Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Андрей Десницкий: "У нас ползучая клерикализация. Церковные структуры навязывают себя обществу"

Из интервью профессора РАН, одного из ведущих российских специалистов по Библии Андрея Десницкого изданию Znak.

Начиная с дела Pussy Riot, растет раздражение против официальных церковных институтов. Причем дело Pussy Riot стало лишь ярким эпизодом. На самом деле таких историй тысячи, им просто не придают огласку. Приведу пример. Одна женщина, которая работала в Подмосковье учительницей, рассказала мне о такой проблеме. Их вызывают к директору школы. И тех, у кого не хватает часов, в принудительном порядке отправляют на переквалификацию преподавателей «Основ православной культуры». При этом их никто не спрашивал, верующие они или нет, хотят или нет. Вроде ничего страшного не происходит. Но определенное количество людей воспринимает это как то, что Церковь себя навязывает. При этом многие официальные представители Церкви часто себе позволяют безответственные и хамские заявления в адрес тех, кто им не нравится, люди их слушают, это откладывается и в какой-то момент выстреливает.



К слову сказать, я уже слышал от священников, что на улице незнакомые могут выразить им свое раздражение, например плюнуть в их сторону. Ряса для кого-то стала фактором сильной неприязни. Потом, раз Церковь себя стала четко ассоциировать с государством, то она в некотором смысле себя подставила. Многие понимают, что бодаться с государством не получится всерьез. Но с Церковью можно, у нее нет таких ресурсов, как у государства. Хотя, если брать пример протеста в Екатеринбурге, то вывели каких-то бойцов и охранников, но люди не воспринимали их всерьез, понимая, что у них нет никакой власти. И если они применили бы серьезную силу, то потом их можно было бы отправить под суд.

У нас ползучая клерикализация. Формально Церковь отделена от государства, и с этим большинство не спорит. Но дальше начинаются разговоры: что значит отделена, верующие тоже граждане и так далее. Но я уточню, что понимаю под клерикализацией. Это вторжение церковных структур в нецерковную жизнь. Когда, например, на различные властные мероприятия приглашают священников, они там выступают от имени Церкви, например губернатор выступает перед жителями, а рядом стоит священник и поддерживает его, — это клерикализация. Когда в школе хотят внедрить «Основы православной культуры» с первого класса по последний, это клерикализация. То есть церковные структуры навязывают себя обществу.

Это огромная проблема не только для власти, светского общества, но и для самой Церкви. Потому что если Церковь навязывает себя обществу, пытается придать себе важную и центральную роль, то она становится ответственной за все происходящее. А ей это надо? Тогда ей нужно будет отвечать не только за духовную жизнь, но и за мусорные свалки, повышение пенсионного возраста, за суверенный интернет. А проблема есть, потому что не все в России православные и их такое поведение РПЦ раздражает. Но даже и православным это нередко не нравится. Потому что церковь таким образом не только осложняет себе жизнь, но лишний раз будоражит общественное сознание.

Огромная часть Библии посвящена обличению своих, начиная с ветхозаветных пророков. Да и Иисус обличает фарисеев, а вовсе не римлян-язычников. И это вечная проблема. Есть представление, что Церковь — это народ Божий на земле, а значит, через него приходит его воля. Но это не всегда выходит так. История христианства — это во многом преодоление своего несовершенства через Церковь. История в Екатеринбурге, на первый взгляд, толкуется так, что вот есть Церковь, через нее Бог транслирует свою волю. А вот ее враги, которые отвергают эту волю. Но трагедия в том, что здесь мы видим несоответствие того, к чему христианство призывает, тому, чем верующие являются на самом деле. И это нормально в рамках христианства. Ненормально то, когда это несоответствие не замечается, когда оно списывается на чьи-то происки. Когда нам пытаются объяснять, что это виноваты американцы, украинцы, либералы, бесы и так далее. Такая позиция не дает признать в себе грех и раскаяться.

К сожалению, в нынешнем руководстве РПЦ я не вижу потенциала договариваться с обществом. Так происходит потому, что эти люди привыкли жить, когда к ним обращаются: «Как благословите, ваше преосвященство». То есть верхушка церкви привыкла, что с ней никто не спорит. Она погружена в абсолютно комфортную для себя среду. И в чем-то иерархи РПЦ похожи на политбюро ЦК КПСС, которое было уверено: в программе «Время» говорят только чистую правду. Поэтому подобные конфликты будут еще не раз повторяться. Но, с другой стороны, каждый новый конфликт будет выводить иерархов РПЦ из абсолютной уверенности, что все хорошо. И, может быть, начнется процесс по поиску компромиссов. Екатеринбург в этом смысле может помочь всей нашей стране как кейс, в котором началось все довольно жестко, но в итоге люди и с той, и с другой стороны нашли в себе силы начать диалог и прийти к пониманию. Сегодня этого не хватает всей стране.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: pussy riot, Десницкий, РПЦ, клерикализация
Subscribe

Posts from This Journal “клерикализация” Tag

promo epi_zog 16:49, вчера 1
Buy for 110 tokens
Идея дробного питания: питаться маленькими порциями 5-6 раз в течение дня, набирает популярность в современной медиасреде. Наверняка каждый, кто интересовался темой “как похудеть” сталкивался с этой концепцией, неужели это та самая “волшебная пилюля”, которая решает проблему лишнего веса? Итак,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments