Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Оскар Рабин. "Всё еще в Лианозово"

Оскар Яковлевич Рабин (1928-2018) — российский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки» (1974). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» (2013). Ниже размещен фрагмент из книги воспоминаний Оскара Рабина "Три жизни" (1986).



ВСЕ ЕЩЕ В ЛИАНОЗОВО

Ничего не изменилось в нашем поселке — ни унылые бараки, ни дороги, грязные весной и заметенные снегом зимой, ни пригородный лианозовский вокзальчик. Однако, нам жить стало легче. Дети подросли и пошли в школу, у меня была постоянная работа, милиция к нам не привязывалась. В 1963 году нам повезло: при планировке будущей "большой Москвы" в нее включили много пригородных районов, куда вошло и Лианозово. Благодаря этому поселок стал открытым для иностранцев, мы получили московскую прописку, и наша постоянная мечта переехать в город стала более реальной.

Иностранцы приезжали к нам все чаще, многие покупали мои картины. Однажды Виктор Луи привез к нам Эрика Эсторика, известного коллекционера и владельца большой лондонской галереи ” Гросвеноргалери” . Он приехал в Советский Союз, чтобы ознакомиться с советским художественным рынком, и покупал в Союзе художников те картины, которые мог, по его мнению, перепродать на Западе. Эсторик приезжал ко мне несколько раз и купил много работ для моей персональной выставки в его галерее. Я верил и не верил его обещаниям, однако в 1965 году он устроил мою выставку. Каждый художник, впервые выставляющий картины, испытывает одновременно и чувство радости, и чувство страха. Меня же мучал не обычный в таких случаях страх молодого художника, впервые показавшего себя на публике, а человеческий страх — "что-то скажет начальство?”.

Мы для себя тоже устроили вернисаж. Отобрали с Валей фотографии проданных Эсторику картин — дрянных, любительских фотографий - разложили на полу и, расхаживая по комнате, воображали, что находимся в лондонской "Гросвеноргалери”. Выставка ни для кого не была секретом, потому что о ней передавало Би-Би-Си. Через некоторое время я получил каталог, а также газеты и журналы со статьями о выставке. Статья в коммунистической "Дейли уоркер” нас с Валей очень ободрила. Критик меня хвалил и выражал надежду на продолжение плодотворного культурного обмена между СССР и Западом. И мы робко понадеялись тогда на то, что авось все вдруг и обойдется... Казалось, власти никак не отреагировали на это событие.

Говорят, что аппетит приходит во время еды. Я писал теперь, что хотел, и неплохо зарабатывал, постепенно сбывалось то, о чем мечтал. Однако, теперь, как никогда раньше, мне было обидно работать тайком, видеть, как мои картины уходят, почти не оставляя следа — либо отправляются за границу, либо оседают в коллекциях любителей живописи. Хотелось, чтобы они выставлялись, чтобы люди их видели, обсуждали, чтобы появилась какая-нибудь реакция публики и прессы. Я готов был к самой суровой критике — только не это мертвое молчание, глушь, ощущение тупика. В то время в Москве проходили многочисленные выставки неофициальных художников в институтах Капицы, Курчатова, в Доме Архитектора — выставки закрытые, организованные специально лишь для работников института. Меня в них участвовать не приглашали, так как обо мне уже писали в советской газете отрицательно, и устроители боялись, как бы из-за моих картин не запретили выставлять остальные.

Сотрудники института Капицы ко мне приходили, хвалили, колебались и, в конце концов, отказывались. Я их понимал и не обижался. Устраивались выставки и на частных квартирах. Одним из первых, от кого вообще пошла эта мода, был пианист Святослав Рихтер. Он устроил выставку картин Дмитрия Краснопевцева, художника, работавшего уединенно и замкнуто в комнатке, заполненной раковинами, старинными вазами и древними окаменелостями, которые он изображал на своих холодноватых, четких, чистых картинах. У Рихтера они висели в огромной гостиной. Композитор Волконский устроил на своей квартире выставку картин Евгения Леонидовича.

В 1965 году мне удалось купить кооперативную квартиру. Обменять нашу комнату на комнату в Москве было немыслимо: ни один москвич в Лианозово бы не поехал. Получить квартиру от государства мы тоже не могли — после смерти бабушки у нас оказался излишек площади. И я купил трехкомнатную квартиру площадью 59 квадратных метров за 5600 рублей. Когда мы переехали в Москву, Саша учился в пятом классе. К восемнадцати годам его забрали в армию. Не прослужив и двух месяцев, он сильно простудился, получил осложнение на почки и вскоре был от службы освобожден. Приблизительно в это время он начал по-настоящему, всерьез заниматься живописью. Царившая в доме атмосфера художественных интересов захватила и его. Саша брал уроки рисунка, ходил в мастерские наших друзей-живописцев, наблюдал за их работой, и, следуя их советам, много рисовал сам. Мало-помалу у него выработался свой стиль.

Катя благополучно закончила десятилетку, однако в университет по конкурсу не прошла и временно нанялась уборщицей в Музей изящных искусств имени Пушкина. Мыть полы возле полотен Матисса или Пикассо ей нравилось больше, чем заниматься разборкой бумаг в скучной конторе. Вскоре она вышла замуж, родила сына и целиком ушла в домашние заботы и хлопоты.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Оскар Рабин, Рихтер, СССР, воспоминания
Subscribe

Posts from This Journal “Оскар Рабин” Tag

Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments