Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Андрей Архангельский: "Из субъекта кино пенсионер опять превратился в объект"

Андрей Александрович Архангельский (род. 1974) - российский журналист, заведующий отделом культуры журнала «Огонёк». Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Ниже размещен фрагмент из его статьи "Старость — это несерьезно. Комедия «Бабушка легкого поведения — 2» как печальный симптом", опубликованной в журнале "Огонёк", 2019. №4.



В 2000–2010-е годы в европейском и американском прокате многие фильмы о пожилых людях становятся лидерами: «Самый быстрый Indian» (2005), «Кус-кус и барабулька» (2007), «Гран Торино» (2008), «Любовь» (2012). В российском кино традиция философского отношения к старости — как к культуре и экзистенции — не сложилась: наш пенсионер попадает на экран только в комплекте с социальными проблемами; но почти никогда — в личном, индивидуальном качестве. Из субъекта кино пенсионер опять превратился в объект, в придаток или орнамент жизни.

Наконец, грянула пенсионная реформа, и пенсионеры, а особенно те, чей выход на пенсию в ближайшее время откладывается, поневоле опять стали главными героями современности. Совпадение или случайность, но единственным пока фильмом, имеющим косвенное отношение к теме старости, стала вышедшая недавно на экраны бесшабашная комедия «Бабушка легкого поведения — 2. Престарелые мстители» (снималась, правда, она еще до реформы). Оценивать художественный уровень этого кино (равно как и его первой «фазы») кажется бессмысленным — это буквально площадной, самодеятельный уровень; но в социологическом смысле фильм представляет своеобразный интерес. Он отражает прежде всего глубинное, бессознательное отношение киноиндустрии к самой теме старости, а также ее представление об устройстве мира.

Название отсылает нас к исковерканному первоисточнику — американскому фильму «Дедушка легкого поведения» Дэна Мазера (2016, ряд номинаций на антипремию «Золотая малина»). Вполне в советском духе первый фильм «о бабушке» демонстрирует нам «безоблачную старость» пенсионеров: жители подмосковного дома для престарелых бодры, веселы, бесконечно объясняются в любви друг к другу и в свободное время катаются на скейтбордах. А когда над домом нависла угроза закрытия, решают создать собственный эстрадный коллектив (с которым потом отправляются на гастроли). В связи с этим можно сегодня говорить о новом этапе пенсионного кино — о гламуризации старости, что вполне вписывается в общий поток безудержного теле- и киновеселья.

Во второй части фильма героям-пенсионерам все же приходится пострадать: все их накопления сгорели в разорившемся банке, принадлежащем «беспринципному» олигарху Бородину. Как мы знаем, государство в таких случаях гарантирует возврат частных вкладов, не превышающих 1 млн 400 тысяч рублей (с 2014 года, в страховую сумму входят не только срочные депозиты, но и средства на обычных банковских счетах). Все это прежде всего демонстрирует нам степень адекватности авторов фильма, их представление о «среднем» размере пенсии и сумме вклада, которую может себе позволить российский пенсионер. Выходит, что главный виновник несправедливости — не государственная система социальной поддержки, например, а все тот же многострадальный «бизнес». Богатый человек, бизнесмен в качестве главного зла и источника всех бед в России — привычный образ в российском кино. Герои тут, по сути, занимаются «экспроприацией экспроприаторов» (авторам не приходит в голову, что тем самым они расшатывают хрупкий социальный мир). Невинная комедия, впрочем, хорошо понимает, на кого безопаснее всего перенаправить социальное напряжение.

Но главное — вместо сочувствия малоимущим, тем, кто попал в беду, кино предпочитает заполнить все утробным хохотом, превратить горе в буффонаду и нелепые скачки. Главный герой время от времени использует седые волосы и очки в качестве маски — для решения собственных дел. Старость, таким образом, выглядит тут не более чем прикрытием; в этом также проявляется какой-то глубинный цинизм киноиндустрии.

Однако пенсионная реформа — тема слишком болезненная и актуальная, чтобы от нее можно было отмахнуться. Даже ее игнорирование на экране выглядит красноречиво. На ТВ в прошлом году вышло шоу «Голос 60+», призванное продемонстрировать бодрость духа людей пенсионного возраста. Наверняка и в этом году появятся такие же бодрые фильмы — о том, как пенсионеры сами справляются с проблемами. Впрочем, и тут едва ли стоит ждать чего-то актуального: массовая культура привыкла реагировать на самые серьезные общественные проблемы исключительно в иронической форме. Однако этот смех выглядит сегодня уже как издевательство. Все это говорит лишь об отсутствии элементарных этических инстинктов у тех, кто задает тон в киноиндустрии. Это естественный итог концепции отказа от серьезности, превращения кино в аттракцион, который обернулся сегодня потерей адекватности и привел, по сути, к «отказу от человека» — в кино и в жизни".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Андрей Архангельский, кино, пенсионеры, старость
Subscribe

Posts from This Journal “Андрей Архангельский” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments