Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Вышел первый том Полного собрания сочинений Александра Островского в 18-ти томах (2018)

Островский А.Н. Полное собрание сочинений и писем: в 18 т. T. 1. Сочинения. 1843—1854 / редкол.: И.А. Овчинина (гл. ред.) и др. — Кострома: Костромаиздат, 2018. — 846 с. : ил. ISBN 978-5-98295-101-4.

В первый том включены сочинения А.Н. Островского 1843—1854 годов, выверенные по сохранившимся рукописным и печатным источникам. Специальный раздел составили редакции и варианты. В комментариях сообщаются сведения об истории создания произведений, приводятся оценки литературной и театральной критики, современной А.Н. Островскому, содержатся данные об особенностях сценической интерпретации пьес, объясняются факты, события, специфические слова и выражения. Творчеству драматурга этого периода посвящена статья Ю.В. Лебедева и И.А. Овчининой. Издание адресовано научным работникам, деятелям культуры, а также широкому кругу читателей, интересующихся творчеством А.Н. Островского.





ОТ РЕДАКЦИИ

История публикаций собраний сочинений А. Н. Островского отражает специфику его работы над текстами как драматурга, пишущего прежде всего для сцены, отношение его к издательскому процессу, а также проблемы автора с цензурой. Сам Островский часто признавался в неумении вести издательские дела. Но причина трудностей заключалась не в «неумелости» автора, а в первую очередь в том, что он был больше озабочен хлопотами, связанными с постановкой пьес на сцене, с подбором актёров. Много волнений доставляла ему и театральная цензура, становившаяся частым тормозом на пути от драматургического текста к спектаклю. Печатание же своих сочинений Островский доверял посредникам.
Для драматурга первой «публикацией» его очередной пьесы была премьера спектакля; в журнал, как правило, отправлялась писарская копия произведения.

Завершив работу над нею, автор с помощью переписчиков готовил текст в нескольких экземплярах (для цензуры, московского и петербургского театров и для печати). Писари невольно вносили в текст мелкие искажения, которые он не замечал при беглом просмотре копий. Далее совершали новые ошибки типографские наборщики, а Островский, даже читая корректуры, иногда пропускал возникшие искажения и тем самым как бы подтверждал эти изменения. Кроме того, отсылая пьесу в журнал, писатель нередко вовсе не читал её корректуру, доверяя это дело своим петербургским друзьям — С. В. Максимову или И. Ф. Горбунову. Точно так же он устранялся от участия в работе над последующими переизданиями своих произведений, передоверяя это приятелям.

Собрания сочинений выходили при жизни драматурга, но бесспорно установлено, что лишь для первого издания (Сочинения А. Островского. T. 1—2. СПб.: Изд. гр. Г. А. Кушелёва-Безбородко, 1859) Островский специально пересмотрел и исправил тексты ранних пьес (комедию «Свои люди — сочтёмся!» — вопреки своей воле, под давлением цензуры).
Второе издание вышло в свет лишь в 1867—1870 гг., когда Островский заключил договор с петербургским издателем и книгопродавцем Д. Е. Кожанчиковым (Сочинения А.Н. Островского. T. 1—5. СПб.: Изд. Д.Е. Кожанчикова, 1867—1870). При этом дополнительный и ещё не распроданный двухтысячный тираж внёс неурядицу в сам порядок второго издания. В 1867 г. вышли 3-й и 4-й тома, как бы в продолжение того, что уже было опубликовано в первом издании. В 1868 г. Ко- жанчиков, не желая повторять тексты первого издания, опубликовал 1-й и 2-й тома с новым составом. Наконец, в 1870 г. вышел 5-й том. Издание это отличалось нарушением хронологии, а также очевидной неполнотой, ибо произведения, вышедшие в первом издании, во второе не вошли.

В 1872 г., при содействии Н.А. Некрасова, Островский заключил с петербургским издателем и книгопродавцем С. В. Звонарёвым договор на третье издание собрания своих сочинений в 7 томах. Но в 1873 г. Звонарёв отказался от договора с Островским, а Некрасов предложил заключить с ним и А. А. Краевским договор на 8-томное собрание сочинений. Этот договор был заключён 21 декабря 1873 г, и уже в следующем году в типографии А. А. Краевского все восемь томов были выпущены в свет. Дополнительный к этому изданию 9-й том вышел в 1878 г. в издательстве книжного магазина Ф. И. Салаева.

Наконец Островскому удалось заключить договор с петербургским книгоиздателем Н. Г. Мартыновым, который осуществил четвёртое издание (Полное собрание сочинений А.Н. Островского в 8 томах. СПб.: Изд. Н.Г. Мартынова, 1885) и дополнительно выпустил два тома драматических переводов (1886). Здесь впервые был опубликован не искажённый по требованиям цензуры текст комедии «Свои люди — сочтёмся!» — по рукописной копии первой редакции пьесы или по оттиску первой публикации из журнала «Москвитянин».
Во всех этих изданиях Островский активного участия не принимал, ограничиваясь выражением согласия на их выпуск. По просьбе автора редакционной подготовкой занимались С. В. Максимов, И. Ф. Горбунов и другие, которые читали корректуры и вносили порой в текст те или иные мелкие изменения в репликах и ремарках, руководствуясь, по-видимому, театральной практикой и традицией постановки. Эти изменения, авторизация которых сомнительна, дошли до нас в прижизненных изданиях.

После смерти драматурга вышли в свет два издания 10-томного собрания его сочинений (СПб.: Изд. В. Думнова, 1890 и 1896), причём без критической проверки текстов. Фактически они повторяли издание Н. Г. Мартынова. Важной вехой явилось Полное собрание сочинений А.Н. Островского в 10 томах под редакцией М.И. Писарева (СПб.: Изд. «Просвещение», 1904—1905), дополненное двумя томами драматических сочинений А.Н. Островского, Н.Я. Соловьёва и П.М. Невежина (СПб., 1909). Впервые в печатные тексты Островского редактором был внесён ряд исправлений по рукописям и первым журнальным публикациям. В предисловии к 10-му тому М.И. Писарев указывал, что он предлагает читателям «безусловно верный текст», признанный автором и «уже не подлежащим изменению».

После революции 1917 г. было выпущено четыре многотомных собрания произведений Островского. В Сочинениях в 11 томах (Пг.; Л., 1919—1926) под редакцией Н.Н. Долгова (тома 1—10), а также Б. В. Томашевского и К. И. Халабаева (том 11) работа по выверке текстов не проводилась. Второму изданию сочинений Островского предшествовали научные публикации отдельных его произведений, дневников и эпистолярного наследия: Дневники и письма. Театр Островского / под ред. Вл. Филиппова; ст. и коммент. Н.П. Кашина. М.; Л.: Academia, 1937; Сочинения / ред., коммент. и биогр. очерк Н.П. Кашина; вступ. ст. А.Г. Цейтлина. М.: Гослитиздат, 1937; О театре. Записки, речи и письма / общ. ред. и вступ. ст. Г. И. Владыкина; примеч. К. Д. Муратовой. Л.; М.: Искусство, 1941; Записки замоскворецкого жителя. (Черновые тексты). Текстологический коммент. Л. М. Лотман // Труды отдела новой русской литературы. T. 1. М.; Л.: АН СССР, 1948. С. 123—142.

Достоинством Полного собрания сочинений в 16 томах (М.: Гослитиздат, 1949—1953) является специальная критическая подготовка текстов. В состав его вошло всё известное к тому времени наследие Островского. Кроме пьес, в нём опубликованы прозаические произведения, избранные переводы, статьи, речи о литературе и театре, а также дневники и письма. Собрание сочинений в 10 томах под редакцией А. И. Ревякина, Г. И. Владыкина и В. А. Филиппова (М.: Гослитиздат, 1959—1960) исправило некоторые текстологические промахи предыдущего 16-томного издания, однако эта работа не была проведена в нём систематически и до конца.

Значимым событием стало выпущенное в связи со 150-летием со дня рождения драматурга полное собрание сочинений в 12 томах под общей редакцией Г. И. Владыкина, И. В. Ильинского, В. Я. Лакшина, В. И. Маликова, А.Д. Салынского, Е.Г. Холодова (М.: Искусство, 1973—1980). В это издание впервые включены переделки комедий иностранных драматургов («Пока», «Добрый барин» и др.), а также рукопись «Замечательные русские простонародные рассказы...», многочисленные заметки о театре. Кроме того, опубликованы письма Островского к жене (М. В. Островской) и неизвестные ранее письма к Н. А. Некрасову, А. Н. Серову и другим лицам, что составляет примерно пятую часть всего доныне известного эпистолярного наследия писателя. В приложениях к томам приводятся другие редакции и варианты пьес, когда они имеют самостоятельный художественный или историко-литературный интерес (вторые редакции пьес «Воевода», «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», варианты подцензурной редакции комедии «Свои люди — сочтёмся!», первопечатные варианты пьес «Бедная невеста», «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва» и др.). В целях установления точного авторского текста специалистами-текстологами были изучены все рукописные и печатные источники. Сличение их позволило выявить значительное число искажений, проникших в публикации сочинений Островского ещё при жизни автора и с тех пор переходивших из издания в издание. При подготовке был учтён опыт предшествующих изданий. В комментариях приводятся сведения по истории текста каждой пьесы, отзывы современной драматургу литературной критики, даётся краткая сценическая история прижизненных постановок пьесы и отзывы театральных рецензентов. Собрание сочинений включает все законченные оригинальные пьесы Островского и пьесы, написанные им в сотрудничестве с Н.Я. Соловьёвым, П. М. Невежиным, а также статьи и речи о литературе и театре, очерк «Записки замоскворецкого жителя».

После выхода в свет этого издания был подготовлен в двух книгах 88-й том «Литературного наследства» (А. Н. Островский: Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1974), в котором в разделе «Неизданная переписка Островского» представлены многочисленные письма драматурга к различным адресатам. В последние годы были опубликованы найденные произведения Островского: оперное либретто «Сват Фадеич» (А. Н. Островский. Материалы и исследования. Вып. 2.: сб. науч. тр. / отв. ред., сост. И. А. Овчинина. Шуя: ШГПУ, 2008. С. 260—299) и статья «<0 танце в Испании>» (Там же. С. 300—306).

Научные коллективы, ранее работавшие над собраниями сочинений Островского, проделали большую работу, заслуживающую уважения, так как благодаря их усилиям современный читатель может познакомиться с основным корпусом произведений драматурга. Однако до настоящего времени нет такого издания, в котором были бы собраны воедино все произведения драматурга, включая переводы и переделки, оперные либретто, статьи, письма. Кроме того, со временем появляется потребность в издании, в котором были бы устранены различные искажения и неточности, — издании, включающем в себя новые, развёрнутые комментарии, написанные с учётом достижений науки об Островском.

В настоящем полном собрании сочинений и писем А. Н. Островского представлены все известные произведения драматурга, все его сохранившиеся письма к разным адресатам.
В основу публикации сочинений положен жанрово-хронологический принцип с отдельными случаями отступления, оговорёнными в комментариях. В четырнадцати томах собраны художественные произведения, статьи, рецензии, речи, путевые заметки, литературные записи, дневники, словарь. Произведения располагаются в хронологическом порядке — по времени написания или, если дата не установлена, по времени первой публикации. Печатаются они, как правило, по последнему авторизованному изданию с учётом тех исправлений, которые были сделаны Островским в рукописных источниках, в авторизованных писарских копиях, а также текстологами, работавшими над созданием других собраний сочинений, в отдельных случаях — по первым публикациям. Редакция сочла необходимым в отдельные тома выделить исторические пьесы, переводы и переделки, пьесы, написанные в соавторстве с другими драматургами, оперные либретто, статьи, выступления, речи, заметки. Произведения, не напечатанные при жизни автора, публикуются в приложениях. В четырёх томах помещены письма.

Впервые в истории изучения произведений Островского для настоящего издания был составлен полный список редакций и вариантов их текстов и дан их свод, что позволило проследить весь процесс создания произведения, от зарождения замысла до завершённого текста, и расширить представления о характере художественного смысла пьесы. Варианты к текстам приводятся по всем сохранившимся автографам и по прижизненным изданиям.

В научных комментариях, имеющих концептуальный характер, отражена история создания этих пьес, особенности драматургической системы Островского в историко-литературном контексте, освещены творческие связи драматурга с периодическими изданиями, проанализированы и систематизированы многочисленные отклики в литературной и театральной критике, в том числе и рецензии на любительские спектакли. В сравнении с предыдущими изданиями, обновлён, расширен и дополнен текстологический, историко-литературный и реальный комментарий. При этом был соблюдён принцип преемственности: учтены и в сжатом виде представлены итоги предшествующего этапа изучения каждого произведения драматурга. В комментарий, который дополнен отсылками к статьям энциклопедии «А.Н. Островский», внесены новые сведения об историко-литературном и историко-культурном контексте произведений Островского, о критических и театрально-критических интерпретациях произведений драматурга.

Коллектив исследователей, работавший над созданием полного собрания сочинений и писем А. Н. Островского, выражает глубокую благодарность Российскому гуманитарному научному фонду, Российскому фонду фундаментальных исследований, сотрудникам Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Отдела рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Спецбиблиотеки Государственного академического Малого театра, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива литературы и искусства.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Александр Островский, драма, книги, литература
Subscribe

Posts from This Journal “Александр Островский” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments