Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Иван Дмитриенко. "Что станет с сериалами в будущем?"

Из статьи Ивана Дмитриенко "Многосерийные убийцы времени" ("Профиль", 2019. №14).

Что станет с сериалами в будущем? Драйвером изменений, как обычно, выступят технологии. Например, появление нового способа воспроизведения видео. Как «переезд» видеоконтента из телевизора в гаджеты вызвал целую череду трансформаций, так и замена смартфона на устройство следующего поколения должна «взорвать» индустрию. Предполагается, что таким устройством для видео станут очки и шлемы виртуальной реальности (VR).



VR-сериалы обеспечат еще большее погружение в художественный мир, а заодно позволят сериалам окончательно расквитаться с кино. Поскольку сегодня последним оплотом полного метра остаются высокобюджетные блокбастеры, которыми в полной мере можно насладиться только на большом экране. Еще в 2013 году это будущее кинематографу предрек Стивен Спилберг, заявив, что кинотеатры превратятся в «бродвейские залы» для визуальных аттракционов, а бюджетные жанровые картины уйдут в телеформат. Но и по сравнению с блокбастерами в формате IMAX устройства VR дают большее погружение в действие. По этой логике, кинотеатры можно будет просто закрывать.

Однако продюсер, обладатель премий «Ника» и «Золотой орел» Артем Васильев осторожно оценивает перспективы «виртуальных» сериалов. «Такие проекты уже существуют, но пока это экспериментальный вид развлечения, – говорит продюсер. – Чтобы он стал массовым, нужно придумать новый тип экранного повествования. VR-устройства дают настолько больше эмоционального вовлечения зрителя, что нужны специальные истории, переводящие сюжет из линейного сознания в объемное. А это не так просто».

Другой вектор развития технологий связан с темой персонализации контента. Задача – сломать так называемую «четвертую стену» между сценой и зрителем, превратив просмотр видео в «живое» театральное представление. В декабре такой сериал уже вышел на Netflix: в специальном эпизоде «Черного зеркала» подписчики могли выбирать варианты поворота сюжета, нажимая всплывающие кнопки на экране. В кино и раньше предпринимались попытки создать интерактивное зрелище, но ничего подобного по сложности структуры, скорости отклика не было. Анонсировано, что придуманный компанией метод разветвленного повествования Branch Manager будет использован в нескольких премьерах 2019 года.

Эксперты говорят, что перспектива более отдаленного будущего – видеоистории, изготовленные для каждого пользователя индивидуально. Это уже будут не «сериалы», и их не будут «снимать»: такой объем видеопроизводства выдержат только нейросети. Которые, к слову, уже сегодня неплохо справляются с созданием портретов вымышленных людей на основе изображений реальных лиц. Только представьте: по вашей фотографии создается «искусственный» главный герой, действующий в виртуальном мире. Что он будет делать, решаете вы силой мысли: VR-очки, в которых транслируется изображение, с помощью нейроинтерфейса подключены к мозгу. Чистая галлюцинация, сон наяву!

«Уже сегодня эти технологии имеются, пока они слишком дорогие для массового рынка, но станут доступными, это вопрос времени, – утверждает экс-продюсер, эксперт по индустрии развлечений Сергей Картинцев. – Пока интерактив выглядит сыровато: если каждый раз приходится нажимать на кнопку, выбирая действие, кино превращается в тест. Надо, чтобы сериал отслеживал, как зритель себя ведет, и менялся вместе с ним, например, рисуя новое изображение при каждом повороте головы. Тогда эта технология станет мейнстримом».

А пока взаимопроникновение реального и виртуального миров наблюдается совсем на другом фронте. Небывалый подъем любительского видео на платформах YouTube, Twitch, Vimeo, Coub, Periscope потенциально выглядит еще более глобальным процессом, чем миграция телевидения из кабельных сетей на SVOD-ресурсы. На первый взгляд кажется абсурдным само сравнение высокобюджетных профессиональных шоу с роликами в стиле «сам себе режиссер». Однако суммарное число просмотров на любительских платформах растет, а значит, у пользователей Сети остается банально меньше времени на сериалы. Причем завсегдатаи YouTube и аналогичных ресурсов не просто потребляют видео, но и развивают собственные каналы. Интерактивность в смысле созидания собственного сериала уже здесь, без всяких нейроинтерфейсов: достаточно взять в руки смартфон и фиксировать на камеру собственную жизнь, транслируя эфир в Сеть.

Правда, как в точности классифицировать подобные аудиовизуальные произведения, непонятно. Где сериал, где документальный ролик, а где реалити-шоу? Длительность таких видео варьируется от нескольких секунд до нескольких часов: где зарисовка, а где «полноценный» формат? Наконец, где любительские шоу, а где профессиональные. Ведь порой блогеры и студии производят для YouTube контент, ничуть не уступающий телевизионному. И главный вопрос: чем все это обернется для видеоиндустрии? Возможен ли крах платных подписных моделей? Или же блогеры-любители безвредны для крупных производителей контента?

Четких ответов пока нет, разводят руками собеседники «Профиля». Но ход событий любопытен. Например, месяц назад сеть YouTube, насчитывающая 1,9 млрд активных пользователей в месяц, отказалась развивать подписные сервисы: почти весь контент останется в свободном доступе, монетизация будет происходить за счет рекламы. Кроме того, YouTube отменила производство двух эксклюзивных сериалов с высокими бюджетами, отметив, что будет создавать оригинальный контент силами блогеров, без участия Голливуда.

«YouTube предлагает самую многообещающую альтернативу сериалам в качестве главного развлечения XXI века, – считает сопредседатель комитета по развитию кино и телевидения «Деловой России», маркетолог Игорь Пылаев. – И производители сериалов чувствуют эту угрозу. Уже 2–3 года они пытаются мимикрировать под YouTube, экспериментируя с такими сериалами, где вымысел стилизован под реальность либо реальные люди играют самих себя. С другой стороны, YouTube-блогеры снимают многосерийные документальные шоу, в которых жизнь оказывается интереснее фантазии. В общем, границы полностью стерлись. Все ищут что-то новое, потому что чувствуют, что рано или поздно мегапроекты типа «Карточного домика» отомрут. И что тогда снимать и смотреть?»

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: youtube, видео, виртуальная реальность, кино, нейросети, сериалы
Subscribe

Posts from This Journal “сериалы” Tag

promo philologist ноябрь 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment