Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2019. № 1 (5)

ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2019. № 1 (5) / Главный редактор Т.А. Касаткина. - М.: ИМЛИ РАН, 2019. – 240 с. Обложка: «О тебе радуется ….». Икона круга Дионисия. XV в. (фрагмент).

В первом номере филологического журнала ИМЛИ РАН "Достоевский и мировая культура" за 2019 год опубликованы статьи Татьяны Касаткиной, Кэрол Аполлонио, Дениса Жерноклеева, Штефана Липке, Ирины Лагутиной, Татьяны Магарил-Ильяевой, Татьяны Ковалевской, Елены Маццола и других авторов. Также в этом выпуске можно прочесть рецензию на спектакль «Карамазовы» режиссера Константина Богомолова и большое интервью с режиссером Федором Малышевым, поставившим спектакль «Смешной человек».



Содержание

От редактора ............................................................12

ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Татьяна Касаткина (Москва). «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского: структура образа и эстетика действия....................................................16
Райли Осоргин (Нью-Йорк, США). Сотворение иконы «О Тебе радуется…» в полифоническом спектакле заключенных................................................41

ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Татьяна Ковалевская (Москва). «Бесы», «искажение идей» и художественные принципы Достоевского...............55
Кэрол Аполлонио (Дарем, США). О демонах и дверях: проблема онтологии Раскольникова........................................82
Денис Жерноклеев (Нэшвилл, США). Настасьин бунт: протест как метафизическая категория у Достоевского..........104
Штефан Липке (Москва). Амбивалентное восприятие одной лютеранской традиции у Ф. М. Достоевского: мотив рождественской елки в рассказах писателя..........116

ДОСТОЕВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА
Елена Маццола (Италия – Харьков). Перевод versus комментарий.........................................................................................127
Татьяна Магарил-Ильяева (Москва). «Философия перевода»: Ф.М. Достоевский и роман О. Бальзака «Евгения Гранде»........................................................157

ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В СТАРОЙ РУССЕ
Мария Алексеева (Холм). Мотив цветка в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».....................................177
Надежда Шерварлы (Холм). Мотив призрачности в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».......................183

ДОСТОЕВСКИЙ: КРУГ ЧТЕНИЯ
Ирина Лагутина (Москва). «Западно-восточный диван» Гете: опыт интерпретации........................................189

РЕЦЕНЗИИ, ИНТЕРВЬЮ:«ДОСТОЕВСКИЙ НА СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНЕ»
Татьяна Касаткина (Москва). «Я люблю тебя, жизнь…»: «Карамазовы» Константина Богомолова...................218
Татьяна Магарил-Ильяева (Москва). Интервью с актером и режиссером театра «Мастерская П. Фоменко» Федором Малышевым...........................................222


От редактора

Дорогие коллеги и сотрудники журнала, уважаемые читатели, этим номером мы открываем новый, 2019 год, второй год нашего издания. Первый год был для журнала трудным, с катастрофами, резкими поворотами судьбы и авралами. Мы надеемся на гораздо более ритмичную работу в следующем году – и все время в течение года очень ждем ваших статей. В этом номере в постоянном разделе «Рецензии, интервью» мы впервые в нашем издании обращаемся к теме «Достоевский на современной сцене», предлагая вашему вниманию небольшую рецензию на спектакль «Карамазовы» режиссера Константина Богомолова и большое интервью с режиссером Федором Малышевым, поставившим спектакль «Смешной человек». Наш ответственный редактор Татьяна Магарил-Ильяева задумала серию таких интервью, так что, надеемся, эта тема в рубрике будет регулярной.

В этом номере мы продолжаем рубрику «Достоевский: круг чтения» в том виде, как она была задумана нами первоначально. Мы принимаем для этой рубрики статьи о творчестве писателей, определяющих авторский горизонт Достоевского, о тех, кто был для него важен на протяжении всей жизни, о тех, кто становился маяком и ориентиром для его творческих исканий. В данном номере это Гете, бывший в представлении М.М. Достоевского образцом для будущих великих творений его брата. Для исследователей творчества Достоевского в предлагаемой статье чрезвычайно важны способ построения образа и модусы проявления смысла в поэтическом слове Гете и их связь с философскими, естественнонаучными и религиозными взглядами автора; то, что можно назвать органической философией Гете; то, как Гете привлекает в свое творение чужой текст; как создает абсолютно свое высказывание, минимально поправляя цитату; как две строки текста аккумулируют целый ореол аллюзий, по видимости способных создать спектр расходящихся интерпретаций – а на деле углубляющих, а не дробящих смысл высказывания.

Кроме того, статья дает представление о переводах и исследованиях по восточной литературе в Европе начала XIX века, что имеет особое значение для исследования восточных мотивов в «Двойнике». Мы с надеждой ждем статей о Шекспире, Данте, Бальзаке, Диккенсе, Пушкине, Гоголе и других. Напоминаем, что для рубрики требуется, чтобы автор статьи вел свои исследования в русле проблематики, актуальной и для исследователей творчества Достоевского, но не требуется, чтобы его статья была как-то привязана к Достоевскому непосредственно. Мы полагаем, что это исследователи Достоевского способны сделать сами. А вот равно глубокое исследование творчества Достоевского и творчества важных для него писателей, опирающееся на долгое и пристальное изучение всего корпуса их текстов, одному автору, пожалуй, и не доступно. Так что эта рубрика будет служить тому, чтобы вскрыть глубинные источники тем, художественного метода, мировидения Достоевского, его философских и богословских прозрений в творчестве величайших европейских авторов.

Журнал издается в сотрудничестве с Комиссией по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Работа ведется в тесном контакте с российским и международным Обществом Ф.М. Достоевского. Как и прежде, все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, за исключением особо оговоренных случаев, будут приводиться в журнале по 30-томному Полному собранию сочинений писателя (Л.: Наука, 1972–1990), со ссылками согласно правилам РИНЦ. Заглавные буквы в именах Бога, Богородицы, других именах и понятиях, вынужденно пониженные в этом издании по требованиям советской цензуры, восстанавливаются по прижизненным изданиям и по Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского в авторской орфографии и пунктуации (Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995 – продолжающееся издание), а также по Полному собранию сочинений и писем в 35 томах (2-е издание, исправленное и дополненное), выходящему в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (2013 – продолжающееся издание). Во всех цитатах – опять-таки за исключением оговоренных случаев – курсивом выделяются слова, подчеркнутые автором цитаты, полужирным черным шрифтом – подчеркнутые автором статьи.

Наш почтовый электронный адрес – dostmirkult@yandex.ru. Рабочими языками журнала являются русский и английский. Мы готовы принимать любые материалы по тематике журнала из России и из-за рубежа. О решениях по публикации или возврате материала авторы будут оповещаться в течение месяца.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Достоевский, ИМЛИ, Константин Богомолов, Татьяна Касаткина, журналы, филология
Subscribe

Posts from This Journal “Достоевский” Tag

promo epi_zog 16:49, yesterday 1
Buy for 110 tokens
Идея дробного питания: питаться маленькими порциями 5-6 раз в течение дня, набирает популярность в современной медиасреде. Наверняка каждый, кто интересовался темой “как похудеть” сталкивался с этой концепцией, неужели это та самая “волшебная пилюля”, которая решает проблему лишнего веса? Итак,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments