Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

"Выразить сказку истории". Лидия Беспалова о поездке Аполлинария Васнецова в Новгород в 1900 году

Аполлинарий Михайлович Вснецов (1856-1933) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда». Ниже размещен фрагмент из книги Лидии Беспаловой, посвященный поездке художника в Великий Новгород в 1900 году. Текст приводится по изданию: Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856 — 1933.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1983.


Аполлинарий Васнецов. «Прошлое Великого Новгорода». 1901.

В 1900 году А. Васнецов получил предложение от Дирекции императорских театров оформить оперу «Садко» Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре в Петербурге. Для сбора материала художник дважды выезжал в Новгород и Архангельскую губернию, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь уловить своеобразие колорита Севера; зарисовывал архитектурные памятники Новгорода и детали деревянной резьбы, украшающей дома, предметы убранства изб и народные костюмы. По возвращении Васнецов представил Дирекции более ста работ, а затем приступил к непосредственному выполнению эскизов декораций и костюмов для спектакля, поскольку сроки были довольно сжатые. Образы вольного русского города Новгорода и былинного героя-гусляра гениально воплощены Римским-Корсаковым в опере — былине «Садко». Реальные картины народной жизни древнего Новгорода чередуются в ней со сказочно-фантастическими эпизодами, музыка полна сильных выразительных контрастов.

Декорации к «Садко» давали возможность Васнецову проявить не только свои знания исторического прошлого, воссоздавая по старинным рисункам русских судов и кораблей викингов судно Садко «Сокол» или деревянную новгородскую архитектуру и величественные соборы «господина Великого Новгорода», но и требовали активной работы фантазии. К сожалению, сохранился лишь один эскиз декорации — «Интерьер комнаты-светлицы в доме Садко», наименее характерный для оперы в целом; поэтому ограничимся мнениями рецензентов о спектакле. Один из них, увидевший эскизы на просмотре, писал: «Эскизы декораций выполнены даровитым художником с яркой фантазией, вместе с тем верны русской природе и согласны с археологией и историей».

Другой после премьеры «Садко», состоявшейся 21 января 1901 года в бенефис оркестра, которым дирижировал Э.Ф. Направник, утверждал: «И такой художественный талант, как талант Ап. Васнецова, не уберегся от декадентской порчи и ударился в утрировку народных мотивов, переданных с декадентской точки зрения. Всех разочаровала декорация подводного царства и вся постановка действия в подводном царстве. Долго подымались со дна морского какие-то облака воды различного цвета и густоты и наконец показались какие-то коричневые слои не то нефти, не то смазочных масел, точно взбудоражено было все дно Екатерининского канала. <.. .> Но зато очень красиво и эффектно была поставлена сцена с остановленным на океане кораблем новгородского купца Садко: декорация изображала морской пейзаж в шхерах при лунном освещении».

Любопытно и мнение известного в свое время критика Н. Кашкина о тех же картинах оперы: «Эффектна декорация картины, где Сокол-корабль неподвижно стоит на море, а около, неподалеку, высятся две суровые, бесприютные скалы. Картина подводного царства нам нравится. Поднимающиеся кверху гигантские водоросли положительно красивы.
Потом все принимает не совсем обычный фантастический вид, которому придает колорит голубоватое освещение. В других рецензиях на постановку «Садко» мнения тоже довольно разноречивы. «В общем судьба твоего «Садка» должна быть названа нерешительным успехом, как в публике, так и в печати. Твои замыслы не вполне выполнены театральными мастерами, декораторами, костюмерами»,— написал Васнецову В.Л. Кинг из Петербурга.

Васнецов, по-видимому, был огорчен «прохладным» приемом «Садко» и решил «впредь за подобные хлопотливые задачи не браться». Работа над «Садко» и связанные с ней поездки в Новгород не прошли бесследно для Васнецова-живописца. В 1901 году он создал картины «Прошлое Великого Новгорода. XV век» и «Пристань в Великом Новгороде. XV век». Первая из них, надо полагать, близка декорации «Торжище у пристани». «Прошлое Великого Новгорода» критика отнесла «к числу выдающихся произведений». После выставки Товарищества передвижников. Н.Н. Хохряков прислал своему другу восторженный отзыв о картине: «Твой «Великий Новгород» меня точно поднял и перенес в глубокую старину родной земли, полную какой-то сказочной таинственной поэзии. Это настроение переживаешь, когда читаешь русские былины и сказки <...>. Нисколько не умаляя старой Москвы твоей, я скажу, что «Новгород» по силе воплощения русского эпического духа в наглядности и понятности каждому образа в картине много выше . Это опера какая-то. И эти суда торговые с фигурчатой резьбой, и разноцветные расшитые паруса и рыбачьи лодки с сетями, и этот народ Новгорода, и старые стены и башни, и древний Кремль за Волховом, все, все какая-то музыкальная сказка».

В ответ А. Васнецов написал: «Очень рад, что тебе понравился мой Новгород, такие похвалы мне редко приходилось слышать. Ты угадал мое заветное желание, руководившее моей картиной,— выразить сказку истории». Яркость и красочность живописного решения полотна способствовали раскрытию главного замысла художника — показать «сказочный» расцвет и богатство Великого Новгорода в XV веке, торговавшего «на всю Русь» и с заморскими странами. За «Садко» последовало оформление еще нескольких оперных спектаклей. Показательно, что все театральные постановки А. Васнецова связаны только с русской оперной классикой, где отражены жизнь и быт русского народа, народный фольклор, страницы героического прошлого. Среди них одноактная опера-кантата в двух картинах «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светоярс» С.Н. Василенко, поставленная в 1903 году в Театре Г.Г. Солодовникова силами артистов Товарищества частной оперы, и «Жизнь за царя» М.И. Глинки в Большом театре, где в 1904 году он оформил две картины эпилога — «Старая Москва» и «Красная площадь».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Аполлинарий Васнецов, Великий Новгород, Новгородская губерния, Римский-Корсаков, Садко, искусство
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская губерния” Tag

Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment