Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Андрей Сахаров: "Большую роль в гуманизации моей общественной деятельности сыграла моя жена"

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) — советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и в 1980 году выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы. В конце 1986 года Михаил Горбачёв разрешил Сахарову вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР.

Ниже размещена беседа Андрея Сахарова И. Филатовой и А. Щупловым для "Книжного обозрения". Напечатано 7 апреля. Здесь текст приводится по изданию: Андрей Сахаров. Тревога и надежда. Т. 2. — М.: Время, 2006.




ИНТЕРВЬЮ «КНИЖНОМУ ОБОЗРЕНИЮ»

24 марта 1989 г.


— Андрей Дмитриевич, читателей «КО» интересует ваше мнение о процессе перестройки: начатая сверху, захватывает ли она низы, широкие народные массы и сколь глубоко?

А. Сахаров. Я думаю, что успех перестройки целиком зависит от того, насколько интенсивно развивается движение в ее поддержку снизу и насколько оно будет понято и поддержано руководством страны. К сожалению, этот процесс идет очень трудно, противоречиво, и создается даже впечатление, что есть противодействие тем инициативам, которые идут снизу. Сейчас очень большое распространение получили разного рода экологические движения. Мне кажется, что к ним надо относиться с огромной серьезностью, легализировать их и всячески поддерживать. То же самое относится ко многим другим народным движениям.

Но некоторые наши законодательные акты, например, недавний указ о порядке проведения митингов и демонстраций, как мне кажется, показывают, что руководящие органы страны еще не вполне готовы пойти навстречу народным инициативам. И это вызывает у меня очень большое беспокойство за судьбу и пути перестройки. Сама же перестройка нашего общества абсолютно необходима! В этом я твердо убежден. Сейчас мы находимся на таком ее этапе, когда она должна приобретать разнообразные конкретные общественные формы. Перестройка общества только в порядке инициативы сверху невозможна. Здесь необходимо огромное, последовательное, организованное участие самых широких масс народа.

— Какие проблемы, стоящие перед перестройкой, вы рассматриваете как первоочередные?

А. Сахаров. Важен весь комплекс экономических проблем. Но если говорить о перестройке в экономике, то необходима очень солидная научная база для того, чтобы переходный период от одной формы — административно-командных методов управления экономикой — к другой, к методам плюралистическим, был бы осуществлен настолько безболезненно, насколько это возможно.

— Вы сказали о жизненной важности поддержки перестройки широкими массами народа, коснулись экологии, экономики, а какие еще проблемы вы считаете наиболее важными, имеющими приоритетное значение для развития перестройки?

А. Сахаров. В конспективной форме я попытался сформулировать совокупность проблем, которые меня волнуют, в своей предвыборной программе.

— А не могли бы вы рассказать об основных положены- ях этой программы? У «КО» широкий круг читателей по всей стране, и многие из них хотели бы с ней познакомиться.

А. Сахаров. Я думаю, что целесообразнее, если я просто дам ее текст. Он несколько отличается от тех публикаций, которые были. Но мне кажется, что именно в этом тексте я в наиболее концентрированном виде изложил волнующие меня вопросы.

— Вот еще о чем хотелось бы услышать ваше мнение. Академик Д.С. Лихачев считает, что одной из наиболее актуальных проблем для нашего общества, наряду с социальными, экономическими и другими, является проблема нравственности, что без повышения нравственности, духовности общества мы не решим никаких проблем. Разделяете ли вы эту мысль или у вас существуют какие-то другие взгляды?

А. Сахаров. Я согласен, что подъем общества возможен только на нравственной основе. В нашем народе произошли тяжкие изменения в результате террора, в результате многих лет жизни в обстановке обмана и лицемерия. Но я верю, что в народе всегда сохраняются нравственные силы. В особенности я верю в то, что молодежь, которая в каждом поколении начинает жить как бы заново, способна занять высокую нравственную позицию. Речь идет не столько о возрождении, сколько о том, что должна получить развитие находящаяся в каждом поколения и способная вновь и вновь разрастаться нравственная сила.

—- То есть вы считаете, что общество должно делать все возможное для наиболее полного и богатого духовного развития каждой личности?

А. Сахаров. Да, общество должно это делать.

— Читателей «КО» интересует круг вашего чтения. Кто из писателей наиболее близок и интересен вам?

А. Сахаров. К сожалению, я не очень много читаю художественную литературу. Но некоторые современные писатели произвели на меня глубокое впечатление. Мне очень близок В. Быков. С большим интересом прочел я его повесть «Карьер». В проблематике этого произведения я нашел для себя что-то глубоко личное, я не мог читать эту книгу без большого волнения. Не во всем близок мне, а иногда вызывает даже внутреннее противодействие В. Астафьев. Но тем не менее мне кажется, что это очень талантливый, искренний писатель. Недавно я прочел повесть С. Каледина «Смиренное кладбище». По-моему, это замечательное произведение, которое представляет какую-то новую грань советской литературы.

— И последний, традиционный вопрос «КО»: какой бы вопрос физик и академик, лауреат Ленинской премии А.Д. Сахаров задал самому себе и как бы академик Л. Д. Сахаров на него ответил?

А. Сахаров. Вопрос, наверно, надо задать такой: что является внутренним стимулом моей общественной деятельности? Я думаю, что я не родился для общественной деятельности. Но судьба моя оказалась необычной: она поставила меня в условия, когда я почувствовал свою большую ответственность перед обществом — это участие в работе над ядерным оружием, в создании термоядерного оружия. Затем я почувствовал себя ответственным за более широкий круг общественных проблем, в частности гуманитарных. Большую роль в гуманизации моей общественной деятельности сыграла моя жена — человек очень конкретный. Ее влияние способствовало тому, что я стал больше думать о конкретных, человеческих судьбах. Ну, а когда я вступил на этот путь, наверное, уже главным внутренним стимулом было стремление оставаться верным самому себе, своему положению, которое возникло в результате часто внешних обстоятельств. Но необходимо было быть достойным сложившегося положения.

— От имени читателей «КО» спасибо за беседу. Желаем вам здоровья и успехов.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Василь Быков, Елена Боннэр, Перестройка, Сахаров, Сергей Каледин, диссиденты
Subscribe

Posts from This Journal “Сахаров” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment