Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Оскар Рабин: "Сейчас вместо прессинга власти есть огромный прессинг современного искусства"

Из интервью художника Оскара Рабина (1928-2018) Елизавете Чеботаревой (для издания "Дискурс"). Прочесть беседу полностью можно на сайте издания.



"Раньше никто не писал картины с целью, чтобы вам противно было на них смотреть, чтобы они плохо пахли, чтобы вам не хотелось их иметь, видеть. Современное искусство все это приняло на вооружение. Вплоть до того, что в Центе Помпиду была такая инсталляция — комната, в которой было очень холодно, чтобы мы могли зайти туда на несколько секунд и испытать, что такое мороз. Конечно, мы его не испытывали. Мы испытывали какой-то легкий ожог, не вредный, потому что мы тут же выходили. И была еще какая-то комната, где стояли станки и был отвратительный запах, все в дыму. Это то «новое», что и осталось в искусстве, когда отменили все критерии, мастерство, индивидуальность. Потому что индивидуальность — аристократическое понятие. Индивидуальность — это Бах, это Бетховен, это Рембрандт и т. д.

Естественно, для демократии в широком смысле это не подходит. Не могут тысячи и миллионы иметь одинаковые данные Баха. Значит, это надо просто отменить. Взяли и отменили. Но когда все поотменяли, осталось, собственно, одно — новое, со знаком «минус». Это довольно широкое поле. В ХХ веке его разрабатывали и сейчас еще продолжают. <...>

Нам [Лианозовской группе] повезло, притом во всем. Умер диктатор. В мире в ХХ веке вообще было много диктаторов, такое поветрие было, и войны устроили кошмарные, загубили десятки миллионов людей... И постепенно это поветрие сходило на нет, сейчас как карикатура, как напоминание осталась только Северная Корея. Сейчас вместо прессинга власти есть огромный прессинг современного искусства. Это все-таки не диктатура, но оно перешло этот предел, оно стало подавлять новое, как когда-то в классическом искусстве разные стили, вырождались, переставали быть нужными.

Академики‌ тоже ведь не всегда были костными, когда-то академия была очень прогрессивной, это был шаг вперед. Ну а выродилось все в то, что они притесняли любых, кто пытался по-другому что-то сказать, по-другому мыслить. И все эти квадраты были совершенно необходимы, но это давно перешло уже в какой-то балаган. Сейчас это не искусство, ту же перформацию невозможно назвать изобразительным искусством. Это относится к философии, к чему угодно, но только не к изобразительному искусству. Насколько это надо в будущем? Не знаю, существует же клоунада, например. Но это все заменяет картины, живопись, во многих галереях сейчас идут перформансы. Еще живопись заменяет машинная живопись — фотография. Фотография — это тоже искусство, никто не спорит, но дело в том, что устраивают эти выставки там, где раньше была живопись, которая исчезла.

Еще недавно мы приветствовали то, что делали машины и замирали в восторге от нейлона, а сейчас ценим то, что сделано вручную. Не надо порох или топор выдумывать. Оно уже было, использовать это можно, если ты можешь это применить по-новому, если этим ты рассказываешь, что ты такое, кто ты такой, что другого такого не было никогда и не будет. Иначе ты не выполняешь предназначенную тебе задачу. Да, пользоваться можно всем чем угодно, придет время — отроют все, что надо открыть. Себя открой! А себя почему-то взяли и отбросили к черту. Демократическое надо, серое. Большинство людей должны быть похожи друг на друга, у всех такие шкафчики, у всех такие холодильники, у всех такие джинсы".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Оскар Рабин, искусство, современное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “Оскар Рабин” Tag

Buy for 100 tokens
В Издательстве Ивана Лимбаха готовится к выходу новая книга известного петербургского поэта Сергея Стратановского: Стратановский Сергей. Изборник: стихи 1968–2018 / Вступ. ст. А.Ю. Арьева. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. — 384 с. Поэт Сергей Георгиевич Стратановский в 1968 г.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments