Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Глеб Смирнов. "Еретики и художники как служители Логоса"

30 ноября 2018 г. в 20:00 на книжной ярмарке Non/Fiction культуролог Глеб Смирнов представит свою новую книгу «ARTODOXIA» - трактат о «религии искусств», мировой религии XXI века. Книга вышла в издательстве Рипол-Классик при поддержке Aksenov Family Foundation. Мероприятие в фейсбуке: https://www.facebook.com/events/574289456317478/ Глеб Смирнов вводит термин «артодоксия» для обозначения духовной реальности современного мира, в котором традиционные религии постепенно уступают место культуре во всех её проявлениях. Её живые храмы — музеи, филармонии, университеты, театры, галереи, лектории. Адептами этой религии, сами того не подозревая, являются все люди, потребляющие или производящие искусство, а это огромный пласт современного человечества: все те, кто читает книги, любит музыку, поэзию, живопись, кино, гармонию во всех её проявлениях, в том числе в этике.



В своём большинстве, люди разобщены конфессиями по месту проживания и факту рождения. Единственное, что их способно объединять — это наднациональная и секулярная, светская культура. Однако и культура имеет все признаки религии, главный из которых — обещание преодоления смерти. Именно в этом аспекте наш Автор рассматривает культуру, и в силу религиозного характера культуры заводит речь о «культурославии», или артодоксии. Мысль о «религии культуры» сама по себе существует давным-давно, — о ней говорили и эллинские мыслители, и итальянские гуманисты, и французские просветители, и немецкие романтики, и русские поэты (ср. «культура стала Церковью» Мандельштама). Однако до настоящих пор она никем не была обстоятельно артикулирована как цельное учение. Книга ARTODOXIA обзорно анонсирует эту вековечную идею-фикс европейской цивилизации.

Искусствовед-культуролог Глеб Смирнов с 1992 года разрабатывает учение об Артодоксии в ряде своих статей, выступлений и книг. Книга принципиально не хочет подпадать ни под жанр художественной прозы, ни под жанр академического исследования по теории искусства и социологии, хотя имеет характеристики как первого, так и второго. Именно такая странная форма «трактата» оказалась наиболее уместной для того, чтобы органично вместить в себя не менее странное содержание: перед нами новая мифология для художников, арт-религия Третьего тысячелетия. Данная книга, являющаяся частью более амбициозного и широкоформатного труда «Элизиум», заострена как вызывающе-полемический манифест, затрагивающий сферу нынешнего религиозного возрождения/кризиса. Книга призвана стать концептуальной платформой нового поколения российской интеллигенции и арт-сообщества. Таким образом, целевая аудитория её весьма велика.

Глеб Смирнов-Греч окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова, кафедра истории искусств, после чего удалился из России в эстетическую эмиграцию, скитался по Европе, дошёл до Рима, поступил в Папский университет Gregoriana при Ватикане, где закончил с отличием философский факультет. Живёт в Венеции. Сочиняет сказки, научную прозу, занимается каллиграфией и мастерит рукописные книги. Автор путеводителя по Риму (2001), монументального труда «Палладио» (2017), сборника эссе «Метафизика Венеции» (2017). Сайт: http://www.glebsmirnov.com/


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пророк эпохи Духа и конец Средневековья . . . . 5
II. Бессмертие и искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
III. Бог, Язык, Время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
IV. Доказательство бытия Божьего . . . . . . . . . . . . . . . . 41
V. Еретики и художники как служители Логоса . . . . 47
VI. Мартиролог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
VII. Священная война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
VIII. Мировая религия Артодоксии и её рай:
Элизиум, или Поля елисейские . . . . . . . . . . . . . . . . 81
IX. Ветхий, Новый, Новейший . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
X. Два кощунства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
XI. Божественный вакуум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
XII. Совесть и благодать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Примечания . . . . . 144

С разрешения автора публикую фрагмент из его новой книги «ARTODOXIA».


Еретики и художники как служители Логоса

Один из древнейших мудрецов, Гераклит Эфесский, распознал в творческом Логосе основу бытия, а движущее его начало — в Полемосе (войне). Религиозный человек любовно увязан с этой основой бытия и потому активно вовлечён в войну за Логос. Обычно самыми рисковыми и воинствующими «полемистами» были те, кого мы привыкли называть еретиками. Против еретиков, наделённых полемическим религиозным темпераментом, общество всегда вело свою «священную войну». Вполне закономерно, — их есть за что не любить: с такими не обустроишься поудобней посреди бытовых ритуальных услуг, эти беспокойные созданья вечно раззадоривают зуд интриги человека с Небом, вызывая у нас дезориентацию.

Функция логоса — тормошить и будоражить дух: это всегда дерзновение, вызов, риск, азарт, головокружение, взрыв. Животворящий удар, подстрекание и разряд молнии, — духу вольнò веять всюду, не предписывая себе, где можно и где нельзя. Где ему заблагорассудится. Только тогда он свидетельствует о Боге. Первое правило послушания художника Богу — преодолевать, перепрыгивать на тот берег, нарушать границы. Этот парадокс учитывает Рильке в своём безукоризненом определении поэта: «он послушается тогда, когда он преступает — und er gehorcht, indem er überschreitet».

Когда-то эту миссию парадоксального послушания брали на себя еретики. Один современный католический теолог разразился неожиданно смелым для клирика замечанием, мол, всякая ересь по-своему необходима и полезна «для более скорой дороги богопознания». Не поздно ли он хватился? Знавший не понаслышке что такое работать на опережение, Альберт Эйнштейн, будто в ответ лукавому богослову, говорит одну принципиальную вещь: «именно среди еретиков всех времён мы встречаем людей, преисполненных высшим видом религиозного чувства». Напомним, что таким еретиком по отношению к иудейству, костенеющему в благочестивом расизме и кастовости, был и сам Христос. Или много позже Данте, когда он волновался, что врата Рая закрыты для порядочных людей-нехристиан, ведущих гораздо более добродетельную жизнь, нежели многие из тех, кто уверенно называют себя христианами — чем возобновил требование Христа, чтобы богоизбранность распространялась на всех смертных, а не была бы достоянием только одного народа, — ведь нет у Него ни эллина, ни иудея. То есть Данте, устремляясь за рамки узкой ортодоксии, верен делу первоеретика Христа.

На всём протяжении эры христианства Дух Святой норовил высвободиться из-под монотонного культа и официальных институций, и охотно переходил под крыло к харизматичным еретикам, не зря неизменно ссылающимся на «Дух Святой» в качестве союзника и авторитета. Они были единодушны в том, что злейший враг Логоса — раз и навсегда установленный протокол ритуала с его стереотипными перепевами и стагнация в догматизме. На борьбу с закисанием Логоса в ортодоксии Бог всегда призывал самых чутких и духовно-предприимчивых из людей. Они пробуждают чувство Логоса, порождая голод к живому слову в нас, сонливых и косных; а мы по обыкновению отмахиваемся и отправляем их на костёр. Такова была участь протрезвевшего Тертуллиана и монтанистов, Сегарелли и бегардов-спиритуалов («братья свободного духа») в Высоком средневековье, «рыцаря Духа святого» Кола ди Риенци и, само собой, иоахимитов.

В наши дни место прежних еретиков заняла другая категория лиц. Это так называемые художники, причём в самом широком понимании термина. Пронизанные вдохновением, они оказались их всех радикальнее. И что бы они ни писали внутри или вне церковных стен, — если рукой их водил Дух, и «воспламенял умы» (Данте), — то это и есть благая весть. Не мудрено, что разного рода церковные группировки без конца уличают современное искусство в грехе кощунства и всяческого демонизма. Объяснимая реакция, учитывая что искусство чувствительно к пробуксовке сакрального в Церкви и обществе, и потому — святое дело — антиклерикально. Есть сфера бытия, наиболее чуткая к порче языка и работающая с Логосом один на один. Это, легко догадаться, искусство. Искусство производит чистку языка от налёта, восстанавливая активность зачуханных его нервных окончаний.

Большинство людей пользуется словом для передачи информации или эмоций, обыкновенно обходясь сплошь шаблонными, избитыми выражениями. «Тянем, тянем слово залежалое», — досадовал поэт Давид Самойлов. Язык бытовой коммуникации неряшлив, несамокритичен, заезжен, тяготеет к плеоназмам и инерции: «трижды варёная капуста», как язвили греки. В своей сердцевине это мёртвый язык. Говорящие на мёртвом языке люди недаром легко обходятся без искусства и поэзии, плавая в жижице прогорклых слов.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы Ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

«Дурно пахнут мёртвые слова»... Поэт испытывает стыд за унизительное низведение языка до состояния логорреи и низкопробной «фени», за то, что Логос гоняют яко подъярёмный скот. Они не говорят, а именно «гонят»; отсюда соответствующее выражение «чё ты гонишь!?». Бытовой язык аморален, поскольку аморфен. Это язык приблизительных слов. «А приблизительных мы больше не хотим», — упорствует поэт. Мы помним, как серьёзно предупреждал нас перед смертью Сократ, что расхлябанность языка дурно сказывается на душах. Человек есть «существо языковое», linguistische Kreatur. Это сверхточное определение Гердера. Так человек задуман Богом. Однако подавляющее большинство словом только пользуется, и только поэты им живут. Вот почему они, как представители племени людей, несущих слово, ради него горят ввязаться в неравный бой, и готовы «для звуков жизни не щадить»:

Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок!

Живя в окружении любителей потрындеть, среди этих лубочных персонажей, употребляющих дар речи исключительно на травлю анекдотов и баек, заботливую передачу сплетен и горячее обсуждение цен, на принципиальные споры вокруг футбола, унылую ругань и выделение прочей словесной скверны, — живя в таком окружении, люди Слова то и дело не выдерживают и срываются в негодование против осквернителей Логоса. Христос в своё время точно так же реагировал на торгующих в храме и грозил преступникам против Логоса, пустомелям и словоблудам, обещая: «за это ответите». Свят и справедлив гнев поэтов на «гонителей» слова. Он — часть их миссии. От священной их ярости пострадало немало профанаторов; и поделом! Воистину, слишком враждебны друг другу люди из мира Логоса и люди мира логотипов.

И как торгующие во храме не остались в долгу и отыгрались на Христе, присовокупив свои голоса к крикам «распни, распни его!», так и поэтам охотно мстят все те, чей единственный талант — быстрый хватательный рефлекс, и весь он заключён в тугой их мошне. Эти люди сладострастно скупают и почитывают книжки о жизни художников, где собран весь компромат: дескать, ваши хвалёные господа были нисколечко не лучше нас с вами, — малодушные, развратные, тщеславные, допускали непростительные ошибки, были сребролюбивы как мы, тоже имели живот или хотя бы им урчали. «Когда мне сообщают какую-либо нелестную подробность их частной жизни, мне приятно слушать: это сближает нас, и мне легче переносить моё ничтожество», — признаётся племянник композитора Рамо. Наш век падок на подобную литературу в жанре плясок на костях: уже имеются образцовые диффамации Ахматовой, Пуш-кина, Маяковского, Бродского; кто на очереди?

Как ни грустно, и нам не избежать, скорее всего, обвинений в ереси и богохульстве. Это лишь подтвердит, что закономерность остаётся в силе, ведь смена Ветхого завета Новым тоже произошла под знаком богохульства. Напомним, Христа распяли представители предыдущего Завета за нечестивость: он нарушал обрядовую дисциплину, глумился над Субботой, отвратил Закон от блудницы, провозгласил себя, человека! — Богом. Так и сейчас, первое чего следует ожидать от стражей текущей Церкви, — негодующих обвинений в неправомыслии, крамоле, лжеучительстве, кощунстве, хуле, профанации и зловредном смутьянстве. И не избежать угроз адова пламени и физической расправы здесь и сейчас.

Если святые — соль земли, художники — надежда языка. Через искусство происходят первичные сдвиги в коре планеты Логос. Через искусство язык борется с соблазнами: размягчения, закоснения, опрощения, лености. Посредством искусства он оживает и омолаживается. Те, в ком живо чувство языка, сообщают ему простор. Оказывается, язык дышит через искусство и через него вырывается на свободу. Поскольку Бог является основным действующим лицом искусства, а Его свобода — её первейшим содержанием, то нет для человечества истории главнее, чем история искусств. Оскар Уайльд, убеждённый исповедник религии Логоса, раскрывающейся в истории искусств, так определяет своё место верующего:

...и, поверив чуду
искусства и культуры, я не буду
Ни с Богом, ни среди Его врагов.

... wherefore in dreams of Art
And loftiest culture I would stand apart,
Neither for God, nor for his enemies.

Уайльд, судя по всему, держит в уме Данте. Тот в своё время предусмотрительно поместил в некое «среднее пространство» преддверия Ада так называемые особые души — не то чтобы христианские, но вроде и не языческие, «ни восставшие на Бога, ни верные Ему, но те, что сами по себе — сhe non furon ribelli, nè fur fedeli a Dio, ma per sé foro». Эти души, с нашей точки зрения, вполне угодны Богу, ибо горят пламенем творения. И место им среди «друзей Бога». Если учесть, что Бог новой религии, культурославия, — Язык (вполне можно было бы назвать её «языкославие» или сразу «богославие»), тогда именно этих людей, ревнителей-адептов Языка, напряжённо исследующих слово, можно причислить к истинным служителям Бога. И на законном основании, ведь Deus sive Lingua!



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Глеб Смирнов, Христос, ереси, искусство, книги, культура
Subscribe

Posts from This Journal “ереси” Tag

promo philologist 15:20, Четверг 13
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment