
И ОПЯТЬ О ГРАФЕ ХВОСТОВЕ И АЛЕКСАНДРЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СУВОРОВЕ
Чрезвычайно любопытно и симптоматично при этом, что граф Хвостов придавал особое значение анекдотам о себе, не только не стыдился, наоборот, гордился ими. и это еще не все. Он даже сам содействовал распространению этих анекдотов, что свидетельствует о практической сметке и проницательности знаменитого виршеслагателя пушкинского времени. Он вполне осознавал, что отнюдь не его поэзия, а анекдоты о графе Хвостове и есть истинный фундамент его истинной славы. Более того, Дмитрий Иванович даже записывал анекдоты о себе; делал это он, видимо, на тот случай, если современники его по лености или недомыслию не удосужатся вдруг зафиксировать те из анекдотов, которые он считал крайне важными для собственной репутации в веках. Ну, и еще он придавал исключительное значение своей редакции хвостовских анекдотов.
Уже не раз мне приходилось говорить о том, какое высокий статус граф придавал суворовской линии Хвостовианы: он ясно понимал, что суворовская линия есть одна из прямых тропок его в бессмертие. Напомню еще раз анекдот о том, как граф Хвостов (а тогда еще не граф) был пожалован в камер-юнкеры: «Будучи не совсем молод, неблагообразен и неуклюж, пожалован был он (имеется в виду Хвостов – Е. К.) камер-юнкером первого класса – звание завидуемое, хотя обыкновенно оно давалось восемнадцатилетним знатным юношам. Это так показалось странно при дворе, что были люди, которые осмелились заметить о том Екатерине. «Что мне делать, – отвечала она, – я ни в чем не могу отказать Суворову: я бы этого человека сделала фрейлиной, если б он этого потребовал» (Русский исторический анекдот от Петра Первого до Александра Третьего. СПб., 2018, с. 169). Так вот, граф Хвостов не только включил этот анекдот в собственную записную книжку, но еще и сопроводил итоговой патетической формулой: «Так Великая умела чтить волю Великого!» (Д.И. Хвостов. Сочинения. М., 1999, с.18).
Граф Хвостов не просто записал анекдот о себе самом. Он еще и сопроводил эту запись интерпретационной фразой, которая определяла, закрепляла приведенный анекдот, как абсолютно точный исторический факт, убеждая, что Екатерина Великая так именно и сказала. Это для графа было крайне важно, в плане будущего построения его биографии, хотя все еще по воде вилами писано, в анекдоте ведь, как писал Вадим Вацуро, главный интерес переносится с фактической на психологическую достоверность. Анекдот ведь по его идее важен не своей фактической точностью, а тем, что он воссоздает ароматы личностей и эпохи. В общем, граф Хвостов тоже является одним из авторов Хвостовианы.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Journal information