Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

"У нас в стране здоровых детей только 12,5%". Евгений Ямбург о проблемах российской школы

Из выступления в Ельцин Центре заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга. Полностью его можно прочесть на в материале Александра Задорожного на сайте издания Znak.


Евгений Ямбург. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Город Тольятти. Учительница бьет ребенка по лицу. «Вы с ума сошли!» — кричит ребенок. Учительница: «Я хочу, чтобы ты вела себя как положено». Другой случай: ученик ударил учительницу по голове во время урока. У учительницы сотрясение мозга. Это события только этого года. И такие ситуации — каждый день. Возьму для примера Пензу. Учительница заклеила рот первоклассницы скотчем. И это проблема, психологическая травма — учительницу отдают под суд. Ее скорее всего не посадят, будет условный срок. Но она потеряет профессию. Начинаю разбираться. Выясняется, что у ребенка СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперреактивности. Интеллект — в норме, но, если говорить по-простому, у ребенка шило в одном месте. Он уже в детском саду игрушку больше минуты не держит. И вот этот ребенок приходит в школу. Говорить такому ребенку «будь внимательней» — все равно, что слепому — «присмотрись». Он мешает всем остальным, но учительница не может вывести его в коридор. И она заклеивает ему рот. У меня вопрос: а кто учил эту «училку» работать с таким диагнозом — СДВГ? Никто не учил.

У нас в стране здоровых детей только 12,5%. Все остальные имеют особенности. Раковых больных по 5 тысяч в год прибавляется. Но на первом месте не онкология, а психоневрологические заболевания. Сегодня, условно, один ученик в классе с имплантом в голове, другой — на коляске, еще один — с задержкой в развитии. Контингент учеников изменился. Сейчас больше одуренных, чем одаренных. Но кто учил учителей работать с подобными диагнозами? Это проблема нацбезопасности. Почему никто не говорит об этом? Я автор методик [работы с «проблемными» детьми], которые никто не читал, но все их ругают. Можно без них, но тогда — хлебайте!

Есть такой андеграундный поэт (Всеволод Емелин. — Прим.), у которого есть пророческие строчки:

От этих подростков,
Печальных и тощих,
Еще содрогнется
Манежная площадь.
От ихнего скотства
В эфире непозднем
Слюной захлебнется
Корректнейший Познер.

Это было написано за 13 лет до событий на Манежной, где болельщики жгли автомобили. И за 15 лет до Бирюлево, где резали гастарбайтеров.

Российское общество испытывает три кризиса одновременно. Это «шампунь и кондиционер в одном флаконе». Первый кризис — мировоззренческий. Каким бы ни был советский проект, он давал перспективу будущего: «через четыре года здесь будет город-сад». А пока, хорошо, потерпим. Или: нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Сегодня — «куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет». Второй кризис. В 1914 году великий Мандельштам написал: «Есть ценностей незыблемая скала». Однако вскоре и на сто лет она была разрушена. Это нравственный кризис. Наше телевидение агрессивно, все наши ток-шоу — омерзительны, взрослые показывают пример взаимного хамства, нетерпимости, неумения слушать друг друга и развращают детей.

Наконец, кризис психологический. Последние исследования показали, почему так рано умирают мужики. Женщины имеют запас прочности, их организм рассчитан не только на себя, но еще и на детей. Без них, без внуков жизнь теряет смысл. У мужчин, как только теряется смысл жизни, начинается онкология, сердечно-сосудистые заболевания — у всех этот букет. Посмотрите на себя в зеркало — одни психотики и невротики. Надо понимать, что у невротиков и дети — невротики; у психотиков — дети психотики. Психоз накапливается, идет нарастание.

Вот наше исследование в детском саду: впервые за три года у детей младше четырех лет — страх войны. Нас же убить за это надо! «Мы попадем в рай, а они просто сдохнут» — все эти шуточки, все это повышает градус агрессии.

Когда-то мне пришлось читать дневник коменданта Освенцима. Дело было в Нюрнберге, коменданта должны были повесить, он об этом знал. Перед смертью не врут, этот дневник очень честный и для меня очень страшный. Немножко из его биографии, это важно. Он познакомился с будущей женой в 1919 году в организации, которую создал гениальный немецкий педагог Людвиг Гурлитт, она называлась «Перелетные птицы». Почему? Потому что жизни в городе, публичным домам, наркотикам, всему послевоенному образу жизни они предпочитали здоровую жизнь в деревне. Разжигали костры, пекли картошку, пели народные песни, прямо как наши пионеры. (Впоследствии члены «Перелетных птиц» составили костяк Гитлерюгенда, а затем СС. — Прим.).

И вот он пишет: мне никогда не поверят, что я был нравственным человеком. Он не врет. Он никогда не изменял своей жене, они вырастили пятерых детей. Когда я был в Освенциме в 1968 году, там еще все было цело. У коменданта был домик, он растил детей в трудовом воспитании, у каждого была грядка, делянка. Прекрасный муж, великолепный отец, а отправил на тот свет сотни тысяч людей. Как это совместимо? Почему так произошло?

Потому что у нас каша в голове. У нас даже в словарях «мораль» и «нравственность» идут через запятую. А это разные вещи. Нравственность — это форма адаптации к социуму: не ходишь голым, не оскорбляешь женщин. А мораль — в глубине, а в глубине морали — идеология. Ни один немецкий офицер никогда бы не снял штаны и не стал бы мочиться при немецкой женщине. Но поскольку нацистская идеология выносила за скобки евреев, славян, цыган, на них мораль не распространялась. Поэтому вполне совместимо расстреливать в затылок, умывать руки, а потом вести сына в театр. Быть прекрасным отцом.

При определенной обработке дети, как и взрослые, очень быстро становятся палачами. И это заставляет нас подумать, чем мы вообще занимаемся, когда до предела взвинчиваем пропаганду? И все ждем, что «само рассосется». Не рассосется, хватит врать друг другу.

Я много мотаюсь по стране. Открываю школы для детей с заболеваниями, госпитальные школы: онкология, гемодиализ. Везут меня в деревню в Алтайском крае. Школа большая для сельских — 800 человек. Директриса водит меня по школе, рассказывает: у нас теперь есть организация «Юные шукшинята». Я опешил: «А давайте сделаем ахманят, в честь Ахматовой? А еще есть такой писатель, Вагин, так мне даже страшно назвать подобную организацию». Она на меня страшно обиделась, а я говорю: «Почему нельзя любить и Шукшина, и Ахматову? Почему мы строим между собой перегородки? На любой почве — культурологической, национальной, религиозной, национальной? Мы все время как бы ищем, по поводу чего набить друг другу морду. Это, что, нормально?

В Москве прихожу в школу с религиозным компонентом иудаизма. Директор школы (я помню его еще вменяемым человеком до революции 1991 года) заводит меня в учительскую, я ахнул: висит приказ, запрещающий в начальной школе изучать сказку «Три поросенка», в силу некошерности персонажей. Я ему говорю: «Ты, что, с ума сошел? Ты же сам себя загоняешь в культурное гетто». А ты, говорит, ненастоящий еврей. Ну, ненастоящий, и ладно.

На следующий день я оказался в православной гимназии — внимание! — на семинаре православных физиков. Такое ощущение, что скоро в стране появится православная гинекология. Видимо, у православных там все устроено как-то по-другому. Главная идея семинара православных физиков — что в физике каждая мысль должна приводить к идее бытия Божьего. Чтобы детей стошнило, как раньше от марксизма-ленинизма. Я напомнил им про «не поминай имя Господа всуе». Пришлось уйти и оттуда. Или: читаю в газете, как настоятель монастыря заключил соглашение с РАО ЕЭС о божеских ценах на энергоносители для своего монастыря. Мне непонятно, почему для кого-то они должны быть божескими, для кого-то безбожными, а для кого-то дьявольскими. Мы ищем не то, что нас объединяет, а то что нас разъединяет, и это «клиника». Я глубоко убежден, что в этой ситуации российская школа должна оставаться светской. Разгонять детей по конфессиональным квартирам — огромная ошибка. При этом быть светской не означает быть агрессивно атеистической.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Евгений Ямбург, клерикализация, мораль, насилие, образование, пропаганда, школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments