Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Умерла филолог Тамара Балашова

Ушла из жизни крупнейший специалист по истории французской литературы Тамара Владимировна Балашова. Об этом сообщил директор ИМЛИ РАН Вадим Полонский. Тамара Балашова родилась в 1930 году. Выпускница романо-германского Отделения филологического факультета МГУ. Окончила аспирантуру в Институте мировой литературы РАН, там же защитила обе диссертации – кандидатскую и докторскую. Член Союза писателей Москвы. Член Международной Ассоциации литературных критиков.



Автор шести монографических исследований, посвященных французской литературе ХХ века, и множества статей, вошедших в коллективные труды Института или появившихся в журналах - например, «Автор, герой, рассказчик в цикле Марселя Пруста», «Поэтика и модель генезиса: Золя, Селин, Бретон», «Новый роман – антиреализм или суперреализм?», От Флобера к Прусту: теория и практика преобразования художественного языка», «Поэтика авангарда и культурное поле ХХ века», «Горизонты континентов и тайники души», «Франкоязычная поэзия Швейцарии после второй мировой войны», «Параллельное движение: футуризм, futurismo, унанимизм», «Поток сознания» (для к-т «Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века») и др.

Готовила, как редактор такие издания как «Французская литература. 1945-1990» (1995), «Диалог писателей. Из истории русско-французских культурных связей ХХ века» (2002. На основе архивных материалов), «Энциклопедический Словарь сюрреализма» (совместно с Е.Д. Гальцовой), являясь одновременно автором значительного числа глав в каждом из этих изданий.

В творческой деятельности Т.В.Балашовой рано выявилась, как профильная, проблема взаимодействия культур России и Франции -- работы, рассматривающие творчество Луи Арагона, Александра Блока, Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, отраженное в зеркале иной культуры; этюды «Русский Берлин, русский Париж: подходы к понятию “национальная культура”» (2000), «Аспекты восприятия французского театра русской эмиграцией» (2001), «Русские нити в канве творческих взаимоотношений Пикассо и Аполлинера» (2002), «Россия и авторское «я» в автобиографических зеркалах Арагона» (2006), «Русский акцент драматургии Жана Кокто» ( 2006), «Динамика восприятия советской и пост-советской России интеллигенцией Франции»( 2011) «Московская ночь: такая лиричная кириллица» (2013), «Эстетические предпочтения Андре Мальро и его контакты с культурой страны Советов» (2015), « “ Мы с вами сообщники…” – Творческое содружество Андре Мальро и Марка Шагала» (2016) и др.

В течение ряда лет при ее активном участии шло плодотворное научное сотрудничество между ИМЛИ и Национальным Центром научных исследований Франции ( CNRS), по итогам которого выпущена ( на русском и французском языках) серия ценных изданий, рассматривающих проблемы текстологии и генетической критики («Генетическая критика во Франции», 1999; «Языки рукописей», 2000; «Проблемы текстологии и эдиционной практики: опыт французских и российских исследователей», 2003; «Мультилингвизм и генезис текста», 2010; и др.).

Во Франции опубликованыработы Т.В.Балашовой «La littérature française dans les universités russes ( Philologique III. Qu’est-ce qu’une littérature nationale?, Paris 1994), «Berlin russe, Paris russe: premières approches du concept de culture nationale ( Ours et le Coq. Trois siècles de relations franco-russes. Essais en honneur de Michel Cadot. Paris, Sorbonne Nouvelle, 2000), «Quelques aspects de la reception du théâtre français par l’émigration russe: théâtralité contre naturalisme» ( Cahiers d’Histoire culturelle 2001, № 10), «André Malraux’s revolutionnaires at rendez-vous with Russian readers (Портал Национального Центра научных исследований Франции -- Archives-ouvertes-fr / 00759528, 2012); «Les critères d’évalution des oeuvres étrangeres: les paradoxes de l’époque soviétique » (« Etranger dans la littérature et les arts », 2014); «Europe invitée ; Europe écartée (La Revue russe, 2015 № 44) и др.

Участие в грантовских проектах: «Автобиографическая практика в России и Франции» (РФФИ, 2006), «Энциклопедический Словарь сюрреализма» (РГНФ 2007), «Авангард в культуре ХХ век» (РГНФ первый том -2008, второй --2010), «На переломе: образы России прошлой и современной в литературе, культуре Европы и Америки ХХ—начало ХХ1 вв» (РГНФ, 2011), «Постижение Запада» (РГНФ, 2015), «Французские и франкоязычные рукописи в России» (РГНФ № 14—24—17001а ), «Завоевание французского общественного мнения русскими писателями и интеллектуалами XVIII – начало ХХ в» ( РФФИ 17 – 04 – 00438 а)

Библиография научных работ

Монографии

1. Творчество Арагона. К проблеме реализма ХХ века. М.: Наука, 1964. - 310 стр.
2. Французский роман 60-х годов. Традиция и новаторство. М.,Высшая школа, 1965 - 101 стр.
3. Активность реализма Литературно-художественные дискуссии на Западе.М., Высшая школа, 1965 - 155 стр.
4. Французская поэзия ХХ века. М.Наука, 1982. 390 стр.
5. Эрве Базен и пути французского психологического романа. М.,Художественная литература,1987. - 177 стр.
6. Монологическое повествоание от Марселя Пруста к новому роману. М., ИМЛИ РАН, 2016. - 464 стр.

Сборники

1. Французская литература 1945-1990. - М., Наследие, 1995. - 926 стр. (Редактор и автор большого количества глав)
2. Диалог писателей. Из истории русско-французских взаимосвязей ХХ века. 1920-- 1970 (По архивным материалам). - М, Наследие 2002. (Отв. редактор, публикатор и комментатор значительного числа представленных в томе материалов)
3. Камоэнс в русской литературе: Век восемнадцатый – век двадцатый / Сост. и авт. вступ. ст. Т.В. Балашова. М.: Рудомино, 2002. - 245 с.
4. Испанские мотивы в русской поэзии XX века / Сост. и авт. вступ. ст. Т.В. Балашова. М.: Центр книги Рудомино, 2011. 526 с.

Статьи в коллективных трудах, журналах, предисловия к изданиям французских книг:

(Выборочная библиография)

2007 - 2017

"Энциклопедический Словарь сюррелизма" М.,ИМЛИ РАН, 581 стр. (Отв. редактор вместе Е.Д.Гальцовой ) и автор значительного числа словарных статей.

"Культ женщины" //Андре Бретон. «Безумная любовь» и «Звезда кануна», М., ТЕКСТ, 2007. (Послесловие и перевод)

Неуловимый канон // Текстология и генетическая критика: общие проблемы, теоретические перспективы. (Предисловие) М., ИМЛИ РАН, 2008.

"Поэтика и модель генезиса: Золя, Селин, Бретон // Текстология и генетическая критика: общие проблемы, теоретичяеские персективы. М., ИМЛИ РАН 2008.

Параллельное движение: футуризм, futurismo, унанимизм. // Европейский контекст русского формализма. М., ИМЛИ РАН, 2009.

Взаимодействие языков при двухступенчатом переводе // Мультилингвизм и генезис текста. М., ИМЛИ РАН, 2010.

Поэтика авангарда и культурное поле ХХ века // Авангард в культуре ХХ века. Теория. История. Поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010.

Динамика восприятия советской и пост-советской России интеллигенцией Франции. // На переломе. Образ России прошлой и современной в культуре, литературе Европы и Америки. М., ИМЛИ РАН, 2011.

Andre Malraux’s revolutionnaires at rendez-vous with Russian readers // https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00759526/document (Портал Национального Центра научных исследований Франции)

Между традицией и экспериментом (Опыт Андре Мальро – писателя и министра) // Вопросы литературы. 2013, № 5.

«Социалистическая идея погубит себя, если откажется защищать человеческое достоинство» (Прогулка по двум выставкам архивных документов). // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013, № 7. Часть II.

Nuits de Moscou. Московские ночи // Si lyrique cyrillique Такая лиричная кириллица М., Автограф века, 2013 (двуязычное издание).

Les critères d’évalution des oeuvres étrangeres ( les paradoxes de l’époque soviétique) // Etranger dans la littérature et les arts soviétiques. Villeneuve d’Ascq, France, 2014.

Europe inviteé, Europe écarteé. La Revue russe, 1915, № 44.

“Он всегда ощущал, где эта грань…”: Аспекты живописи ХХ века в эстетической системе Андре Мальро». // Пикассо сегодня. М., Российская Академия художеств. Прогресс-Традиция. 2015.

Эстетические предпочтения Андре Мальро и его контакты с культурой страны Советов. // Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. Исследования и архивные материалы. М., ИМЛИ РАН, 2015.

Литературные фобии и приятжения. // ИЗВЕСТИЯ РоссиЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. Серия литературы и языка. Март-апрель 2017 (Том 76 № 2)

От Флобера к Прусту: теория и практика преобразования художественного языка. // Разрыв и связь времен.Проблемы изучения литературы рубежа веков. М., ИМЛИ РАН, 2017. 1150 стр.

Вопреки контрастам традиций и вкусов // PROSODIA,2018 № 8.(Рецензия на книгу: Екатерина Белавина Lire en francais La poesie 1950-2000. Французская поэзия 1950-2000 - Как читать? М., Университетская книга, 2017).

В ПЕЧАТИ:

"От века Х1Х-го к веку ХХ-ому: портрет французской литературы, набросанный Максимиллианом Волошиным (ж-л "Филологический класс", Екатеринобург)

"Голос Максимиллиана Волошина в литературных дискуссиях середины ХХ века. для журнала "Вестник Нижегородского Государственного лингвистического Университета им. Н.А.Добролюбова).

"Первые ноты эстетической симфонии Андре Мальро" Для серии "Випперовские чтения" ГМИИ им. А.С.Пушкина.

imli

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: ИМЛИ, Франция, некролог, филология
Subscribe

Posts from This Journal “ИМЛИ” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments