Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Ефим Курганов. "О сюжетных совпадениях в анекдотах"

Ефим Курганов - доцент русской литературы Хельсинкского университета. Автор книг: “Литературный анекдот пушкинской эпохи” (Хельсинки , 1995), “Анекдот как жанр” (СПб., 1997), “Опояз и Арзамас” (СПб., 1998), “Сравнительные жизнеописания. Попытка истории русской литературы” (2 тома; Таллин, 1999), “Василий Розанов и евреи” (СПб., 2000),и “Лолита и Ада” (СПб., 2001), “Похвальное слово анекдоту” (СПб., 2001), “Роман Достоевского “Идиот”. Опыт прочтения” (СПб., 2001), “Анекдот-символ-миф” (СПб., 2002), ""Русский Мюнхгаузен": Реконструкция одной книги, которая была в свое время создана, но так и не была записана" (М., 2017), "Анекдот и литературно-придворный быт (на материале русской жизни пушкинского времени)" (М., 2018) и др.



О СЮЖЕТНЫХ СОВПАДЕНИЯХ В АНЕКДОТАХ

В процессе функционирования исторического анекдота довольно часто возникает ситуация, когда один и тот же сюжет кочует из эпохи в эпоху и привязывается, приклеивается к совершенно различным историческим персонажам. В свое время я собрал целую группу такого рода случаев в книге «Похвальное слово анекдоту» (СПб., 2001), но тогда так и не объяснил, а просто констатировал, ибо для меня это был загадочный феномен. Попробую теперь объяснить, чем вызваны такого рода совпадения. В «Похвальное слово анекдоту» мною была включена заметка «Сталин как Тимур». Она открывается анекдотом о Сталине из издания «Антология мирового анекдота. К вам попугай не залетал?» (Киев, 1994, с. 190–191):

Сталин боялся смерти, покушения на свою жизнь, отравления. Вызвал он гадалку и, чтобы избежать смерти, спросил, когда он умрет?
«Умрете вы перед большим праздником», – туманно как всегда ответила гадалка.
«Почему перед праздником?»
«Потому что ваша смерть, как и всех других коммунистических вожаков, будет большим праздником для народа».
Фактически этот же самый сюжет в прежние врем ена соотносился с личностью Тимура (Тамерлана, Тимурленга):

Эмир Тимурленг собрал в своем дворце всех мудрецов города и обратился к ним: «С некоторых пор мы чувствуем себя нездоровыми, и это нас весьма беспокоит. Созвали же мы вас с целью. узнать, сколько нам осталось еще жить и когда наступит час нашей смерти... Мы ждем вашего ответа». Мудрецы, страшась гнева Тимурленга, молчали. Наконец, поднялся Афанди и с поклоном заговорил: «Мой повелитель! Ответил бы я на ваш вопрос, да боюсь вашего гнева. Вот если б при всех вы простили меня заранее, то я, пожалуй, осмелился бы». «Прощаем вас», ответил Тимур. «Я не могу сказать, что вы не умрете, ибо смерть неминуема и все люди смертны. Но вы умрете в день всемирного ликования и великой радости». «Когда же придет этот день всемирного ликования?», спросил Тимурленг. «Этот день наступит мой повелитель, когда у вас начнется агония и мы, ваши рабы будем сидеть у вашего изголовья и ждать вашего смертного часа (24 Насреддина. М., 1986, с. 365).

Сопоставив два эти анекдота, я закончил заметку «Сталин как Тимур» словами: «В целом же сюжет не претерпел изменений» (Е. Курганов. Похвальное слово анекдоту, с. 75). И все-таки, в чем же тут дело? Постараюсь ответить, но только через обращение к нескольким дефинициям, которые в свое время выдвинул Вольтер. (Об отношении Вольтера к анекдоту см. статью М. С. Неклюдовой «Что такое “правильный” анекдот и почему он был (не) нужен Вольтеру»; статья была опубликована в сборнике в честь известного фольклориста А.Ф. Белоусова.) Как я уже не раз подчеркивал, анекдот впервые объявил особым жанром, имеющим свои законы, французский историк Антуан де Варийас, и произошло это в 1685-м году. Он, в частности, заявил, что собирается «с важным видом рассказывать о мелочах, если они были истоком величайших событий» (А. де Варийас. Флорентийские анекдоты, или тайная история дома Медичи. Пер. М. С. Неклюдовой. Вестник РОИИ, 2004, № 2, с. 10).

В середине 18-го столетия к нововведениям Вариаса обратился Вольтер. Причем он не стал ниспровергать подход Варийаса, но не стал его и возвеличивать. Однако поход Варийаса он стал использовать в своих исторических трудах (один раздел работы Вольтера про Людовика Четырнадцатого так и называется: «Частные подробности и анекдоты правления Людовика Четырнадцатого»), но несколько снизил категоричность и всеохватность выводов своего предшественника. Если у Варийаса анекдот есть ключ к тайнам исторических личностей и эпох, то Вольтер стал видеть в анекдоте любопытные, но второстепенные подробности, которые прежде утаивались от внимания. В частности, Вольтер выдвинул такую формулу: «Анекдот – сжатое поле, где подбирают колосья после богатого урожая истории; это незначительные подробности, бывшие долгое время скрытыми, откуда и происходит слово “анекдот”...» (Voltaire. Qeuvres historiques. Paris, 1957, p. 869).

Но вот что крайне важно для меня. Вольтер ввел дефиниции анекдота «надежного» и «ненадежного», «правильного» и «неправильного», «истинного» и «ложного». Но какой же анекдот можно считать ненадежным и ложным, фальшивым? Вольтер писал в «Философическом словаре», что «безобидные побасенки гуляют по миру на протяжении тридцати веков» (Voltaire. Qeuvres completes. Paris, 1825, p. 358). Иными словами, в таких случаях как раз и возникает ситуация, когда один и тот же сюжет анекдота вписывается в самые разные эпохи, соотносясь с различными историческими фигурами. Так и появляются «ненадежные» анекдоты. Механизм тут такой: берется историческая личность, и на нее начинают нанизывать расхожие сюжетные схемы. Толку для историка в подобного рода анекдотах весьма мало, ибо они новой реальной информации не несут.

А какой же анекдот по-настоящему надежен? Надежный, или истинный, анекдот всегда уникален, он не терпит повторов и является действительным ключом к той или иной личности, раскрывая ее неизвестные грани Дефиниции «надежного» и «ненадежного» анекдота Вольтер Бросил мимоходом. Между тем, они крайне важны для уяснения феномена исторического анекдота, именно поэтому я и попробовал сейчас хоть немного раскрыть их. Без всякого сомнения, анекдот о Сталине, приведенный мною в книге «Похвальное слово анекдоту», относится к числу ненадежных.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Ефим Курганов, анекдоты
Subscribe

Posts from This Journal “Ефим Курганов” Tag

promo philologist 15:20, thursday 13
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment