Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Граф Федор Толстой о русских масонских ложах начала XIX века

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) — русский живописец, художник, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник. В 1811 году был посвящён в масонство в ложе «Петра к истине», входил в руководящий орган российского масонства — капитул «Феникса». В 1815 году стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы. В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета). В восстании декабристов не участвовал. Автор мемуаров. Часть его "Записок" была опубликована в 1873 году в журнале “Русская старина” со значительными редакторскими сокращениями и правками. Здесь текст приводится по изданию: Записки графа Ф.П. Толстого / Сост., вступ. ст. и 3 32 коммент. А.Е. Чекуновой, Е.Г. Гороховой. М.: РГГУ, 2001.



Масонские ложи

Около этого времени я вступил в лучшую здесь масонскую ложу под названием “Peterre zur Warheite”, в которой главным мастером (Maitre en chere) - директор Обуховской больницы доктор медицины статский советник Элизин. Я вступил в ложу, как все посвящающиеся в масоны, учеником, а чрез два месяца был уже возведен в мастера и избран в церемониймейстеры, а потом очень скоро - в первые надзиратели этой ложи. Потом последовательно я получил все высшие степени масонства, то есть обе степени шотландских лож, ложи тамплиеров, Rosencroix и других. Окроме нашей ложи есть здесь еще ложа “Святой Елизаветы”, в которой работы производятся на русском языке. В ней мастером стула - камер-юнкер Ланской, очень обыкновенного ума молодой человек, образованный и воспитанный по одной мерке всех детей родителей, трудящихся при дворах и богатых и знатных фамилий, говорящих хорошо по- французски и еще лучше умеющих кланяться и шаркать по паркетам у случайных и сильных при дворе.

Вторая ложа под названием “Меча”, в которой работы производятся на французском языке, а главным мастером [стула] тоже молодой придворный человек, граф Велгурский (Виельгорский), лет двадцати. Взятые ко двору, не знаю, по какому случаю, еще очень молодыми императрицею Екатериною II, [лет] восьми, - их два брата, они - поляки, очень хорошо приняты при дворе, оба - камер-юнкеры и кроме этого не занимают никаких должностей. Старший, мастер ложи “Меча”, занимается музыкой и поет на домашних вечерах при дворе, и вся его музыкальная ученость и дарования ограничиваются только этим. Второй, тоже нигде не служащий, лет 26, играет на виолончели при дворе, и всюду, где ему случается играть, он играет одну и ту же пиесу. И вот теперь уже лет десять сряду, как я, так и никто из других, не слыхал никакой самой маленькой другой пиески, им сыгранной. Они при их музыкальных способностях говорят по-французски, как французы, да и только. Да ведь для двора нашего больше и не требуется.

Обе эти ложи не имеют никакой суриозной цели для общего блага, а служат просто для забавы и развлечения пустому, не приготовленному ни к какому полезному занятию и труду эгоистическому чванливому люду знатных и богатых кругов, которыми наполнены обе эти ложи. Главная ложа российского масонства, под названием “Главная провинциальная ложа Астрея”, находится в Петербурге. Главным мастером в ней граф Мусин-Пушкин. В другие должности по масонским работам и управлению ложею выбирались из всех здешних лож [мастерами стульев] и должностными членами всех существующих здесь лож. Более всего теперь в “Астрею” избрано в должностные члены из ложи “Peterre zur Warheite”, как изобилующей более всех других сурьезными, образованными и дельными людьми. Все русские, получившие хорошее образование, предпочтительнее вступают в эту ложу.

Исполняются ли у нас и всюду во всех других ложах с равным рвением и деятельностью главнейшие работы масонов [по] распространению всеобщего истинного образования души и ума - [это] под большим сумнением. Разве - в Швеции, где масонство держится еще в том положении, в котором оно составилось и действовало к истинному благу человечества. А в наших ложах так решительно можно поручиться, что, окроме ложи “Peterre zur Warheite”, ни в одной другой ложе ни один из братий совсем не знает настоящие работы масонов и думают, что все таинство масонов состоит в аллегорических действиях, производимых в заседаниях лож.

В нашей ложе теперь скопилось почти наполовину русских, из которых многие плохо говорят по-немецки, а работы в ней производятся на этом языке, почему и положили мы, с разрешения “Великой ложи Астреи”, отделиться от ложи “Peterre zur Warheite” и составить особую ложу, под названием “Избранного Михаила”, в которой масонские работы будут производиться по ритуалам ложи “Peterre zur Warheite” на русском языке. Получив диплом от “Великой ложи Астреи” на организование сказанной ложи “Избранного Михаила”, приступили [мы] к избранию мастера этой ложи, которым был избран я, и всех должностных братий. Наместным мастером [стал] полковник Главного штаба Данилевский, оратором - полковник Ф.Н. Глинка, атютант военного генерал-губернатора Милорадовича, секретарем - Николай Иванович Греч, издатель журнала “Сын Отечества”, казначеем - Николай Иванович Кусов, первой гильдии купец, церемониймейстером - Александр Иванович, первым надзирателем - Николай Иванович Греч, издатель журнала “Сын отечества”, вторым - Александр Иванович Уваров, секретарем - 1 и 2 надзиратели.

Немедленно по избрании должностных членов приступлено было к отысканию квартиры для ложи и нанят был бельэтаж в угольном доме Адмиралтейской площади и Невского проспекта против трактира “Лондона”. Все внутреннее устройство ложи я принял на себя и сочинил ей план, нарисовал внутренний ее вид со всеми ее принадлежностями и украшениями и дал всему шаблоны. А как по контракту, сделанному нами с хозяином дома, мы обязаны при сдаче квартиры возвратить ее точно в том виде, в каком ее получили, а по принятому братьями сделанному мною плану огромная зала, назначенная для ложи, должна изображать со всех сторон открытую, без потолка, ионического ордера с антаблементом58 колоннаду, находящуюся в саду, почему эта колоннада по стенам залы должна быть сделана фальшивая, деревянная, а стены между столбами расписаны садом и воздухом, как и потолок сделан плоским фальшивым сводом, изображая небо. Я пригласил для исполнения этого театрального машиниста господина Тибо, что он и устроил, нисколько не повредя ни стен, ни потолка.

На столбах, гораздо выше их половины, повешена до самого полу голубого цвета драпировка из тонкого шерстяного материала, обшитая золотым галуном и бахромою, кругом всей залы прикрепленная к столбам небольшими золочеными розасами, чрез которые повешен по всей зале толстый золотой шнурок довольно низкими фестонами по драпировке. А между столбов на средине каждого фестона внизу его снурок завязан так называемым кафимским узлом. На полу между столбов на возвышении одной ступени стоят скамейки с подушками, покрытые тою же голубою материею и также обшитые золотым галуном и бахромою; на этих скамейках во время работы лож сидят братья. Потолок залы, сделанный плоским сводом, долженствующий изображать небо, выкрашен голубым колером, сливающимся с воздухом, написанным по стенам залы. На нем изображены все созвездия Северного небесного полушария, видимые в ночи над Петербургом в Иванов день (большой праздник масонов). Они изображены на своде, представляющем небо, стеклянными золотыми пятиугольными звездами первых пяти величин. Они размещены там очень верно по проекции, сделанной мною с очень хорошего сферического глобуса Северного полушария.

На поперечной стене, противу со входной дверью в ложу, между двух средних столбов, которых на этой и противуположной стене по четыре столба, выступает вперед от стены параллелограммная площадка, на которую входят тремя ступенями; на ней у самой стены стоят большие резные позолоченные кресла для Великого мастера ложи, обитые - как подушка, так и задок кресел - голубым бархатом. Над задком кресел, который довольно высок, изображено солнце стеклянным шаром вершков в шесть в диаметре, ярко освещенным изнутри, от которого по голубой драпировке во все стороны идут деревянные, хорошо резаные и позолоченные лучи.

Перед креслами мастера стоит правильной формы параллелограммный стол, равный большою своею стороною с переднею стороною возвышенной площадки, на трех углах которой в высоких бронзовых красивых шандалах горят три восковые свечи. Стол кругом, как аналой, обтянут голубым бархатом и обит по всем сторонам золотым галуном и бахромою. [На середине\ стола против кресел лежит в богатом переплете большое Евангелие и меч ложи с богатою золотою рукояткою в голубых бархатных ножнах с богатыми бронзовыми золочеными украшениями. На столе перед самыми креслами лежит молоток управления мастера [ложи], он белой слоновой кости с рукояткою из черного дерева. [На столе] лежит белая бумага и стоит бронзовая чернильница с перьями.

Между двух крайних столбов по правой стороне кресел Великого мастера, на возвышении одной ступени стоят креслы наместного мастера, тоже резные и золоченые, только гораздо меньше и не такой богатой резьбы, но не бархатные, а той материи, из которой [сделана] драпировка на колоннах. Пол и все ступени обиты зеленым сукном. У передних углов трех ступеней, ведущих на площадку, на которой стоит кресло и стол Великого мастера, поставлены на небольших пьедесталах два мужские скелета, держащие бронзовые небольшие канделябры о трех восковых свечах.

Перед столом мастера, отступя вперед аршина два с лишком, положен на полу по длине комнаты параллелограммной формы масонский небольшой ковер, на котором масляными красками изображены аллегории масонского ритуала. За ковром по углам его стоят также на возвышении одной ступени на правой стороне стул первого надзирателя, а на левой - стул второго надзирателя. На стульях - подушки, покрытые тою же материею, из которой сделаны драпировки на столбах. На скамейках, что стоят по стенам, с правого боку против стола Великого мастера - место секретаря ложи, перед ним - небольшой четырехугольный стол, обтянутый голубою, как драпировки, материею и обитый внизу золотою бахромою. На левой стороне против секретаря устроено точно такое же место для казначея, по левой стороне секретаря сидит просто на скамейке оратор ложи, а на левой - церемониймейстер.

Наша ложа была гораздо красивее, богаче и приличнее сооружена для масонской ложи [из] всех здешних лож; она отличалась также и действиями своими в пользу ближних. Наружные обряды во время работ масонов в ложах основаны на аллегории сооружения Соломонова храма. Храм этот есть чистейшая нравственность и высшая образованность всего человечества и, стало быть, совершенного счастия, для достижения чего братство масонов должно непрерывно трудиться над обогащением себя всеми нравственными добродетелями, возвышающими душу и сердце, а ум - познанием наук, - так необходимых средств, чтобы помочь человечеству соорудить в мире Соломонов храм. Ложа наша с малыми своими финансовыми средствами устроила из своих членов особый комитет, которого обязанность состоит в том, чтобы нуждающихся, которые по своему положению не могут протягивать рук за милостынею, а терпят крайнюю нужду, отыскивать и, осведомясь подробно о нравственности, положении и нуждах таковых, представлять об них ложе, которая под председательством Великого мастера распоряжается, кому какое делать пособие: кто получает квартиру, кто - небольшое месячное содержание, кто - единовременное пособие дровами, съестными припасами и т. п.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Астрея, Николай Греч, Федор Глинка, Федор Толстой, масонство
Subscribe

Posts from This Journal “масонство” Tag

promo philologist ноябрь 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments