Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Татьяна Касаткина: "Может, не спешить с превращением университета пусть в элитарную - но школу?"

Татьяна Александровна Касаткина - доктор филологических наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая центром "Достоевский и мировая культура" в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. Член Международного общества Ф.М. Достоевского. Автор 7 монографий, повести «Копия», учебного пособия по курсу «Религия, культура, искусство» (выпуск первый), более 300 научных статей, редактор многих сборников работ российских и зарубежных ученых.



По поводу статьи из-за которой бурлит моя лента уже не первый день: первокурсники из элитарных школ, победители Всеросийской олимпиады написали о том, как им скучно и ни о чем в самых элитарных вузах. Некоторые из обсуждающих статью здраво заметили (формулирую очень обобщая), что университет - не школа, и подсевших на похвалу, дискуссионный драйв и тестовый адреналин выпускников элитарных школ ждет жесткая ломка - потому что они не научены сами ставить себе цели, выбирать направление деятельности, прицельно "брать", "доставать" из преподавателя и других источников знания (не потому что с этими знаниями ты будешь круче выглядеть в завтрашнем диспуте - а потому что тебе - нужно ) - а не получать их препарированными на блюдечке, как положено в школе. У них смещен локус самооценки, они не могут сказать себе "ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен - так пускай (нужное вставить)". Они привыкли наглядно побеждать - а это тот еще наркотик - и это совсем другая деятельность. Не научная.

Другие здраво же заметили, что выпускники правы, ибо иные (а в результате долгого периода малых зарплат и больших нагрузок - многие) преподаватели вуза не заботятся о качестве преподавания, которого с них "никто не спросит". Но вот вопрос - а как с них спросить? Внешних методов контроля и так выше крыши - и мы прекрасно знаем, что они не дают никакого представления о том, какое преподаватель дает образование. Их - ну, не легко, но с некоторым напряжением - все можно очень удачно сымитировать.

Ориентироваться на мнение студентов нужно с очень большой осторожностью, потому что "массовик-затейник", по описанным выше причинам, многими будет оценен гораздо выше, чем угрюмый профессор - потрясающий специалист в своей области, совсем не стремящийся развлекать. Но да - таких профессоров все меньше - и вуз все больше начинает походить на следующую ступень школы (а теперь вот это, судя по данной публикации и откликам на нее, и в общественных требованиях начинает присутствовать).

Это неизбежно - потому что университет создавался как образование для взрослых и исключительных - а теперь оно становится/уже стало массовым во всех смыслах. Но это очень жаль. Ну, значит, настоящее образование уйдет в другие места. Уже уходит. И последнее - в 19 веке профессора называли коллегой студента. В 20 веке профессора называли коллегой аспиранта. Государство недавно попробовало сделать и аспирантуру "следующей ступенью образования" - и наши аспиранты из научных сотрудников превратились в школяров. Сейчас государство пытается сдать назад, что очень похвально и, надеюсь, получится. Может, и обществу не спешить с превращением университета пусть в элитарную - но школу?

Отсюда

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Татьяна Касаткина, вузы, образование, студенчество
Subscribe

Posts from This Journal “вузы” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment