Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

О том, на что будут готовы работодатели ради лучших сотрудников в ближайшем будущем

Взял комментарий у Ирины Кибиной для своего блога о том, как изменятся система управления крупным и средним бизнесом и отношения работодателей с сотрудниками в эпоху цифровизации. Ирина Кибина - эксперт по эффективному сотрудничеству, разрешению конфликтов и эффективной коммуникации. В 1996-2000 гг. работала вице-мэром Великого Новгорода и заместителем председателя городской Думы, в 2008-2009 гг. - директором управления по связям с общественностью «Сбербанка», в 2010-2013 гг. - вице-президентом по связям с общественностью «ТНК-ВР Холдинг», в 2014-2017 гг. - заместителем генерального директора Компании Rusatom Overseas.



Крупный и средний бизнес по системе управления похожи: в крупном бизнесе отчетливо вычерчены, а в среднем – почти полностью повторяются, только с меньшим количеством человек, функциональные вертикали. В названиях большинства из них содержатся слова «отношения» или «связи»: связи с общественностью, связи с инвесторами, органами власти, или еще, как в английском варианте, Human Relations – «отношения с сотрудниками» и прочие всякие R. Рискну предположить, что многочисленные функции с этим словом в названии в ближайшем будущем объединятся и будут представлены одной единственной функцией. Почему? Давайте вместе рассуждать.

Во-первых, из большинства функций пропадут те области ответственности, которые легко смогут взять на себя IT– решения, людей заменят цифровые технологии. Соответственно, освободятся время, руки и мозги сотрудников, уменьшится объем работы и затрачиваемое время. Да, в этих функциях будет работать меньше людей. Меньше людей означает, что, помимо прочего, управлять станет легче, высвободится время и топ-менеджеров тоже, функции будут неминуемо объединяться и уходить «друг под друга».

Что уйдет в мир IT?

1. Уйдут простые, легко автоматизируемые действия – заполнение типовых документов, простой бумажный поток, согласования и т.д.

2. Уйдут более сложные, но автоматизируемые, повторяющиеся расчеты и действия, например, раскрытие информации о существенных фактах, объявление производственных результатов и тд.

3. Уйдет стандартный документооборот и бумажная переписка.

4. Уйдет перевод с языка на язык.

5. Расширится доступ к информации партнеров, включая виртуальные рабочие столы, создаваемые для сотрудников одних компаний в IT-системах других компаний-партнеров.

6. Обязательное раскрытие информации станет шире и затронет большее количество функций и тем, в том числе, оно станет автоматическим.

7. Искусственный интеллект научится писать сообщения и пресс-релизы, информировать о событиях, согласовывать формулировки, отвечать на вопросы, создавать видео, делать голосовые продукты и т.д. И это уже делается, например, в китайских компаниях.

8. Мир станет более прозрачным и предсказуемым, труднее будет сохранить конфиденциальность, информация станет еще более доступной, настолько, что легче будет самим все о себе сообщить, чем утаить.

Как это скажется на областях ответственности функций? Первое. Ответственность сохранится, но на выполнение требований будет уходить многократно меньше времени с минимальным вовлечением «белкового (человеческого) интеллекта».

Второе. Там, где обязанности одного сотрудника из системы взаимоотношений «человек-человек» возьмет на себя «цифра», кратно упадет количество контактов, конфликтов, точек и узлов взаимодействия между людьми, что означает сокращение потерь времени и … числа сотрудников дальше по цепочке именно в непроизводственных, сервисных областях.

Третье. Вырастут требования по персонализации вознаграждения, разнообразию компонентов социального пакета, мотивации. Индивидуализация подходов к вознаграждению и поощрению «белковых сотрудников» обязательно станет новым трендом, оказывающим влияние на рынок труда. И, кстати, еще больше подхлестнет интерес к цифровым «заменителям» человеческого труда.

Что касается обучения и развития сотрудников, то эта область разделится на две части. Первая часть, напрямую связанная с производственным процессом и адаптацией к постоянно изменяющимся технологиям производства и управления, будет занимать сравнительно больше времени, чем сейчас, и станет составляющей ежедневного рабочего процесса каждого сотрудника на любом месте в иерархии отношений. Более того, за отношение к учебе будут точно так же вознаграждать и наказывать, как и за отношение к процессу создания акционерной стоимости.

Вторая часть уйдет в социальный пакет как часть вознаграждения и/или будет относиться к области повышения мотивации работника: обучение и развитие в желаемых областях как награда за отличные результаты. Кардинально изменятся также области коммуникаций, отношений с органами власти, с клиентами и потребителями. Они все -эти бизнес-функции- начнут профессионально управлять отношениями, контактами и сотрудничеством, и ответ на вопросы «как? почему?» станет важнее, чем «что?», возрастет ценность индивидуального общения и взаимодействия.

Единая функция управления взаимоотношениями потребует немного иных компетенций, которые будут объединять профессиональные традиционные знания и знания-умения-навыки из психологии, биохимии, медицины, IT и тд. Бизнес потребует развития кросс-платформ, на которых будут строиться новые дисциплины и блоки знаний.

Таким образом, все говорит о том, что все вертикали, на которые сейчас опираются системы управления бизнесом, претерпят серьезные изменения. И для повышения эффективности очень многие родственные процессы, требующие примерно одинаковых компетенций, управляемые по одним правилам, будет логично объединить в одну систему. То есть появится бизнес-функция, управляющая всеми отношениями с внешними и внутренними группами стейкхолдеров.

Мы только что говорили о том, что исчезнет. А что появится? Бизнес серьезно обгоняет и власть, и общественность по скорости накопления знаний. Этими знаниями в интересах бизнеса, в том числе, станет необходимо делиться. Поэтому логично предположить, что корпоративные структуры обучения – университеты, академии, бизнес-школы – станут открытыми для партнеров и общества. Просто если это не делать, то пропасть в понимании может оказаться настолько непреодолимой (что уже случается и приводит к серьезным конфликтам и кризисам), что остановит развитие.

Таким образом, внутренние системы обучения и развития сотрудников, включая внешних партнеров будут выходить за пределы компаний и захватывать внешние целевые аудитории, создавая конкуренцию традиционной системе образования. Хорошо это или плохо? Отлично. Это станет новым импульсом к развитию альянсов, объединению теории и практики, апгрейду содержания учебного процесса в привычной системе.

Вторая область, которая привлечет больше внимания и интеллектуальных инвестиций – это управление личной эффективностью и личным вкладом в создание стоимости. Как сейчас измеряется эффективность? В компаниях обычно существуют разные подразделения, которые по-разному измеряют то, что в данной организации называется эффективностью. Для кого-то это чисто финансовые показатели, для кого-то финансово-технологические, для кого-то эффективность измеряется путем сравнения результатов работы с теми KPI, которые были установлены для работников. Обычно управление эффективностью относится или к HR, или к производству, или к финансам. Иногда за это отвечают все понемногу.

Так вот, с развитием технологий, внедрением гаджетов в виде носимых устройств, повсеместным доступом к информации о действиях или бездействии сотрудника, оценке последствий этого позволят измерять и оценивать вклад каждого сотрудника в результат общего дела. Вклад каждого сотрудника и /или групп = команд станет настолько точно измерим, что позволит еще сильнее, точнее и быстрее адаптировать систему вознаграждения в зависимости от личного/командного вклада. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое.

Просто к этому уже сегодня все идет. Что же касается стоимости часа работы, стоимости других вещей, то здесь, конечно, компании будут отказываться от таких неориентированных на value показателей, которые в настоящее время являются основой системы законодательства о защите прав работника. И пока сложно представить, как этот конфликт подходов будет разрешаться, где стороны найдут точку компромисса.

Третье. При всех возможностях полной персонализации многих процесса, тем не менее возрастет ценность готовых слаженных команд. Думаю, что переход целых групп сотрудников станет более приемлемым на рынке труда, а не нарушением правил непереманивания сотрудников. Управление на уровне команд позволит сокращать издержки на командообразование и повышение слаженности в работе, поэтому станет логичнее/эффективнее не проходить сново и снова процесс подбора и адаптации с отдельным сотрудником, а брать команды, которые внутри себя сами будут решать свои вопросы. Есть отрасли, в которых уже, если переходит один сотрудник, то очень часто за ним подтягивается целая команда. Создать непреодолимые препятствия для сохранения оставшихся практически невозможно, поэтому лучше принять этот тренд и научиться с ним работать.

Четвертое. Такие команды, что вполне логично, будут становиться отдельными юрлицами. Законодательство за этим успевать не будет, что само по себе станет барьером для повышения эффективности труда, что так надо нашей экономике. И опять, системы корпоративного обучения и развития будут охватывать и такие, полувнешние команды, что является еще одним аргументом в пользу выхода систем обучения и развития отдельных компаний за периметр бизнеса.

Пятое. Как со всем этим размытием границ, барьеров и систем защиты сохранять недоступность коммерческой информации? Как охранять ту value, которую создает система накопленных знаний? Пока не знаю.

Шестое. В последнее время появилось достаточно много разных менеджеров и целых подразделений, которые отвечают за счастье. Мне кажется, что такая официальная "погоня за счастьем" - это не столь долгосрочный тренд, вектор достаточно заметен, чтобы на него не реагировать. Я думаю, что из этого заявленного смысла вырастет новая миссия объединенной «отношенческой» функции, той новой объединенной структуры, про которую мы говорим. То есть миссией этого блока станет управление состоянием человека и мобилизация его сил на более созидательные достижения, на более положительные эмоции, на более созидательное, конструктивное поведение.

Объединенная функция, помимо управления или помощи человеку в улучшении качества жизни будет брать на себя и абсолютно простые базовые вещи. Мне кажется, что в объединенной функции появится задача управления не только его эмоциональным состоянием, но и потребностями. В том числе, теми обычными делами, которые выходят за пределы рабочего времени, типа консьерж-службы. Создание продвинутой консьерж службы вполне логично для удовлетворения запросов сотрудников, поскольку система коллективных закупок позволяет еще и снижать расходы. Вот такое предложение помощи и поддержки, сейчас выходящее за привычный круг услуг, позволит привязать людей к своей работе, чувствовать заботу и внимание, что будет цениться все больше.

Управление полнотой и удовлетворенностью отношений с сотрудниками и партнерами - это и есть Relations. Помощь, поддержка, обучение, развитие, услуги, забота о здоровье и здоровом образе жизни – это будет делать работодателей привлекательными, а не только и не столько материальная сторона дела. Кто это не успеет осознать и перестроиться, тот, как минимум, проиграет в борьбе за лучших на рынке. Как минимум…!

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Ирина Кибина, бизнес, искусственный интеллект, пиар, работа
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

promo epi_zog 16:49, yesterday 1
Buy for 110 tokens
Идея дробного питания: питаться маленькими порциями 5-6 раз в течение дня, набирает популярность в современной медиасреде. Наверняка каждый, кто интересовался темой “как похудеть” сталкивался с этой концепцией, неужели это та самая “волшебная пилюля”, которая решает проблему лишнего веса? Итак,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments