Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Философ Григорий Юдин - о глобальном и изоляционистском режимах знания

Григорий Борисович Юдин - социолог, философ, кандидат философских наук, научный руководитель программы "Политическая философия" и профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

Ниже размещен фрагмент статьи Григория Юдина "Образование и надзор. Какие силы столкнулись в борьбе за Шанинку". Полностью ее можно прочесть на сайте Московского центра Карнеги.



Профессор Григорий Юдин: "Выбор, таким образом, стоит не между знанием и незнанием, но между разными режимами знания, которым соответствуют разные режимы власти или, если следовать за Фуко, «властезнания». И здесь обозначаются два основных режима, между которыми сегодня в России возникает противостояние. Один из них можно назвать «глобальным»: он основан на вере в существование глобального мира, единого политического пространства, которому соответствует единое научное пространство. Наука решает единые задачи, потому что существует «пространство общих проблем», которые актуальны поверх государственных границ. Эти проблемы могут быть более прикладными или более отвлеченными, однако в этом варианте у мира есть «общая участь», благодаря которой исследователи могут понимать друг друга. И хотя секретные научные технологии никуда не исчезают, они рассматриваются как неизбежное зло, возникающее из-за несовершенства глобальной политической организации: если бы страны могли друг другу доверять, в таких технологиях стало бы меньше нужды.

Университеты в этом режиме черпают свою легитимность из задач науки, происходит интеграция научных и образовательных институций. Студенты делятся на две неравные группы: меньшая часть тренируется для того, чтобы включиться в общий поиск ответов на глобальные вызовы, большинство получает навыки, достаточные для того, чтобы встроиться в экономику. Единое образовательное пространство позволяет обслуживать как глобальный рынок труда, так и глобальную науку.

Российское государство воспринимает этот режим как задачу повышения конкурентоспособности научной и образовательной отрасли. В его оптике значение России для решения глобальных проблем должно выражаться в показателях публикаций российских ученых и их цитирования коллегами, интенсивности академических и образовательных обменов, в числе приезжающих в Россию студентов и исследователей. На решение этих задач нацелен ряд государственных программ, запущенных в середине прошлого десятилетия, – от нацпроекта «Образование» и до программы «5–100», которая должна вывести пять российских вузов в сотню лучших в международных рейтингах.

«Изоляционистский» режим знания построен на принципиально ином видении политики. Предельной политической единицей для него является государство; все превосходящие его образования не обладают настоящей политической реальностью и в лучшем случае представляют собой фикции, изобретенные конкретными государствами в своих интересах. Поскольку государства существуют в неизбежном и непреодолимом конфликте друг с другом, никакой единой научной и образовательной повестки у них быть не может. Вместо этого научное знание создает инфраструктуру межгосударственной борьбы: от него требуются технологии распознавания опасностей и превентивной защиты от них. Матрица научных исследований создается вопросом, откуда исходит опасность для государства и как ее можно предотвратить.

Понятно, что для этого режима знания курс на интернационализацию образования и науки выглядит противоестественным. Наибольшую значимость имеют социальные и гуманитарные науки, поскольку они обладают более сильным идеологическим потенциалом – в этом смысле неслучайно, что проблемы возникли у двух социально-гуманитарных университетов. Однако естественные науки идут сразу же следом: недаром во многих российских вузах быстро восстанавливается практика согласования контактов с иностранцами и поездок за рубеж даже в отпускное время. Образование в этой модели сильнее отделено от науки: ключевой функцией образования наряду с обслуживанием рынка труда становятся идеологический контроль и надзор.

Борьба противоположностей

Сегодня изоляционистский режим восстает против глобального на уровне групп интересов в российской власти. От того, кто получит право ставить научно-образовательной сфере основной вопрос, зависит не только распределение постов, но и дальнейшая судьба отрасли. Сегодня во всех основных органах власти, регулирующих науку и образование, существует консенсус по поводу того, что базовым является глобальный режим. Даже министр просвещения Ольга Васильева, которую часто называют «реакционером», не пыталась поставить этот консенсус под сомнение. В этой связи неудивительно, что источник атаки на ЕУ и Шанинку не торопится выходить на сцену и использует Рособрнадзор в качестве инструмента. Задача этих выпадов состоит в том, чтобы проверить, насколько единым является научно-образовательное сообщество в своем понимании миссии российского образования. Заявление Ассоциации ведущих университетов России о необходимости передать функцию оценки университетов образовательному сообществу, поддержанное Андреем Фурсенко, говорит о том, что этот вызов был воспринят всерьез. Понятно, что Рособрнадзор – лишь один из инструментов давления: большой государственный университет гораздо сложнее лишить аккредитации, однако в нем легко, например, поменять ректора. Единственным средством защиты для образовательного сообщества является увеличение автономии.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Григорий Юдин, вузы, знание, наука, образование
Subscribe

Posts from This Journal “наука” Tag

promo philologist july 2, 15:50 6
Buy for 100 tokens
С февраля 2018 года я ежемесячно публикую в своем блоге такие дайджесты - на основе той информации, которая попадает в поле моего внимания. В них включены ссылки на публикации о нарушениях прав человека, давлении на журналистов, проявлениях цензуры в интернете и СМИ и другие новости и материалы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments