Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Анастасия Гладощук. "Философия поэзии Октавио Паса"

12.03.2019. Семинар Научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" "Авторские теории творчества". Москва, ИМЛИ РАН. Ведущая Т.А. Касаткина. Участники семинара: М.Ф. Надъярных, А.Л. Гумерова, В.С. Сергеева, Т.Г. Магарил-Ильяева, К. Корбелла. Доклад кандидата филологических наук Анастасии Гладощук "Философия поэзии Октавио Паса". Аудиозапись.



Аннотация: Мексиканский поэт и мыслитель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1990) Октавио Пас (1914–1998) любил повторять, что «творчество и рефлексия», «поэзия и мышление» соединены для него невидимой системой «сообщающихся сосудов». Данную метафору не следует однозначно соотносить с теми формами выражения, которым Пас отдавал предпочтение: поэзией и эссеистикой. Скорее, посредством нее поэт формулирует идею имманентности творчества и рефлексии о творчестве. На текстуальном уровне взаимопроникновение поэтического и критического начал обнаруживает себя в смежных образах и мотивах, переходящих из поэзии в прозу и наоборот (особенно часто – мгновение, полдень, женщина), на концептуальном – в аналогическом способе мышления Паса.

Образующие основу его художественной системы категории и понятия (поэзия, явленность, инаковость, образ, ритм, одиночество) не имеют четких границ: получая метафорическое определение, все они в определенной мере начинают дублировать друг друга. Тяготение Паса к аналогическому отождествлению проявляет себя также в характерном для него как для латиноамериканского художника универсализме: во всех своих эссе Пас прямо или имплицитно утверждает единство поэтов в Поэзии, независимо от их принадлежности к той или иной национальной традиции.



Стремясь обнаружить общие законы поэзии и охарактеризовать поэтический опыт, не ограничивая себя конкретной эпохой и языковым материалом, Пас пишет книгу «Лук и лира» (1956, 1967), история создания которой отражает динамику формирования его поэтики в фокусе воспринимаемых им эстетических и интеллектуальных импульсов. Выявляя идейные контексты (М. Хайдеггер, французский сюрреализм, Антонио Мачадо, Рудольф Отто,структурализм) и источники книги (эссе «Поэзия одиночества и поэзия сопричастности», 1943), раскрывая символику заглавия, мы постараемся показать, что основные категории поэтики Паса обладают двойной валентностью: эстетической и философской. Особый акцент сделан на том, как Пас понимал «современную традицию» – поэзию романтической культуры.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: ИМЛИ, Мария Надъярных, Октавио Пас, Татьяна Касаткина, поэзия, семинары, филология, философия
Subscribe

Posts from This Journal “Татьяна Касаткина” Tag

promo philologist декабрь 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments