?

Log in

No account? Create an account

Блог Николая Подосокорского

Культура, наука, образование

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Т.А. Агапкина. "Деревья в славянской народной традиции: Очерки" (2019)
9 vrata
philologist
Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. - М.: Индрик, 2019. - 656 с. - (Серия: Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

Книга представляет собой комплексное междисциплинарное исследование славянского фольклора, мифологических представлений, обрядов и поведенческих предписаний, связанных с деревьями и кустарниками. Работа основана на обобщении мифологических верований и фольклора (нарративы, прежде всего легенды и былички, поверья, приметы, обрядовые и необрядовые песни, паремии, заговоры и приговоры, запреты и их мотивировки, поверья и гадания), традиционных знаний, обрядов и магических практик, диалектной лексики и фразеологии и других источников, также определяющих символику деревьев в связи с влиянием мифологических архетипов, книжной традиции и этнографического контекста.



В первой части монографии собрано более полутора десятков очерков-«портретов», посвященных отдельным деревьям. Во второй части внимание переносится с конкретных дендрообразов на более общие темы: здесь показано, как дерево вписано в традиционную культуру и отдельные ее сферы, как выстраиваются взаимоотношения дерева как ботанического объекта и культурного символа с элементами других символических рядов, с другими пластами культуры и составляющими картины мира (дерево и человек, дерево и народная демонология, дерево и Священное предание и т.д.).


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................ 11
Краткий экскурс в историю вопроса. — Методы и подходы. — О материале. — Задачи исследования. — Структура работы. Признаки, формирующие образ дерева .................. 23
Реальные свойства деревьев. — «Культурные» свойства деревьев.

Часть 1. «Портреты» деревьев ................................... 39

Дуб........................................................................ 41
Предварительные замечания. — Ранние свидетельства о почитании дуба. — Дуб как культовый объект. — Дуб как образ мирового древа. — Дуб и гром. — Основные характеристики: «Первый»; «Статусный»; «Лучший»; «Плодовый»; «Мужской»; «Крепкий»; «Сильный»; «Здоровый»; «Долговечный». — Дуб в традиционных приемах профилактики и лечения болезней. — Дуб как ‘деревоʼ и как родовое понятие.
Хвойные деревья....................................................... 76
Предварительные замечания. — Сосна как культовое дерево. — Хвойные в функции обрядового деревца: Рождественское деревце; Проводы рекрута; Дерево неофита. — Хвойные как вечнозеленые: похоронно-поминальная обрядность и тема смерти. — Поло-родовая идентификация: хвойные как мужские и женские символы. — «Бесплодие» ели и сосны. — Запрет сажать хвойные у дома. — Сосна и огонь. — Хвойные в сюжетах народной демонологии. — Хвойные как апотропей.

Липа...................................................................... 114
Культовые функции. — Народная медицина. — Липа и Священное предание. — Заповедное дерево. — Легенды о происхождении медведя из человека. — Попечительские функции. — Липа в календарных обрядах. — Липа как апотропей. — «Мягкое» дерево. — «Слабое» дерево.

Орешник, лещина ................................................. 130
Культовое дерево. — Лещина и молния. — Легенды. — Молния сжигает орехи. — Ветка лещины как инструмент магии. — Лещина и змея. — Лещина и сфера хтонического. — Смерть, тот свет и похоронная обрядность. — «Брось ореховое, возьми кизиловое». — Эротическая символика и любовная магия. — Продуцирующая магия.

Рябина................................................................... 152
Фольклорный образ (легенды, баллады, лирика). — Запреты. — Народная демонология. — Дерево-посредник. — Рябина как культовое дерево. — Рябина при лечении зубной боли. — Апотропей.

Клен, явор............................................................. 166
Мировое древо и культовые функции. — «Доброе» дерево. — Сюжеты о превращении человека в явор. — Мужской символ. — Ритуальные функции.

Тис......................................................................... 170
«Святое» дерево. — Апотропей. — Дворење тису. — Лечение б ешенства. — Я довитое дерево. — « Лучшее» дерево. — Образ тисового гроба.

Ясень..................................................................... 179
Культовое дерево. — Средство против змей и змеиных укусов. — Ясень, свет и огонь.

Верба, ива.............................................................. 183
Предварительные замечания. — Источник плодовитости. — Верба в функции плодового дерева. — Магия быстрого роста. — Способность к восстановлению. — Тема бесплодия вербы. — Верба в связи с ценностями высшего порядка. — Прóклятое дерево. — Женская символика. — Связь с водой. — Верба и черт. — Верба в лечении лихорадки. — Верба как оберег.

Бузина................................................................... 207
Почитание бузины. — Народная медицина и ветеринария. — Апотропей. — Место обитания демонов. — Легенды. — Бузина как символ запустения. — Связь с водой. — Бузина в похоронном обряде. — Запреты. — Любовная магия. — Магия победы.

Осина..................................................................... 228
Предварительные замечания. — Осина как апотропей в бытовых и обрядовых ситуациях. — Осина в народной демонологии. — Народная медицина и ветеринария. — Вредоносная и колдовская магия. — Магический инструментарий. — Запреты. — Мифопоэтический образ: символика и ассоциации. — Проклятия. — Осина на пространствах Славии. — Легенды об осине.

Тополь................................................................... 274
Легенды. — Запреты. — Бесплодное дерево. — Демонология. — Обрядовые функции.

Ольха..................................................................... 278
Этиологические легенды. — Ольха и нечистая сила. — Апотропей.

Колючие деревья и кустарники............................ 284
Народная демонология. — Колдовской инструмент и вредоносная магия. — Взаимоотношения с «ходячими» покойниками и вампирами. — Многофункциональный оберег. — Народная медицина. — Профилактическая магия. — Колючие как плодовые. — Фольклор. — Сюжеты Священного предания.

Кизил.................................................................... 307
Ка лендарные обряды. — Избавление от сонливости и лени. — М агические пр актики, о тносящиеся к новорожденным и приплоду скота. — Мужская символика. — Магия плодородия. — Представления о судьбе и удаче. — Апотропей. — Этиологические легенды.

Плодовые деревья................................................. 319
Плодовое дерево: от природы к культуре. — Высаживание плодовых деревьев и сбор урожая. — Магия урожая: плодовое дерево в календаре. — Темы, мотивы и «тактики» магических действий. — Плодовитость дерева и фертильность женщины. — Плодовое дерево в свадебном обряде. — Плодовое дерево и хлеб. — Плодовое дерево и скот.

Яблоня................................................................... 354
Яблоня и яблоко как символы матери и ребенка. — Яблоня в свадебном обряде. — Райское дерево. — Яблоня в сказочных сюжетах.

Часть 2. Дерево в традиционной культуре.............. 369

Дерево и мир: мировое древо как мифологема, образ и ритуальный символ........... 371
Из истории вопроса. — Дерево и начало мира. — Обрядовое деревце и мифологема мирового древа. — Дерево как образ земли/мира. — Дерево в центре мира. — Дерево в зачинах обрядовых песен. — Дерево как вертикальная проекция мира. — Дерево как медиатор. — Дерево как образ времени. — Дерево и «собирание» социума. — Дерево как образ христианского сообщества. — Семейная проекция мирового древа.

Дерево в составе культовых практик................... 400
Почитание отдельных деревьев и природных комплексов. — Культовые комплексы смешанного типа. — Священные рощи. — Культовые практики и их функции. — Регламентация поведения.

Дерево и народная демонология.......................... 426
Деревья как места обитания демонов и ведьм. — Деревья и демоны в системе взаимных отражений. — Деревья в сюжетах мифологических рассказов. — Деревья vs демоны.

Дерево в сюжетах Священного предания............. 458
Ветхозаветные сюжеты. — Новозаветные сюжеты и мотивы.

Дерево в природном окружении........................... 481
Дерево и календарное время. — Дерево и хтонические животные.

Дерево и человек................................................... 488
Изоморфизм д ерева и ч еловек а: Взаимное уподобление. — Категории и этапы жизнедеятельности. — Полородовая идентификация. — Взаимоотношения человека и дерева: Параллелизм жизни дерева и человека. — Человек и дерево разделяют одну судьбу. — Человек продолжает свою жизнь в дереве.

Дерево в верованиях и обрядах, связанных со смертью и похоронами................... 542
Лес, сад и дерево как места захоронения. — Дерево, посаженное на могиле. — Дерево ~ крест как знаки захоронения. — Отношение к надмогильным и кладбищенским деревьям и их символика. — Дерево во фразеологии смерти.

Дерево в народной медицине................................ 559
Перенос болезни c человека на дерево. — «Забивание» болезни колом. — Перерождение, или вторичное рождение. — Установление обменно-договорных отношений с деревом. — Угроза. — Приобщение больного к свойствам дерева. — Посещение культовых мест.

Вместо заключения..................................................... 570
Принятые сокращения............................................... 572
Предметно-тематический указатель....................... 627

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Записи из этого журнала по тегу «славянство»


promo philologist июнь 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1