Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

В чем причина снижения академической мобильности студентов в мире

Межстрановая академическая мобильность молодых людей в мире планомерно снижается, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование». С результатами исследования знакомит портал IQ. Основных причин де-мобилизации студентов две. Во-первых, государства-поставщики студентов развивают собственные вузы. Во-вторых, страны-экспортеры высшего образования отвернулись от учащихся-иностранцев. В итоге их университеты теряют дополнительные источники дохода, а научным лабораториям не хватает кадров.



В 1990-х – 2000-х годах учащиеся активно ездили за рубеж в поисках лучших образовательных услуг. Их мобильность только росла. Так, в 1995 году, по данным ОЭСР и ЮНЕСКО, за пределами своей страны обучались 1,7 млн человек. А в 2012 году международных студентов было в 2,7 раза больше — 4,5 млн. Однако уже в том же 2012 году мобильность начала буксовать, подчеркивает начальник отдела Управления образования и профессионального обучения ОЭСР Дирк ван Дамме. К 2015 году к этим 4,5 млн человек добавились лишь 100 тысяч. По словам исследователя, это «новый структурный феномен», который объясняется политикой как импортеров, так и экспортеров образовательных услуг.

В странах, откуда едет больше всего студентов, резко повысилось качество образования. Китай и Индия инвестировали немало средств в свои вузы. В результате, поясняет автор, «китайские университеты настойчиво карабкаются вверх в международных рейтингах, с каждым годом улучшая свои позиции». Страна лидирует в мире «по темпам роста научной продуктивности». Этот апгрейд повлиял на образовательные стратегии среднего класса. Семьи все чаще вкладывают средства в обучение детей в собственной стране. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и политику государства, считает ван Дамме. Власти Китая стали тщательнее отслеживать поток студенческой мобильности.

В то же время, и многие страны–поставщики образовательных услуг изменили политику. Они явно охладели к студентам из-за рубежа. Это уже произошло в Великобритании, США и Австралии и начинает происходить в Нидерландах, Швейцарии и Швеции. Такое восприятие миграции в этих странах «только усугубилось на фоне кризиса с наплывом беженцев, из-за чего кардинальным образом изменилось и отношение к иностранным учащимся», подчеркивает исследователь. «Каждый день в СМИ слышатся популистские <…> обвинения в том, что иностранные студенты хотят только одного — осесть в принимающей стране, что они отнимут рабочие места у местных», — добавляет автор. Этот политический курс сказывается на академическом рынке труда. Центры международного образования зарабатывают меньше, чем могли бы.

Крупнейшие экспортеры высшего образования — США и Великобритания — уже ощутили последствия спада международной мобильности. Число новых международных студентов в вузах США снизилось на 7%, отметили в прошлом году исследователи проекта Open Doors Института международного образования. Свыше половины (52%) представителей опрошенных вузов опасаются, что новый социально-политический климат в стране отпугнет учащихся-иностранцев. А это означает явное уменьшение доходов вузов. Приток студентов из Индии снизился на 19%, по данным Национального научного фонда США. В целом уменьшение образовательной миграции привело к тому, что многие научные лаборатории в американских университетах испытывают дефицит персонала.

В Соединенном Королевстве доля иностранцев среди учащихся (19%) не растет с 2013 года. По данным Комиссии по приему в университеты, количество абитуриентов из стран ЕС падает. Причиной тому — выход страны из Евросоюза. Политики обсуждают, стоит ли исключить иностранных студентов из правительственной программы, нацеленной на снижение чистой иммиграции. Но даже если правительство примет решение в пользу международных учащихся, их будет сдерживать «негативное отношение к иммигрантам в Великобритании», считает автор статьи.

Похожим образом ситуация развивается и в других странах, традиционно привлекавших международных студентов. Еще недавно Швейцария, Швеция, Нидерланды и Австралия соревновались друг с другом за учащихся из-за рубежа. Сейчас это соперничество почти прекратилось. Такая политика в отношении иностранных бакалавров, магистров и аспирантов, по мнению экспертов, не слишком дальновидна. И вузы принимающих стран, и — в конечном счете — их экономика развиваются менее динамично. Между тем, вполне понятно, что потоки международной студенческой мобильности «определяют, где и чему будут учиться профессионалы и лидеры двадцать первого века», заключает Дирк ван Дамме.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: вузы, образование, социальная мобильность, студенчество
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment