, можно прочесть здесь. Однако, очевидно, что копирование даже "самого лучшего", но чужого, опыта и перенесение его в совсем иные социально-культурные условия, никак не может быть панацеей и руководством к действию. Восстанавливать и развивать отечественное образование придется не по готовым шаблонам, а путем многих проб и ошибок. Главное, чтобы эти ошибки не стали для российского общества фатальными.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Герман Греф, Путин, Сулейман Керимов, образование, олигархи, школа
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo philologist june 1, 02:32 10
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →