Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Какие соцсети выберет поколение Z

Ниже размещен фрагмент из большой статьи Сергея Жданова "Хроники цифрового фашизма: что ждет Facebook, где сидит поколение Z и какими станут соцсети будущего". Полностью ее можно прочесть на сайте интернет-издания "Нож".



Израильский мыслитель Юваль Харари утверждает, что корпоративный мир сегодня живет по законам фашизма, на который работает сбор «больших данных». Можно даже сказать, что мы живем в эпоху цифрового фашизма, когда цифровые корпорации могут заставить или даже убедить пользователей отказаться от своих ценностей (например, приватности частной жизни), только для того, чтобы получить еще больше выгод для самих корпораций.

Из десяти самых популярных социальных сетей на 2018 год 4 принадлежат Facebook, Inc. Фейсбук насчитывает 2,234 млрд пользователей, вотсап — 1,5 млрд, мессенджер — 1,3 млрд и инстаграм — 813 млн зарегистрированных пользователей. Основанной в 2004 году социальной сети понадобилось 8,5 лет, чтобы заполучить свой первый миллиард пользователей, и вдвое меньше — чтобы привлечь второй. Если компания Цукерберга будет продолжать в таком же темпе, меньше чем через три года в мире закончатся люди, у которых нет фейсбука. Это будет одновременно кульминационный и кризисный момент для компании, после которого ее ожидает либо тотальная доминация, либо постепенное (а возможно, и крайне стремительное) падение.

У сетевых эффектов, ответственных за колоссальные успехи IT-компаний, есть и негативные стороны. После определенного момента «больше» перестает означать «лучше»: большое количество пользователей начинает мешать друг другу. Один из аспектов сетевого загрязнения — перенасыщенность сети социальных контактов. С годами в друзья набивается много лишних людей, с которыми пользователи не хотят взаимодействовать, но и удалить не могут. Острее всего это ощущают подростки, они не хотят сидеть в одной сети со своими бабушками и родителями и склонны переходить на другие медиаплатформы. Основу подросткового рынка составляют представители поколения Z — рожденные после 1996 года.

Самые популярные у поколения Z социальные сети — это продвинутые видеочаты и онлайн-тусовки. Набравшее обороты в 2017 году приложение House Party позволяет создавать видеочаты с несколькими друзьями для «виртуальной домашней вечеринки» и участвовать сразу на нескольких вечеринках одновременно. House Party вырос из аналогичного приложения для видеочатов Meerkat 2015 года. Через несколько недель после основания Meerkat Twitter закрыл доступ к своей клиентской базе, из которой Meerkat импортировал контакты пользователей, и запустил собственный аналог видеостримингового сервиса — Periscope. Популярностью у поколения Z пользуются социальные приложения с забавными фильтрами для голоса и камеры — как Marco Polo — или с выдающейся коллекцией эмоджи и гифок Group Me.

Snapchat, всё еще популярный у тинейджеров, одним из первых успешно применил дополненную реальность в своих масках, которые можно было накладывать поверх видеоизображения. Самая популярная маска во всех популярных приложениях с функцией дополненной реальности — собачка. Взрывной потенциал скрещения дополненной реальности и социальных сетей продемонстрировала вышедшая в июле 2016 игра Pokemon Go, заставившая миллионы людей по всему миру устраивать массовую охоту на виртуальных тварей в городских пространствах. Этот формат пока затих, но это не значит, что в ближайшее время мы не столкнемся с новым вирусообразным приложением подобного рода. На конференциях TED уже выступают голограммы спикеров, так что в ближайшем будущем социальные сети, возможно, позволят отсутствующим на вечеринке друзьям присоединиться к веселью в виде голограммы.

Отдельное внимание разработчики уделяют приложениям для знакомств среди тинейджеров. Например, приложение Bumble — прямой аналог Tinder, в котором только девушки имеют право устанавливать первый контакт.

Или приложение Monkey, разработанное двумя 18-летними стартаперами: оно устраивает виртуальные свидания всего на 15 секунд (рай для людей с синдромом дефицита внимания), по истечению которых можно перейти к следующему собеседнику или добавить время. Разработчик Monkey Исайя Тернер создал приложение в знак протеста и неудовлетворительной работы социальных медиасервисов, а в конце 2017 года продал свой стартап конкуренту на рынке видеочатов Holla. Holla специализируется на алгоритмах по поиску и соединению единомышленников с похожими интересами и демографическими данными.

Какими станут соцсети в ближайшем будущем

На подходе продвинутые системы виртуальной реальности. Виртуальный чат с настраиваемой окружающей действительностью и пейзажами вокруг — заманчивое предложение. Скорее всего, появятся независимые стартапы, которые смогут предоставить пользователям максимально удобный формат таких виртуальных вечеринок — а схема поглощения успешных стартапов отработана до блеска.

На конференции F8 в 2017 году Цукерберг представил приложение Facebook Spaces. Это VR-чат, в котором каждый участник представлен трехмерным аватаром — пока что примитивным, способным условно передавать выражения лица и жестикуляцию собеседников. Spaces — быстрая реакция на популярность приложения Houseparty, но интересы Цукерберга в виртуальной реальности уходят дальше приложений, в сторону оборудования. В марте 2014-го Facebook за 2 млрд долларов приобрел компанию Oculus VR, специализирующуюся на девайсах и программах для виртуальной реальности. В 2016 году Oculus начали продажу очков виртуальной реальности Oculus Rift, на тот момент они стоили 600 долларов, а на конференции F8 в мае 2018-го Цукерберг объявил о выходе новой модели VR-очков под названием Oculus Go уже за 200. Если Facebook удастся сделать свои очки основным техническим стандартом в VR-сфере, разработчики игр и приложений будут вынуждены разрабатывать свои продукты специально для Oculus — и Цукерберг снова будет пожинать плоды сетевого эффекта.

Цукерберг обещает, что скоро он сделает так, что мы сможем общаться, используя только ум. Он не имел в виду, что мы научимся думать, прежде чем говорить, или что мы сможем размышлять самостоятельно. Цукерберг говорил о технологиях, разрабатываемых в инновационных отделах Facebook: они позволят печатать усилием мысли и «слышать кожей».

За технологии будущего в Facebook отвечает Регина Дуган, которая называет их silent speech interfaces. Дуган — ветеран в деле инноваций — работала до Facebook в инновационном отделе Google, а еще до этого возглавляла Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США. Ее послужной список еще раз подчеркивает, что Facebook — уже давно не «просто успешная социальная сеть».

Целесообразность таких мозговых интерфейсов Регина Дуган объясняет на простых числах. В нашем мозгу примерно 86 млрд нейронов, каждый из которых активен на частоте 1 kHz. Мозг выдает около одного терабита информации в секунду — это как 40 HD-фильмов, из них полезной — на 4 HD-фильма в секунду. Разговорная речь производит около 40–60 битов информации в секунду — это скорость интернет-модемов 80-х. Разработчики из Facebook озабочены тем, что в результате несовершенства речевого аппарата информацию размером с 4 HD-фильма мы выдаем на скорости «диалапного» модема. Мозг производит слишком много полезной информации, а мы выдаем — слишком мало: ученые пытаются создать такие технологии, которые позволят пользователям передавать информацию непосредственно из мозга в мозг. Это не получится сделать сразу, так что Facebook работает над системой, которая для начала позволит усилием мысли печатать 100 слов в минуту — то есть в 5 раз больше, чем мы печатаем на клавиатуре телефона. Технология компании, позволяющая «слышать через кожу» состоит из сети датчиков, встроенных в одежду (например, в рукав рубашки): через них человек получает импульсы, которые затем декодируются в слова. Мы сможем посылать сигналы с помощью мыслей, а получать их с помощью одежды, без телефона, без экрана и без каких-либо дополнительных девайсов, занимающих руки.

«Вы снимаете много фотографий и выбираете, какими из них хотите поделиться. Точно так же у вас есть много мыслей — и вы сможете выбирать, какими из них вам поделиться», — говорит Регина Дуган. Угрозы для приватности пользователей социальных сетей будущего, к которым будут подключаться не наши девайсы, а наши мозги, очевидны и превосходят мрачные фантазии Джорджа Оруэлла в «1984». В то же время развитие этих технологий может привести к совершенно новому типу коммуникации между людьми. Сестры Вачовски в своем сериале Sense8 описали один из возможных вариантов такого развития: группа из 8 людей — условный чатик будущего — живет в разных уголках мира. Члены группы могут меняться телами, разделять физические и эмоциональные переживания и делиться способностями друг с другом. У Вачовски природа такой связи носит слегка сверхъестественный характер — вскоре таких эффектов можно будет добиться с помощью новых технологий.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: facebook, Марк Цукерберг, интернет, социальные медиа
Subscribe

Posts from This Journal “социальные медиа” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments