Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Роберт Ланда. "История Туниса. XX век" (2017)

Ланда Р.Г. История Туниса. XX век. / Институт востоковедения РАН. - М.: ИВ РАН, 2017. - 220 с. ISBN 978-5-89282-747-8.

В книге последовательно рассматриваются этапы исторического развития Туниса на протяжении XX века. Показана роль Франции и воздействие метрополии на политику, культуру и язык Туниса, который с 1881 г. по 1956 г. находился под ее протекторатом. В годы Второй мировой войны Тунис был оккупирован фашистской Германией. Несмотря на это, тунисцы продолжали длительную и тяжелую борьбу за независимость во главе со своим лидером Хабибом Бургибой. В 1956 г. страна добилась независимости, а в 1956 г. стала Тунисской Республикой, получившей членство во всех международных организациях.



Об авторе

Роберт Григорьевич Ланда (род. 23 марта 1931 года, Москва, СССР) — советский и российский историк-арабист, исламовед. Доктор исторических наук, профессор. В 1953 году окончил Московский институт востоковедения, арабское отделение (учился на одном курсе с Е.М. Примаковым). В 1958 году в Институте востоковедения АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Национально-освободительное движение в Алжире после второй мировой войны (1945-1954 гг.)». В 1973 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Этапы алжирской революции». Дата присуждения ученой степени — 1 ноября 1974 г.

Главный научный сотрудник и в 1988—2007 годах — руководитель отдела сравнительно-теоретических исследований Института востоковедения РАН. Является членом Международной академии информатизации. Автор 320 работ, включая 21 книгу. Помимо научной, занимается активной преподавательской деятельностью: читает курсы лекций на историческом факультете Московского педагогического государственного университета и в Восточном университете, в 1970-е годы преподавал в ИСАА при МГУ. Под его руководством было защищено более 40 кандидатских и докторских диссертаций.

Р.Г. Ланда является крупнейшим российским специалистом по истории стран Магриба (изучению одного Алжира он отдал несколько десятилетий своей жизни). Помимо страноведческих исследований он также активно разрабатывал проблемы социальной эволюции и государственного развития арабских стран в новое и новейшее время. На эту тему им была опубликована монография «Управленческие кадры и социальная эволюция стран Азии и Африки (Госсектор)» (Москва, 1985), также под его руководством была подготовлена коллективная монография «Социальный облик Востока» (Москва, 1999). В 1990-е годы Р.Г. Ланда обратился к изучению истории российского ислама. В 1995 году вышла в свет его книга «Ислам в истории России» (Москва, 1995), которая стала первым подобным исследованием в русской исторической науке. Член редакционной коллегии журнала «Азия и Африка сегодня».

СОДЕРЖАНИЕ

Первое знакомство (вместо введения)...................................4
Глава 1. Тунис накануне XX века..........................................6
Глава 2. Протекторат и младотунисцы...............................24
Глава 3. Последствия Первой мировой войны и перемены в тунисском обществе...................30
Глава 4. «Итальянская опасность»......................................35
Глава 5. Партия Дустур, левые и Мхамед Али..................46
Глава 6. Бургиба и бургибизм..............................................62
Глава 7. Вторая мировая война и ее воздействие на Тунис...............................77
Глава 8. От политики «почетного компромисса» к вооруженной борьбе...........................98
Глава 9. Внутренняя автономия, независимость, республика..........................117.
Глава 10. Дустуровский социализм, или «эксперимент Ахмеда Бен Салаха».....................126
Глава 11. Реванш либералов и их поражение....................138
Глава 12. «Революция жасминов».......................................157
Глава 13. Исламизм в Тунисе................................................166
Глава 14. Начало XXI века в Тунисе и метаморфозы «арабской политической весны»..............179.
Примечания............................................................191
Resume..........................................................219


ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО (вместо введения)

Тунисцев я увидел впервые летом 1957 г., во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Их было трое - сдержанный коренастый Мухсин, ироничный эрудит Абд аль-Малик, смешливый и стремительный Халид. Жизнерадостные и приветливые, они знакомились с первого слова, веселились от души и танцевали без устали. Мне хорошо запомнился Мухсин, лихо отплясывавший в компании чешских юношей и девушек нечто среднее между лезгинкой, «яблочком» и ритуальным танцем африканских воинов. Недалеко от него Халид беззаботно болтает с двумя смущенно улыбающимися русскими девушками, а чуть приотставший от него Абд аль-Малик что-то внушает делегату из Британской Гвианы*, которого он только что впервые увидел.

Потом все трое соберутся вместе и начнут подшучивать друг над другом, особенно над Мухсином, сыном рабочего из Сфакса (второго по величине порта Туниса). Друзья опасались, что Мухсин, влюбленный в дочку богатого торговца, женившись, «попадет в плен буржуазной идеологии». Все они учились во Франции, в университете Гренобля, и, как большинство арабских студентов во Франции того времени, придерживались левых, а то и крайне левых взглядов. Впрочем, это меньше относилось к Мухсину, интересовавшемуся в основном не теориями, а вопросами практической жизни, и к Халиду, которого везде и всюду интересовали прежде всего девушки. Мне тогда, как и многим москвичам, не очень нравилось «позитивное» отношение наших юных соотечественниц к хлынувшему в Москву потоку хорошо ухоженных и со вкусом одетых молодых иностранцев. Но Халид меня успокоил: «Что ты говоришь? У вас тут - монастырь! Вот побывал бы ты в Дании или Польше!».

Мухсин и Халид собирались после окончания учебы вернуться в Тунис, но Абд аль-Малик колебался: «А если я не согласен с тем, что делается у меня на родине?». Причем это свое несогласие он не скрывал, открыто высказывая его перед другими членами тунисской делегации, принадлежавшими к правящей партии. Один раз я присутствовал при таком его выступлении. Причем он говорил так убедительно, что из явно ему не сочувствовавшей аудитории никто ничего ему не мог возразить. Правда, это было время расцвета молодой тунисской демократии, поднявшейся после десятилетий колониального гнета Франции, и абсолютная свобода слова была характерна для первых лет независимости Туниса.

Для меня общение с моими тунисскими друзьями запомнилось на всю жизнь. Это был первый опыт непосредственного контакта с арабами, первый повод проверить мое знание арабского и французского языков (весьма несовершенное), первая возможность услышать от самих арабов, что же они сами думают о событиях на их родине. Но фестиваль кончился, и мои друзья уехали. Их дальнейшая судьба мне неизвестна. Только один Абд аль-Малик прислал через полгода письмо из Гренобля, в котором сообщал, что женился, намерен скоро вернуться в Тунис и рад, что именно наша страна запустила первый искусственный спутник Земли и «весь мир поэтому смеется над американцами», грозившими нас опередить.
С тех пор прошло почти 60 лет. Я встречался с тунисцами разного положения и в Москве, и в Тунисе, однако всегда невольно сравнивал всех представителей этой страны политических деятелей, профессоров, историков, журналистов - с тремя скромными студентами 1957 г., а свои впечатления от пребывания в Тунисе - с их рассказами о своей родине.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: XX век, Африка, Тунис, история, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Тунис” Tag

promo ordinary_joe_1 18:20, вчера 162
Buy for 110 tokens
пока я был в дублине - сломался батут. В этот раз всё пожесче, сообщает ббс. Не буду говорить, что мне жалко погибших, потому что мне п​***й. Помимо этих 17 седни умерло примерно 150 тысяч человек, всех пожалеть никакой жалелки не хватит. Про происшествие я прочел в bbc, так что не знаю что там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments