Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Л. Шарбонно-Лассе. "Мистическая книга ран Христовых или Вульнерарий Христа. Том III" (2019)

Шарбонно-Лассе Л. Мистическая книга ран Христовых или Вульнерарий Христа. Том III. Части I–VIII. – М.: ТД Велигор, 2019. – 512 с.: ил. ISBN 978-5-88875-665-2. Читать фрагмент: http://veligor.ru/netcat_files/128/218/Stranitsy_iz_Vulneraire_04_04_0.pdf

Таково название третьего тома произведений выдающегося французского исследователя Луи Шарбонно-Лассэ — христианского символиста, археолога, историка, краеведа, геральдиста, сигиллографа и нумизмата (два первых тома под названием «Бестиарий Христа» уже увидели свет в издательстве в 2017 и 2018 гг.). Судьба «Мистической Книги Ран Христовых» (или «Вульнерария Христа») сама по себе удивительна и загадочна: книга уже была готова к публикации, но таинственным образом исчезла несколько лет спустя после смерти автора. Однако благодаря упорным усилиям современных французских ученых, несколько лет трудившихся в архивах Луи Шарбонно-Лассэ, ее удалось воссоздать практически в первоначальном виде. Книга представляет собой логическое продолжение «Бестиария Христа», хотя ее основная тема заключается в раскрытии и интерпретации Signaculum Domini — первоначальной печати пяти ран Иисуса Христа и источника всей последующей христианской иконографии Запада и Востока.



На страницах произведения автор особо уделяет внимание истории и становлению культа Сердца Иисуса, связанного с боковой раной Спасителя, нанесенной Святым Копьем сотником Лонгином уже после его крестной смерти. Первое издание «Вульнерария Христа» на русском языке предваряет статья переводчика Владимира Ткаченко-Гильдебрандта о неизвестных фактах жизни и исследовательской деятельности Луи Шарбонно-Лассэ, а также о средневековых мистико-герметических сообществах Франции: Внутренней Звезде и Братстве Рыцарей Божественного Параклета, связанных с тамплиерской традицией, в архивах которых автор почерпнул многие из своих сведений. На русском языке книга выходит впервые и предназначена как для лиц, интересующихся средневековой христианской мистикой и эзотерикой, так и для искусствоведов-медиевистов и студентов искусствоведческих факультетов ВУЗов.

СОДЕРЖАНИЕ

ДВАЖДЫ РОЖДЕННАЯ КНИГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ: ОНИ ИНОГДА ПРОСТО ИСЧЕЗАЮТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
SIGNACULUM DOMINI И ЛИЧНЫЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЩИТ СПАСИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
КАТОЛИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ REGNABIT КАК КОНТРАПУНКТ ДЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШАРБОННО-ЛАССЭ.
ЗАГАДКА ИСТОКА ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ . . . 16
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВУЛЬНЕРАРИЯ ХРИСТА, ВДОХНОВЕННОГО ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЕЙ, ПРООБРАЗОМ SIGNACULUM DOMINI . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 19
ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВНУТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА И БРАТСТВО РЫЦАРЕЙ БОЖЕСТВЕННОГО
ПАРАКЛЕТА. ПОДЛИННОЕ ПРЕЕМСТВО ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ. ДВА РЫЦАРЯ СОВРЕМЕННИКА – ЛУИ ШАРБОННО-ЛАССЭ И КАМИЛЬ САВУАР . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЯТИ РАН ХРИСТА В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ХРИСТИАНСКОМ ИСКУССТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «SIGNACULUM DOMINI» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
I. ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
II. «SIGNACULUM CHRISTI» НА ДРЕВНИХ АЛТАРЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
III. ПЯТЬ ЗЕРЕН ЛАДАНА ПАСХАЛЬНОЙ СВЕЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
IV. «SIGNACULUM DOMINI» НА ЛИТУРГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
V. «SIGNACULUM DOMINI» НА ЛИТУРГИЧЕСКИХ ОБЛАЧЕНИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
VI. «SIGNACULUM DOMINI» НА ДРЕВНИХ МОНЕТАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
VII. «SIGNACULUM DOMINI» НА ОРУЖИИ И ВОИНСКИХ РЕМНЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
VIII. «SIGNACULUM DOMINI» НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ КЕРАМИКИ . . . 57
IX. «SIGNACULUM DOMINI» В ДРЕВНЕМ СКУЛЬПТУРНОМ ИСКУССТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
X. «SIGNACULUM DOMINI» НА ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ . . . . . . . . 61
XI. «SIGNACULUM CHRISTI» В КНИЖНОМ ИСКУССТВЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВОГО ХРИСТИАНСКОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 64
XII. «SIGNACULUM DOMINI» В СИГИЛЛОГРАФИИ (СФРАГИСТИКЕ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

ГЛАВА ВТОРАЯ. «SIGNACULUM DOMINI» В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
I. ОБЩАЯ ГЕРАЛЬДИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
II. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ КРЕСТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
III. ГЕРБЫ КОРОЛЕЙ И СВЯТОГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
IV. МОНОГРАММА ГРАДА ИЕРУСАЛИМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
V. ГЕРБ РЫЦАРЕЙ СВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ И СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ СИНАЙСКОЙ ГОРЫ . . . . . . 79
VI. КОРОЛЕВСКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРБ ПОРТУГАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
VII. О ЦВЕТЕ ПЕЧАТИ «SIGNACULUM DOMINI» В ГЕРАЛЬДИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VIII. ГЕРБ ИСКУПИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. НАБЛЮДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕЧАТИ «SIGNACULUM DOMINI» . . . . . . 87

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ИЗОБРАЖЕНИЯ БОКОВОЙ РАНЫ ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. БОКОВАЯ РАНА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
I. ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
II. СВЯТОЕ КОПЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
III. ИЗОБРАЖЕНИЯ БОКОВОЙ РАНЫ ИИСУСА В ДРЕВНЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ИКОНОГРАФИИ . . . . 96
V. ИЗОБРАЖЕНИЯ БОКОВОЙ РАНЫ НА ЖИВОМ ИИСУСЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

ГЛАВА ПЯТАЯ. ЛИНЗОВИДНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОКОВОЙ РАНЫ ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
I. ВО ФРАНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
II. В ИСПАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
III. В АНГЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОЛИТИЯ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ КРОВИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

ГЛАВА ШЕСТАЯ. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЖАЖДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
МИСТИЧЕСКАЯ КНИГА РАН ХРИСТОВЫХ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. СЕРДЦЕ, ИСТОЧНИК ЖИЗНИ И СВЯТОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ИСТОЧНИКИ СПАСИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКИЕ ТОЧИЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ТРОЙСТВЕННАЯ ОГРАДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ПЯТИ РАН ХРИСТОВЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ДЕРЕВЬЯ СТРАСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
I. МАСЛИНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
II. КРЕСТООБРАЗНОЕ ДЕРЕВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
III. ДЕРЕВЬЯ В СВОИХ ПРОСВЕЩАЮЩИХ И МЕДИЦИНСКИХ ВЫДЕЛЕНИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . 153

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. РАСТЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ КАЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
I. ЗВЕРОБОЙ И РОЗГИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
II. ТЕРНИИ ВЕНЦА И ТРОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
III. ИССОП И ГУБКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. САД ИЗЪЯЗВЛЕННОГО ХРИСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
I. КЛУБНИКА И ЗЕМЛЯНИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
II. МАК САМОСЕЙКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
III. ЗОРЬКА ИЛИ ЛИХНИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
IV. КРАСНАЯ РОЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
V. АМАРАНТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
VI. АДОНИС ВЕСЕННИЙ ИЛИ СТАРОДУБКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
VII. ГОРЕЧАВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
VIII. ПАССИФЛОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
IX. ЦВЕТОК ПАВЛОВНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170

ПЯТАЯ ЧАСТЬ. ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЕ КАМНИ ИЗРАНЕННОГО ХРИСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. КАМНИ СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
I. ПУРПУРНАЯ ШКАТУЛКА ИСКУПИТЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
II. «СВЕЧЕНИЕ КАРБУНКУЛА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
III. ГЕММЫ КАЗНЕННОГО ХРИСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. СВЯТОЙ ГРААЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
I. ЭМБЛЕМАТИКА СВЯТОГО ГРААЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
II. СВЯТОЙ ГРААЛЬ И СОСУДЫ ИЗ ИЕРУСАЛИМА, ГЕНУИ И ВАЛЕНСИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЧАША . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
САГРО КАТИНО ИЗ ГЕНУИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
ЧАША ИЗ ВАЛЕНСИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ. ЭМБЛЕМАТИКА РАНЕНОГО СЕРДЦА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. НАЧАЛА ИКОНОГРАФИИ СЕРДЦА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
I. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ И ПОНЯТИЕ О СЕРДЦЕ БОГА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
II. ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
III. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭМБЛЕМАТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
IV. СЕРДЦЕ, ГРАВИРОВАННОЕ САНОВНИКАМИ ОРДЕНА ХРАМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. ДРЕВНЯЯ ИКОНОГРАФИЯ СЕРДЦА ХРИСТОВА В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ . . . . 223
I. СЕРДЦЕВИДНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЯТИ РАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
II. СЕРДЦЕВИДНЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ ФОРМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
ФОРМА ДЛЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ ИЗ СЕН-ЛОРАН-СЮР-СЕВР (ВАНДЕЯ), XIV СТОЛЕТИЕ . . . 228
ФОРМА ДЛЯ ГОСТИЙ ИЗ ВИША В КАТАЛОНИИ, XIV СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
ФОРМА С ИНСИГНИЕЙ СООБЩЕСТВА ИЗ ШАМПИНЬИ-СЮР-ВЁД (ЭНДР-Э-ЛУАР),
XIV-е СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
ФОРМА СООБЩЕСТВА РЕННА (ИЛЛЬ-Э-ВИЛЭН), XV СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
КОНДИТЕРСКИЕ ФОРМЫ ИЗ МУЗЕЯ РЕННА, XVI СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
ДРУГАЯ ФОРМА ДЛЯ ГОСТИЙ ИЗ ВИША, XVII СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

III. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕРДЦА ИИСУСА В СИГИЛЛОГРАФИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
МАЛЕНЬКАЯ ПЕЧАТЬ ЭСТЕМА КУРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
ПЕЧАТЬ ЯКОВА МЮЗЕКЕНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
IV. ТОРГОВЫЕ МАРКИ ФРАНЦУЗСКИХ ПЕРВОПЕЧАТНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
АНТУАН ВЕРАР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
ПЬЕР ЛЕ КАРОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
ПЬЕР ЛЕВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
ЖАН АРДУЭН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
НИКОЛЬ ДЕ ЛА БАРР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
АНТУАН ДЕ ЛА БАРР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
ИОАНН ЛОНЖИС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
ПЬЕР ЯКОБИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
ЖАН КОРБОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
МАТТЬЕ ВИВИАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
ПЬЕР КОМПАНЬОН, РОБЕР ТЭЙЛЛАНДЬЕ, С. ЮРЕ & ПЬЕР РИГО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
V. ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕРДЦА ИИСУСА У ДРЕВНИХ КАРТЕЗИАНЦЕВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ЗА РЕНЕССАНСОМ ИКОНОГРАФИЯ СЕРДЦА ХРИСТОВА . . . 259
I. СЕРДЦЕ И МОНОГРАММА ИМЕНИ ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
II. МОНОГРАММА I. H. S., СЕРДЦЕ И ТРИ ГВОЗДЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
III. ДУХОВНАЯ ОБИТЕЛЬ В СЕРДЦЕ ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. ДРЕВНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОЧЕСТИЯ
В МАЛЕНЬКИХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
I. ДРЕВНЯЯ ИКОНОГРАФИЯ СЕРДЦА ИИСУСА В ЛУДЮНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
II. РАНЕНОЕ СЕРДЦЕ ЦЕРКВИ В ЛАНЖАКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
III. ДРЕВНЕЕ БЕНЕДИКТИНСКОЕ АББАТСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ВАНДОМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
IV. ЦЕРКОВЬ ТАВЕРНИ (СЕН-Э-УАЗ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
V. СИДЯЩИЙ ХРИСТОС ИЗ ВЕНИЗИ И ЕГО ГЕРБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ. ОБРАЗЫ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА И ГЕРБЫ САМОДЕРЖЦЕВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
I. КОРОЛЕВСКИЙ ГЕРБ ПОРТУГАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
II. ЭМБЛЕМА КОРОЛЯ ФЕРДИНАНДА ПОРТУГАЛЬСКОГО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
III. МИСТИЧЕСКИЙ ГЕРБ ЖАННЫ ДЕ ВАЛУА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
IV. СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ НА КОРОЛЕВСКОМ КРЕСЛЕ В ВИНДЗОРЕ (АНГЛИЯ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
V. ИНИЦИАЛ ТИТУЛА «СОКРОВИЩЕ БЕДНЫХ», 1527 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
VI. ГЕРБ ОДНОЙ БИБЛИИ ИЗ РОШ-КЛЕРМО (ЭНДР-Э-ЛУАР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
VII. СКУЛЬПТУРА С УЛИЦЫ ЕВРЕЙСКОГО КВАРТАЛА ВО ФРЕЖЮСЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ МРАМОР
КАРТЕЗИАНСКОГО МОНАСТЫРЯ СЕН-ДЕНИ-Д’ОРК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
I. ДАТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
II. ПЛАНЕТАРНЫЙ КРУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
III. ЗОДИАК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКУЛЬПТУРНОГО МРАМОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. СОЛЯРНЫЕ СЕРДЦЕВИДНЫЕ ЦИФЕРБЛАТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
I. СОЛЯРНЫЙ ЦИФЕРБЛАТ ИЗ МАРИНЬИ-БРИЗЭ (ВЬЕНН) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
II. СОЛЯРНЫЙ ЦИФЕРБЛАТ ШАРТРЁЗА ЛЮНЬИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
III. СОЛЯРНЫЙ ЦИФЕРБЛАТ ИЗ СЕН-ЖЕНИ-ЛАВАЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
IV. ДРЕВНЯЯ ЭМБЛЕМА МЕСЯЦА ЯНВАРЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. СЕРДЦА-РЕЛИКВАРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
I. РЕЛИКВАРИЙ СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ ИЗ ЗАМКА УАЗОНВИЛЛЬ (ЭР-Э-ЛУАР), XVII СТОЛЕТИЕ . . . . 326
II. НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ АББАТИСЫ ФОНТЕВРО ДИОЦЕЗА ПУАТЬЕ, XVI СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . 328
III. НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ ПОСЛЕДНЕГО АББАТА КОЛЧЕСТЕРА XV–XVI СТОЛЕТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . 329
МИСТИЧЕСКАЯ КНИГА РАН ХРИСТОВЫХ
IV. СЕРДЦЕ-РЕЛИКВАРИЙ XV СТОЛЕТИЯ ИЗ ДРЕВНЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ФИЙОН (ВАНДЕЯ) . . . . . . . . . 330
V. СЕРДЦЕ-РЕЛИКВАРИЙ ИЗ ИНВЕНТАРНОЙ ОПИСИ КАРЛА V, XIV СТОЛЕТИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
VI. КРЕСТ-РЕЛИКВАРИЙ ИЗ ШИССЕЙ (ЮРА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИКОНОГРАФИЯ СЕРДЦА ХРИСТА ЗА РУБЕЖОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
I. АНГЛИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ XV И XVI СТОЛЕТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЩИТ ЦЕРКВИ МЕРИАДОК В КОМБУРГЕ (КОРНУОЛЛ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЩИТ КАНТОРИИ ЕПИСКОПА ФОКСА (ВИНЧЕСТЕР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
ИНСИГНИИ И ЗНАКИ «ПАЛОМНИЧЕСТВА МИЛОСЕРДИЯ» И «ЗАПАДНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ» . . 337
ИНСИГНИЯ, НОСИМАЯ СЭРОМ Р. КОНСТЕБЛЕМ В «ПАЛОМНИЧЕСТВЕ МИЛОСЕРДИЯ» . . . 337
СТЯГ КИНДЖЕРЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
ШТАМПОВАННАЯ МЕДЬ ГОСПОДИНА СМИТА ИЗ ЛОНДОНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
ГРАФФИТИ ЛОНДОНСКОГО ТАУЭРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
СКУЛЬПТУРНОЕ ПАННО В СЕНТ-ПАТРОК-ПЭДСТОН (КОРНУЭЛЛ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
II. ИСПАНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ XVII СТОЛЕТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
ЗНАМЯ СООБЩЕСТВА ЧЕРНОГО ХРИСТА КАРТАХЕНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА В СЕВИЛЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
ИСПАНСКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЛАСТИНЫ ИЗ МУЗЕЯ ИЕРОНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ НА КРЕСТЕ КАРАВАКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. РАЗЛИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕРДЦА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
I. ЗАГАДОЧНОЕ СЕРДЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ В МУЗЕЕ КЛУНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
II. СЕРДЦЕ И ЛИРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
III. КНИГА ПЕСНОПЕНИЙ КАЮЩИХСЯ В БЕЛОМ ИЗ МАРСЕЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
IV. ОБЕТОВАННЫЕ СЕРДЦА КАЛЬВАРИЙ И КРЕСТЫ МИССИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358

СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ. ИКОНОГРАФИЯ СЕРДЦА ИИСУСА В КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ ВОЙСКАХ ВАНДЕИ . . . 365

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. ИНСИГНИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «СКАПУЛАРИЕВ» ПО ОБРАЗУ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА . . . .  . . . . . . . . . . . . . 367
I. НАЧАЛО ВОССТАНИЯ В ПУАТУ И В АНЖУ, ПЕРВЫЕ ИНСИГНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
II. ВАНДЕЙСКИЕ ИНСИГНИИ, НАЗЫВАЕМЫЕ «СКАПУЛАРИЯМИ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА» . . . . . . 370
III. МУЧЕНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
IV. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИНСИГНИИ, НАЗЫВАЕМОЙ «СКАПУЛАРИЙ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА» . . . 377
V. БЛАЗОН КАТЕЛИНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
VI. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «СКАПУЛАРИЕВ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА» ПОСЛЕ ВАНДЕЙСКИХ ВОЙН . . . 380
VII. ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ, ОТМЕЧЕННЫЕ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОГО СЕРДЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . 381

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. ОРДЕН СВЯТОГО МИХАИЛА ШУАНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. ДРЕВНИЕ ВАНДЕЙСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
I. СЕРДЦЕ ИЗ ПУАТУ, ЕГО ДАТИРОВКА И ЕГО РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
II. РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ СЕРДЦА ПУАТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
III. ПРОФАНИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ ИЗ ПУАТУ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
IV. ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕРСТНИ С ОБРАЗОМ СВЯЩЕННОГО СЕРДЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
V. СЕРДЦЕ ИИСУСА И ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПОСЛЕДНИХ ВАНДЕЙСКИХ ВОССТАНИЙ . . . . . . . 398

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. «КРЕСТЫ ОТЦА ДЕ МОНФОРА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
I. ОТЕЦ ДЕ МОНФОР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
II. ПОКЛОНЕНИЕ ОТЦА ДЕ МОНФОРА СЕРДЦУ ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
III. ДЕРЕВЯННЫЕ РАСПЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
IV. КРЕСТ ОТЦА ДЕ МОНФОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404

ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ. РАЗЛИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТОМ СЕРДЦА ИИСУСА ИЛИ ЕМУ ЧУЖДЫЕ . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ. ИЗОБРАЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТОМ СЕРДЦА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
I. ЛЮБОВНЫЕ ПЕРСТНИ ИЗ ПУАТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
II. МЕДАЛЬ ИЗ ПУАТУ С СЕРДЦАМИ ИИСУСА И МАРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
III. БРЕТОНСКИЕ КРЕСТЫ И СЕРДЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
IV. САВОЙСКИЕ КРЕСТЫ И СЕРДЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
V. ПРОФАНИЧЕСКИЕ СЕРДЦА ИЗ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
VI. ПЕЧАТЬ С «РАСПЯТЫМ СЕРДЦЕМ» И ЭКСЛИБРИС ИЗ АНЖУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
VII. ГРАВЮРА МОНЕТЫ ИЗ КАРОЛИНЫ (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
VIII. СТАРИННАЯ МЕДАЛЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СИЯЮЩЕГО СЕРДЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
IX. НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ ОДНОЙ БЕНЕДИКТИНСКОЙ МОНАХИНИ ИЗ КРАОНА . . . . . . . . . . . . . . . . . 415

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. КОЩУНСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕРДЦА ИИСУСА . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
I. МАСОНСКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЗ МАШЕКУЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
II. СВЯЗАННОЕ ВЕРЕВКАМИ СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
III. СВЯЗАННОЕ ЦЕПЬЮ СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
IV. ТРЕХЦВЕТНОЕ ЗНАМЯ, УКРАШЕННОЕ СВЯЩЕННЫМ СЕРДЦЕМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
V. ЗНАМЯ СООБЩЕСТВА НАЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ. СЕРДЦА ЭНВОЛЬТАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. ЭПИЛОГ И ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КРИТИКОВ . . . . . . . . . . . . . 427

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435

СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ ДОНЖОНА В ЗАМКЕ ШИНОН, ПРИПИСЫВАЕМОЕ РЫЦАРЯМ ХРАМА . . . . . . . . . . 437
ЛУИ ШАРБОННО-ЛАССЭ. ЭЗОТЕРИЗМ НЕКОТОРЫХ ХРИСТИАНСКИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ . . 454
ВВОДНАЯ ЗАМЕТКА О ШАРБОННО-ЛАССЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
ТРОЙСТВЕННАЯ ОГРАДА В ХРИСТИАНСКОЙ ЭМБЛЕМАТИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ГРАФФИТИ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ КАРМЕЛИТОВ В ЛУДЮНЕ . . . . . . . . . . . . 467
I. ЗНАКИ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ОТ СВАСТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
II. МЕДНЫЙ ЗМЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
III. ВАРИАНТЫ ВОСТОЧНОГО АУМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
IV. НЕИЗВЕСТНЫЕ ГРАФФИТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
ТРЕЗУБЕЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
Христианская эпоха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
О НЕКОТОРЫХ «НЕИЗВЕСТНЫХ ГРАФФИТИ» ЧАСОВНИ МАРТРЭ В ЛУДЮНЕ . . . . . . . . . . . . . . . 483
ЗНАК D . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
ЗНАК C (S) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
ЗНАК B (V) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
ЗНАК A . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
СОДЕРЖАНИЕ ГРАВЮР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492
СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Грааль, книги, масонство, мистика, символизм, христианство, эзотерика
Subscribe

Posts from This Journal “мистика” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments