Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Олег Соловьев. Университет как бренд: чем американские вузы отличаются от российских?

Вузы США напоминают огромные научные корпорации с десятками тысяч ученых. Один только Гарвард имеет 28 000 сотрудников — почти треть от общей численности научных сотрудников в России. Что позволяет американским университетам стабильно удерживать высокие позиции? Forbes публикует мнение Олега Соловьева, генерального директора Рейтингового агентства RUR.



От 40% до 60% ведущих вузов, входящих в первую сотню любого международного рейтинга образования, — это вузы США. В списке Times Higher Education 42 американских университета, в рейтинге Round University Ranking показатель схож. В чем причина такого успеха? Неужели студенты и преподаватели университетов Лиги Плюща умнее, целеустремленнее европейских и азиатских коллег? В России популярно утверждение: «Дело в самих рейтингах». Списки, якобы, оценивают англо-саксонскую систему образования выше остальных, принятых в мире, но не учитывают специфику образовательных систем стран мира. Такое объяснение имеет право на существование, однако оно очень условно. Ведь ничто не мешает университетам Сингапура, Гонконга, Южной Кореи занимать позиции в ТОП-50 и конкурировать с тем же Гарвардом.

Действительно, в мире господствует модель университета исследовательского типа, где наука и образование неразрывно связаны. Но эта модель не американская и даже не британская, а скорее германская. Первым университетом исследовательского типа стал Берлинский, основанный в 1809 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. Университет, цель которого — воспитание гармонично развитой личности, ученого-исследователя. С оговорками эта модель сохраняется и по сей день. Попробуем разобраться, в чем же уникальность ведущих вузов США. В качестве примера возьмем Гарвардский университет — №1 в мире согласно данным большинства рейтингов. Что приходит на ум при его упоминании? Это деловые студенты бизнес-школы, персонажи из фильма «Социальная сеть», десяток выпускников, ставших президентами (тот же Барак Обама, например). Одним словом, Гарвард это «круто». На этом точка. Сила бренда в полном действии.

Сила бренда — сила страны

Бесспорно, именитые выпускники делают университету имя. Любой из вузов Лиги Плюща может назвать сотни имен политиков, предпринимателей и известных личностей, которые вышли из их стен. С другой стороны, разве нельзя то же сказать о ведущих вузах любой страны мира? Национальный университет Мехико или МГУ им. Ломоносова могут похвастаться плеядами выпускников, составляющих национальную элиту. Во многом успех университета предопределен банальным географическим положением. Фактор самой сильной в мире экономики и широчайшего внутреннего рынка оказывает первостепенное воздействие. Предположим, мы поместим Гарвард в Россию, сохраняя текущее финансирование ($4,5 млрд в год). Через десять лет — это будет в лучшем случае 100-й вуз мира. Почему? Потому что российская экономика попросту не сможет «переварить» такое количество выпускников, чьи амбиции и потребности выходят далеко за пределы рядовых позиций. У нас попросту нет сотен тысяч и миллионов высокотехнологичных рабочих мест с должным уровнем оплаты и перспектив.

Основная причина силы бренда ведущих университетов США заключается в репутации и влиянии самой страны во всех смыслах этого слова. Сегодня в силу политических обстоятельств не модно это говорить, но факт остается фактом. США — по-прежнему экономика №1 в мире, если не брать в расчет паритет покупательной способности (тогда на первом месте все же Китай). Даже русскоязычный текст для российского бизнес-издания, который вы сейчас читаете с экрана телефона или компьютера, был создан в приложении Microsoft Word, и читать вы можете его благодаря сети интернет, зародившейся там же, в Америке. Репутация университета, в свою очередь, — один из ключевых факторов оценки в рейтингах. Ее доля варьируется от 20% до 50%. Но помимо нее фактором оценки вуза является научная деятельность, где диапазон примерно такой же — 25-90%.

Вторая школа или научная корпорация

Само понятие «университет» (мы говорим о ведущих вузах стран) в России и США качественно не сопоставимо. Внешне все схоже — и там, и там есть студенты, профессора. Но принципиальная разница заключается в том, что в России университеты являются по сути второй школой. Российский вуз — это в первую очередь центр образования, что является следствием исторического разделения образования (университет) и науки (академии наук). В последние годы за счет таких программ, как «Национальные исследовательские университеты» или «5-100», тренд меняется. Наши университеты стремятся в равной мере развивать науку и образование, как это было до 1925 года (год создания Академии наук СССР).

В то же время американский вузы — это огромная научная корпорация, целая академия наук, насчитывающая десятки тысяч ученых. Так, в Гарварде работает 2400 Academic staff (профессора и доценты), причем все они выдали за 2017 год 24 000 публикаций, согласно данным международной базы Scopus. То есть в среднем по одной статье в месяц. Важно отметить, что это не просто проходные материалы, а результаты серьезных научных исследований, на которые смотрит весь мир. Очевидно, что даже физически выдавать такой объем публикаций одному человеку не под силу.

Причина такой сверхвысокой продуктивности заключается в специфической структуре университета: помимо собственно профессоров в Гарварде работает 10 400 сотрудников медицинской школы и аффилированных госпиталей и 15 000 магистров и аспирантов (PhD), которые выполняют функцию научных сотрудников и ассистентов. Получается, фактическая численность ученых — 28 000! Цифра поистине колоссальная. Для сравнения: общая численность научных сотрудников в России — 71 500 человек (данные Росстата).

Помимо образования и науки ведущие университеты мира являются центрами предпринимательства. Университеты физически окружены офисами сотен компаний, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и т. д. Все это дает студентам бесчисленные вариации построения своей карьеры. Не просто найти работу, но и создать ее. Так 150 000 компаний, основанных выпускниками за всю историю Гарварда, получили в 2014 году выручку $3,9 трлн и приняли на работу 20,4 млн человек. У MIT за 2015 год показатели — 30 000 компаний, $1,9 трлн выручки и 4,6 млн рабочих мест.

Университет сам себе инвестор

Уникальным, практически нигде не повторимым в мире явлением остаются так называемые эндаументы. Фактически это инвестиционный банк, принадлежащий университету, из которого покрываются текущие операционные расходы университета. Эндаумент-фонд имеет два источника финансирования. Первый — пожертвования выпускников. Один из самых щедрых подарков своей alma mater за всю историю сделал основатель Intel Гордон Мур, который в 2001 году пожертвовал Калифорнийскому институту технологий (Калтех) $600 млн.

Второй источник — это доходы от управления активами. Средства эндаументов распределены по сотням и тысячам активов: от традиционных акций, облигаций до земли, недвижимости и т. д. Таким образом, от 30% до 50% бюджета частного университета США составляет прибыль от управления средствами эндаумента. Расходы Гарварда на 36% покрываются из эндаумента, Стэнфорда — на 20%. Рекорд принадлежит Принстонскому университету, 48% бюджета которого формируется из эндаумента. Общие же объемы эндаумента одного университета могут кратно превосходить годовое финансирование науки и образования в России. Эндаумент Гарварда насчитывает $37,1 млрд, Йельского университета — $27,2 млрд, Стэнфорда — $24,8 млрд. Несложно подсчитать, что в каждом случае суммы превышают 1 трлн рублей.
Университет на всю жизнь

Почему так происходит? Отчего американский выпускник «донатит» своему вузу, а наш нет? По всей видимости, дело в ощущениях и воспоминаниях, которые дает вуз студенту. Скучные профессора, общежития с казарменными порядками едва ли вдохновят студента на пожертвование хотя бы 100 рублей. Университет формирует вокруг себя среду, выходящую далеко за рамки парадигмы «профессор учит, студент учится». Вузы поддерживают связь с выпускниками на протяжении всей жизни. Вузы создают такую среду внутри себя, которая остается у человека едва ли не самой яркой полосой в жизни. Отсюда и пожертвования от выпускников, порой исчисляемые сотнями миллионов.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: США, вузы, образование
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

promo epi_zog 16:49, yesterday 1
Buy for 110 tokens
Идея дробного питания: питаться маленькими порциями 5-6 раз в течение дня, набирает популярность в современной медиасреде. Наверняка каждый, кто интересовался темой “как похудеть” сталкивался с этой концепцией, неужели это та самая “волшебная пилюля”, которая решает проблему лишнего веса? Итак,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments