Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Выставка «Торжество немилосердия, или Повесть о жизни Николая Новикова»

С 25 апреля по 31 мая 2019 года во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге (наб. Мойки, 12) будет работать выставка "Торжество немилосердия, или Повесть о жизни Николая Новикова". Выставка посвящена выдающемуся издателю и просветителю Николаю Ивановичу Новикову, которому исполняется 275 лет со дня рождения. Николай Иванович Новиков (1744–1818) приступил к издательской деятельности в 22-летнем возрасте и за 27 лет выпустил около тысячи изданий. Количество книг, ежегодно печатаемых в России, увеличилось в три раза — Россия стала читающей страной.



Будучи масоном, Новиков верил в возможности нравственного усовершенствования, широко занимался благотворительностью: организовывал училища, в которых часть студентов получала образование бесплатно; в 1787 году сумел наладить поставку бесплатного хлеба и спасти погибающих от голода крестьян нескольких десятков сел. В конце 1780-х годов над издателем стали сгущаться тучи: были учинены проверки типографий и магазинов, счетов и переписки. В 1792 году Николай Иванович был арестован, осужден на пятнадцать лет и заточен в Шлиссельбургскую крепость.

Однако через четыре года Павел I, вступив на престол, издал указ о его освобождении. Новиков вернулся в разоренное семейное имение, ощущая себя «дряхлым и больным». Оставшиеся ему 23 года жизни он провел в Авдотьине, пытаясь сохранить заложенную усадьбу и обеспечить детей, тяжело заболевших в ночь его ареста. «Люди нас оставили: но Господь Бог по милосердию своему не оставляет нас. <…> Здоровых у меня часов весьма бывает немного; их я должен употреблять на хозяйство, на изобретение пособий своим недостаткам, на сведение, как говорится, концов с концами», — так описывал последние годы своей жизни сам Н.И. Новиков.

На выставке среди книг, напечатанных Новиковым, — редчайшие сатирические журналы XVIII века (в том числе «Кошелек», известный всего в нескольких экземплярах), документы по российской истории, впервые опубликованные Новиковым, а также уникальные масонские издания и переводы на русский язык произведений Торквато Тассо, Камоэнса, Мольера, Прево и других. Посетители увидят портреты Н.И. Новикова, его сподвижников и противников: Екатерины II, Павла I, М.М. Хераскова, М.Н. Муравьева и других. Материалы экспозиции позволят познакомиться с особенностями типографского дела, предпринимательства, благотворительности и судопроизводства XVIII века. Выставка заставляет задуматься о том, чего боится власть, за что она карает.

«Новиков был прирожденный организатор, — писал Ю.М. Лотман. — Замыслы один шире другого непрерывно кипели в его голове. Его практическая хватка опиралась на фундамент бескорыстного и пламенного энтузиазма. <…> Он умеет зарабатывать деньги <…> но только с одним условием: тут же отдать эти деньги в бесплатную аптеку, на производство книг, доходы от продажи которых пойдут на стипендии студентам училищ <…> на обучение в заграничных университетах бедных <…> молодых людей, на помощь голодным».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: XVIII век, Екатерина II, Камоэнс, Мольер, Николай Новиков, Просвещение, Тассо, Херасков, выставка, масонство, музеи
Subscribe

Posts from This Journal “Николай Новиков” Tag

promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment