Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Умер художник Николай Силис

В возрасте 90 лет скончался советский и российский художник, скульптор-монументалист, авангардист, заслуженный художник России Николай Андреевич (Руфим Андреевич) Силис. Об этом сообщила в фейсбуке Наталья Ким. Николай (Руфим) Силис родился в Москве 6 июня 1928 года. Его отец был репрессирован (расстрелян в 1941 году), а мать с двумя сыновьями, Руфимом и Вадимом, переехала в Ленинград, где её застала война. Она сумела переправить мальчиков к родным в деревню в Калининскую область, а сама выжила чудом. В деревне тётка стала называть старшего мальчика Николаем, и так это имя закрепилось за ним, хотя официально в документах было сменено только в 1950 году, а в выставочных каталогах Силис до 1963 года фигурировал как Руфим.



Монументальное искусство Ленинграда произвело большое впечатление на подростка ещё в довоенные годы и впоследствии вдохновило Силиса на создание серии «Кентавры». Выбор учебного заведения по окончании школы, по признанию самого художника, был случайным, но в Строгановке его привлекло то, что надо было сдавать только один экзамен — по живописи, а студентам предоставляли общежитие и стипендию. В 1953 году Н. Силис окончил Строгановку одновременно с В. Сидуром. В.С. Лемпорт и Б.П. Барков выпустились в 1950 году. В 1954 году вступил в Московское отделение Союза Художников СССР.

С 1949 по 1968 год Силис был участником творческого коллектива ЛеСС, который проявил себя новаторством не только в искусстве, но и в общественной жизни, поставив вопрос о праве молодых художников на самовыражение и поддержку профессиональных организаций в знаменитых письмах в газету «Советское искусство» и «Литературную газету» в 1953—1954 годах. Первую работу ЛеСС выполнил в 1949 году: барельефы — «Труд» и «Наука» для фасадов строившихся зданий физического и химического факультетов МГУ на Ленинских горах. Для В. Лемпорта это была дипломная работа (под руководством Г. И. Мотовилова), для В. Сидура и Н. Силиса — преддипломная.

В 1954 году ЛеСС был удостоен первой премии в первом открытом конкурсе за проект монумента к 300-летию воссоединения Украины с Россией. Сумма премии — 50 тысяч рублей — была невероятной для молодых художников. Они уже ждали награждения, но вдруг жюри передумало: итоги конкурса аннулировали, присудив вместо настоящих премий поощрительные (в том числе такую получил Эрнст Неизвестный). "Нам выдали поощрительную премию, чтобы мы не очень сердились. А мы рассердились. И написали статью в «Литературной газете» «Против монополии в скульптуре». В Союзе художников начался скандал", — вспоминал Н. Силис.

Совместная творческая деятельность ЛеССа продолжалась около десяти лет, но даже когда участники трио разошлись, их объединяла общая мастерская на Комсомольском проспекте возле станции метро «Парк культуры», в которой они работали вместе с 1954 по 1968 год. В конце 1950-х — начале 1960-х годов сформировался индивидуальный почерк Н. Силиса в скульптуре. Как вспоминал В. Лемпорт, лет семь Силис помогал ему и Сидуру, никак не открывая своего творческого лица. «И вот однажды, где-то в шестидесятом, вернувшись после месячного отсутствия, мы с Сидуром увидели новую статую из дерева в натуральную человеческую величину. Нам стало ясно, что Силис… сбросил цепи рабства, и теперь придется считаться с его полноправным творческим лицом».

В 1970—1980-е годы скульптор много работал с деревом, выполняя объемные фигуры и рельефы. В ряду его работ этого периода выделяется трехфигурная скульптура «Утро. День. Вечер». В 1976 году Силис впервые вылепил из гипса своего Дон Кихота, затем повторив его в бронзе. В 1990-е годы и позднее в творчестве Силиса превалирует его излюбленная женская тема: «Наяды», «Фантазии», «Циркачки в кольце». Плавные, текучие линии, игра с драпировкой характерны для позднего периода его творчества: выполненным из бронзы скульптурам «Идущая» (1991), «Странная» (1992), «Сидящая в драпировке» (2001), деревянной скульптуре «Беременные» (1997). С 25 апреля по 11 мая 2006 года в 13-м зале ЦДХ на Крымском Валу прошла выставка «Три поколения», в которой были представлены работы Николая Силиса, его дочери и внучки, тоже выпускниц Строгановки.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Вадим Сидур, Николай Силис, авангард, искусство, некролог
Subscribe

Posts from This Journal “авангард” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment