Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Том Чатфилд. "Как выглядит хороший научный текст"

Текст приводится по изданию: Чатфилд Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Том Чатфилд; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019.



Как выглядит хороший научный текст

Писать научные тексты — особый навык. Вы можете одновременно информировать и развлекать читателя, но главная задача — доказать определенные вещи: что вы знаете предъявляемые требования, изучили и осмыслили необходимый объем материала, достаточно компетентны, чтобы отреагировать на него должным образом. То, чего вы не сумеете продемонстрировать, не пойдет вам в зачет. Предлагаю пошаговое руководство по написанию качественных академических работ, которое включает в себя девять пунктов.

1. Убедитесь, что понимаете задачу. Какие вопросы вы решаете? Какого объема текст и в какие сроки должны написать? Каков должен быть эффект успешного эссе или проекта и по каким критериям вас станут оценивать? Не зная этого, невозможно добиться успеха. Ваша задача — поставить правильный вопрос и понять, каким будет хороший ответ на него. Казалось бы, сие очевидно, однако наиболее распространенные ошибки, совершаемые исследователями (причем на любом уровне), — это непродуманность вопросов, над которыми они работают, и необоснованные предположения относительно того, что именно от них требуется и чего не требуется. Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что вы:
- точно выразили собственными словами суть изучаемого вопроса;
- доподлинно знаете, какого объема текст и к какому сроку должны представить;
- выяснили, по каким параметрам вас будут оценивать и что именно должны включать эссе или проект (составьте список и распишите все по пунктам);
- нашли хотя бы один успешный пример проекта или эссе в данной области, чтобы понять, к чему следует стремиться;
- готовы в случае необходимости как можно быстрее обратиться к специалисту за разъяснениями по любому из вышеперечисленных вопросов — не стоит тратить время на блуждание в потемках, напрасные переживания и гадание на кофейной гуще.

2. Составьте план чтения, проведите исследование, соберите информацию. Мы подробно разобрали эти составляющие в главах 5 и 6. Удостоверьтесь в правильности стратегии: ваше чтение должно носить активный характер. Не затягивая процесс, начинайте делать выписки и набрасывать идеи. С самого начала работайте, полностью сконцентрировавшись: ведите конспект, записывайте рекомендации и фиксируйте аргументы. Вот краткое резюме стратегий чтения: ПОЖАЛУЙСТА, последуйте этому совету! Не тяните, как можно раньше начинайте писать — хотя бы сделайте наброски!
- составьте сами или найдите готовый ориентировочный список чтения, включающий широкое разнообразие доступных источников;
- превратите ориентировочный список в итоговый с учетом текущих задач обучения, включив в него реальное количество источников и расставив их в порядке значимости;
- для максимально эффективного использования времени и ресурсов задействуйте различные техники чтения: ознакомительное, просмотровое, вдумчивое чтение и поиск в тексте;
- не забывайте на всех этапах делать выписки, активно погружаться в процесс и постоянно задаваться вопросом о пользе того или иного конкретного источника лично для вас;
- помните, что любые выписки должны содержать полные выходные данные каждого используемого вами источника: это позволит в любой момент вернуться к нему и использовать для цитирования в научной публикации.

3. Структурируйте материал / составьте письменный план. Структурировать материал вовсе не значит держать его в уме до тех пор, пока идеи не выстроятся в идеальной последовательности. Воспользуйтесь возможностью записывать определенные соображения, что-то переставлять, экспериментировать с вариантами, вырезать, вставлять и перемещать понятия, пока не получите наиболее удачную комбинацию. Для начала запишите абсолютно все и постепенно избавляйтесь от того, что окажется несущественным. Повторяйте процесс, редактируйте, вносите улучшения. Лучшие аргументы и объяснения появляются в результате всеобъемлющего структурирования и кардинальной перестройки. Контролируйте ход редактирования с помощью ключевых вопросов:
- Какие самые важные вещи я должен сказать?
- В каком порядке разумнее всего их изложить?
- Какие свидетельства наиболее надежно их подкрепляют? Подобного рода вопросы легко задать, но на них трудно ответить. Этого не сделаешь с первой попытки — или даже со второй. Снова и снова задавайтесь ими и неустанно пересматривайте свой план, пока не найдете ответы.

4. Начните с хорошего введения. Определившись с планом, можно взяться за написание текста всерьез. Полезно начать с введения, хотя бы составить его черновик, который вы впоследствии переработаете. Качественное введение должно сразу продемонстрировать читателям, что автор: 1) понимает предъявляемые требования; 2) видит общий контекст, в который вписывается его работа; 3) готов предоставить ясный, логичный, основанный на свидетельствах отчет о проблеме. Все это поможет вам держать в центре внимания главную задачу.

5. Напишите основной текст, логичный и ясный. Следуйте плану и придерживайтесь общей концепции. Вы должны показать, что владеете темой и мыслите последовательно, неизменно ясно излагая при этом свои соображения. Если работа достаточно объемная, используйте заголовки, разбейте ее на главы и разделы, чтобы наглядно продемонстрировать структуру. Подумайте, что помогает вам самому воспринимать чужие тексты. Ясность намного важнее зауми и наукообразия. Общие рекомендации таковы.
- Излагайте каждый пункт в отдельном абзаце, сложной проблеме можно посвятить два. Не делайте необоснованно длинных абзацев (десять строчек — это уже много), однако избегайте и слишком коротких.
- Придавайте структуру каждому абзацу, начиная его четко сформулированным утверждением или вопросом и заканчивая обобщением или переходом к следующему абзацу.
- Не давайте себе увязнуть в каком-то пункте, но уделяйте достаточно времени и места освещению необходимой информации. Постоянно сверяйтесь с планом, чтобы видеть общую картину.
- Помогите читателю плавно переходить от пункта к пункту, избегайте скачков между разрозненными идеями: используйте фразы-связки и разделы с заголовками.

6. Сделайте вывод, отвечающий на вопрос исследования. Работая над выводом, вернитесь к введению и при необходимости переписывайте обе эти части параллельно. В эссе особенно важно увязать все воедино. Однако это не значит, что под конец нужно сделать безапелляционное заявление, не вполне подтверждающееся свидетельствами. Вовсе ни к чему избегать в выводе осторожных формулировок и оговорок. Не бойтесь признать обнаруженные вами сложности. Интересный вывод скорее приглашает к размышлению, чем подводит окончательный итог.

7. Завершив первый вариант текста, временно отложите его, после чего перечитайте. Полностью напишите первый вариант, почувствуйте гордость, похвалите себя и обязательно отложите его на какое-то время, чтобы затем перечитать и пересмотреть. Выделите не меньше двух дней на то, чтобы переписать работу; в развернутых эссе и серьезных проектах на это потребуется больше недели. Заблаговременно отведите себе время с учетом сроков сдачи, когда будете составлять предварительное расписание. Повторное чтение — это самая приятная часть процесса. Перечитывая свою работу, вы не только проверяете орфографию, грамматику и форматирование (хотя и это тоже важно), но и пользуетесь возможностью познакомиться с собой-писателем и усовершенствовать собственные стиль и аргументацию.

8. Не забудьте про ссылки и список литературы. Убедитесь, что точно знаете предъявляемые в этом отношении требования, поскольку в разных учебных и научных заведениях они могут отличаться. Если вы человек организованный и добросовестно ведете записи в ходе чтения и исследования, это не составит проблемы, особенно при использовании специальных программ. Данный этап не должен стать камнем преткновения только потому, что вы слишком поздно спохватились или не позаботились выяснить, каковы в данном случае критерии. Хорошенько все изучите, выполняйте по ходу дела необходимые требования и не позволяйте, чтобы техническая сторона процесса отвлекала вас от полноценного чтения, письма и размышления.

9. Важны не только оценка, но также обратная связь и обсуждение. Итак, вы не пожалели сил на то, чтобы написать развернутый текст. Постарайтесь получить максимальную отдачу от каждого из читателей, будь то друзья, родственники, наставники и преподаватели или коллеги в интернете. Внимательно читайте каждый отзыв и честно признавайте, какие улучшения следует внести в следующий текст. Задавайтесь вопросами:
- В чем мои сильные и слабые стороны?
- Кто или что может послужить мне источником знаний или моделью для совершенствования?
- Какой стратегии совершенствования я буду следовать? В долгосрочной перспективе ответы на эти вопросы приведут вас к совершенству и успеху. Важно не поддаться иллюзиям: не почивать на лаврах, посчитав, что ты сделал все правильно с первого раза, и не получить озарение из ничего. Как в любом деле, стоящем усилий, при написании научного текста главное — найти способ работы, позволяющий тебе развиваться.

Обучение с умом: чего не надо делать, когда пишешь
- Избегайте умничанья и наукообразия. Не пытайтесь казаться тем, кем в действительности не являетесь. Ясность изложения — лучшая политика, которая будет максимально полезной как для вас, так и для читателей.

Ненавижу книги педантов, считающих, что язык подчиняется «незыблемым» законам.

- Не останавливайтесь на первом варианте текста. Дайте ему время отлежаться, а затем перечитайте, чтобы отредактировать и убедиться в отсутствии ошибок, которых можно избежать.
- Используйте копипаст только для цитат и обязательно заключайте цитаты в кавычки. Не выдавайте чужую работу за свою и не приводите чужие аргументы без указания на источник.
- Не ограничивайтесь только своим мнением, категорично отвергая все прочие. Сделайте обзор разнообразных взглядов и точек зрения на проблему, описывая их уважительно и точно, а затем четко сформулируйте собственную позицию.
- Работая над масштабным проектом, не застревайте и не вязните в деталях. Если вдруг перестали четко видеть общую картину, сделайте паузу: отойдите от монитора, займитесь чем-нибудь другим, а когда будете готовы, вернитесь к работе.
- Выражайтесь ясно и четко, но не сухо и не позволяйте педантам допекать вас соблюдением грамматических «правил», зачастую надуманных. Так, скажем, вполне допустимо использовать интонационные тире. Пусть ваш стиль будет живым и благожелательным, а не сухим и дерганым.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: наука, полезное
Subscribe

Posts from This Journal “наука” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments