Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Ефим Курганов. "Кто придумал исторический анекдот?"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



КТО ПРИДУМАЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ?

В 1997-м году вышла моя книга "Анекдот как жанр" (кстати, это была первая большая работа о русском анекдоте, выпущенная отдельным изданием), и в ней я выводил жанр анекдот из античных риторик и античных практик. Нынче, по прошествии десятилетий, я понимаю, что анекдот как жанр к античности не имеет ни малейшего отношениия. В первую очередь я при этом имею в виду, анекдот исторический, историко-биографический, а не фольклорный.

_______________________

Есть ли возможность более или менее точно (не тысячелетием, не веком, а хотя бы годом) датировать возникновение того или иного литературного жанра? Кажется, это неосуществимо. Когда появилась первая песня, первая эпиграмма, первая пьеса - установать ведь это никак нельзя. Однако одно исключение из этой очевидной закономерности точно есть. Можно вплоть до года зафиксировать появление исторического анекдота как особого и вполне самостоятельного жанра. Можно даже указать и на создателя этого жанра. Я имею в виду 1685 год, когда появилась книга французского историка Антуана де Варийаса "Флорентийские анекдоты, или тайная история дома Медичи". Полагали (и я в том числе), что жанр исторического анекдота гораздо более древнего прпоисхождения, что он уходит корнями в античность, но это ошибочное утверждение, как теперь я вижу. Все-таки он появляется лишь в конце семнадцатого столетия.

Да, слово "анекдот" греческого происхождения и означает неизвестный, неизданный, но самый жанр появился гораздо позднее. Следует признать, что ни древние греки, ни древние римляне не имели об этом жанре ни малейшего представления. Как "мещанин во дворянстве" не знал, что говорит прозой, так они не знали, что используют анекдоты: последние проскакивали, а точнее самопроиольно выскакивали, совершенно не осознаваясь, как особая форма. Да, в целом ряде античных сборников можно вычленить отдельные тексты, которые теперь на нынешнем уровне культурного развития будут восприняты именнго, как анекдоты.

Скажем, в книге Диогена Лаэрция "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" содержится такого рода историй, которые вполне квалифицируются как анекдоты, и особенно в разделе о Диогене-кинике; например: "Когда кто-то привел его (Диогена) в роскошное жилище и не позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул в лицо спутнику, заявив, что не нашел места хуже" (Диоген Лаэрций. О жизни, учениях иизречениях знаменитых философов. М., 1988, 2-е изд, с. 224); " Когда он (Диоген) грелся на солнце в Крании, Алесандр (Македонский), остановившись над ним, сказал: "проси у меня, чего хочешь". Диоген отвечал: "не заслоняй мне солнца" (там же, с. 226).

А.Ф. Лосев в предисловии к книге Диогена Лаэрция решительно подчеркнул: "Основное место в сочинении Диогена Лаэрция занимают анекдоты. Все его рассказы о философах и мыслителях буквально полны разнообразных анекдотов" (А.Ф. Лосев. Диоген Лаэрций и его метод. // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, с. 8).

А.Ф. Лосев в жизни своей неоднократно и слышал, и читал самые разнообразные исторические анекдоты: он имел достаточно четкое представление об этом жанре, причем, и практичекое, и теоретическое. Он судил с высоты своего времени и исходил из представления энциклопедически культурного человека первой половины двадцатого столетия. А вот Диоген Лаэрций исходил из представлений культурного человека первых веков христианской эры, и он о таком жанре, как исторический анекдот, даже и не слыхивал и совершенно не постигал, что использует жанровую структуру, опирающуюся на совершенно определенные законы и традиции. Он не знал, что его книга переполнена анекдотами, ибо в его время такого жанра просто не было.

Вычленен из широго массива не отчетливых, не сфрмированных до того литературных форм исторический анекдот был гораздо позднее и в совершенно иной историко-культурной ситуации, а именно во Франции в 1685 году. Так что родина анекдота не древняя Греция, а Франция.

Уже упоминавшийся выше Антуан де Варийас свой труд "Флорентийские анекдоты" снабдил ненумерованным 19-ти страничным предисловием, в котором впервые поведал, что же представляет собой анекдот как особый исторический жанр и каковы его определяющие приметы. Более того, он выделил даже особую профессию - "писатель анекдотов" ( в английском переводе - "анекдотограф"): "Писатель анекдотов не берет на себя торжественные материи, и поскольку он прежде всего стремится узнать характерные склонности (исторической личности), ему нередко случается подбирать то, что было отброшено историками. Непреднамеренный ответ позволяет ему проникнуть в суть намерений (личности)... (А. де Варийас. Флорентийские анекдоты. Перевод и публикация М.С. Неклюдовой. Вестник РОИИ, 2004, №2).

Прпи этом Антуан де Варийас, представляя анекдот как особый жанр исторического повествования, говорит, что опирается на определенную культурную традицию, но это не более, чем красивый жест, который должен был придать некую солидность и основательность его труду. На самом же деле французский историк высступал, как абсолютный навтор, он впервые в истории заявил и показал, что анекдот есть особоый и соввершенно самостоятельный жанр (см., например: А.Голубков. Анекдот как альтернативная биография во французской литературе 17-го века. - сб.: Материалы междкународной конференции "В кругу антропологии литературы". Белосток, 2012 г., с. 235-236).

В первую очередь Варийас апеллировал к авторитету византийского историка Прокопия Кесарийского, который, помимо ифциальныз сочинений о правлении императора Юстиниана и императрицы Феодоры, создал неофициальную скандальную хронику. Причем, он ее никак не озаглавил, может, и не дописал и спрятал куда-то в тайник, ибо повествование о кровавых беззакониях императорской четы могло стоить историку головы. Тогда не могло быть речи о обнародовании этого труда Прокопия Кесарийского. Однако в конце десятого века в византийском лексиконе "Кодекс Суды" (Свиды) этот труд уже упоминается и, причем, ему дано название "Анекдота", то есть не изданное, не подлежащее печати. Сам же Прокопий тут не при чем. Он об этом термине и не помышлял. "Анекдота" - это было условное, редмакторское название, труда, автором никак не озаглавленного. В общдем, традиция анекдотического повествования никоим образом не воходит к Прокопию Ксеарийскому.

После упоминания в византийском лескиконе наступил перерыв длиною аж в семь столетий, не менее. Крамольная рукопись Пркокопия Кесарийского обнаруживается в Ватиканской библиотеке, находят еще и другие списки, и в 1623-м году во Франции появляется издание "Анекдота" по-гречески и по-латыни; причем, по-латыни труд Прокопия был озаглавлен "хисториа сакра", то есть тайная история. Греческий теримин был переведен очень не точно, но он прочно закрепился и определил понимание анекдота как некоего "ключа" к тайнам. "Слово это используется в литературе для обозначения истории тайных дел", - сказано в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера.

Кстати, издание 1623 года было с некоторыми ппропусками: наиболее неприличные места были из него удалены, но все равно оно вызвало обвинения в клевете и непристойности по адресу автора. Куски, целомудренно изъятые переводчиком и издателем, в течение всего семнадцатого столетия обсуждались в переписке антикваров и историков Европы (Пинелли, Рубенса, Пьера Дюпюи и других). Кстати, Пьер Дюпюи, бывший хранителем королевсклой биюлиотеки, покровительствовал Варийасу и даже сделал его своим помощником. Тогда-то Вариайс, в числе многих манускриптов, которые представил в его распоряжение Дюпюи, ознкомился и с не попавшими в печать фрагментами "Тайной истории" Прокопия Кесарийского.

В 1662-м году вышел уже и французский перевод труда Прокопия. А еще через два десятилетия Варийас выпустил книгу "Флорентийские анекдоты, или тайная история дома Медичи". В этом сочинении, обращаясь к имени Прокопия, который-то на самом деле и не знал, что в его "Тайной истории" есть анекдоты, французский историк и провозгласил, сформулировал, определил анекдот как особый историический жанр, который через забытые или запрятанные подробности позволяет открыть глубинную канву событий и личностей.

В частности, Варийас писал "Надеюсь, что мне позволят спокойно пользоваться привилегией анекдотов и с важным видом рассказывать о мелочах, если они были истоками или причиной величайших событий" (там же). Так, собственно, и начал свое полноправное и законное уже существование жанр историческаого анекдота. Антуан де Варийас не просто определил его, но еще и противопоставил анекдот традиционному историческому повествованию, основанному на официальных, парадных документах, провозгласив частное пространство не менее, а зачастую и более важным, чем публичное.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Ефим Курганов, Прокопий Кессарийский, анекдоты
Subscribe

Posts from This Journal “Ефим Курганов” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments