Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Полина Ермакова. "Сентиментальные иконы Лоренса Стерна" (2019)

Ермакова П.Ю. Сентиментальные иконы Лоренса Стерна: «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» и визуальная культура Европы конца XVIII — середины XIX века. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. — 182 с. : ил. ISBN 978-5-94380-273-7.

Настоящее издание посвящено роману Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» в контексте визуальной культуры XVIII–XIX веков, что позволяет сформулировать связи слова и изображения, которые были характерны для эстетики и философии этого периода. Полистилевой характер «Сентиментального путешествия», в котором присутствуют элементы не только сентиментальной эстетики, но и рококо, а также переосмысление традиций просветительского романа позволяют иллюстраторам интерпретировать образы в соответствии со стилем и интеллектуальной модой современной им эпохи. Популярность созданных Стерном образов нищего монаха, узника-видения и безумной влюбленной отражает смену эстетических и философских систем на рубеже веков и доказывает вовлеченность Стерна в философские и эстетические дискуссии последних лет Просвещения, что открывает новые перспективы в изучении творческого наследия писателя.



Оглавление

Благодарности.....9
Предисловие.....15
Глава 1. Лоренс Стерн: слово и изображение.....19
История вопроса.....19
Лоренс Стерн и художники.....27
Лоренс Стерн — «несносный наблюдатель».....31
Глава 2. Между рококо и сентиментализмом.....49
Рококо, которого не было.....49
Рококо и литература.....53
Сентиментально ли «Сентиментальное путешествие»?....57
Глава 3. Герои и портреты.....69
Дамы и кавалер.....69
Хозяин и слуга.....87
В поисках живописного.....93
Культ Лоренцо.....108
Узник-видение и визуализация заточения.....127
Женский лик Безумия.....138
Заключение.....169
Библиография.....171


Предисловие

Современные литературоведы, изучающие тексты эпохи Просвещения, все чаще выходят за рамки собственно своего предмета и обращаются к философским концепциям, произведениям искусства и другим проявлениям творческого и интеллектуального потенциала человека XVIII века. Связи литературы и философии, живописи, музыки, науки, политики позволяют формулировать общие закономерности, касающиеся истории идей и их воплощений. Диалог вербального и визуального — один из самых разработанных аспектов среди проблем взаимоотношения искусств, а объекты изучения искусствоведения и филологии даже красноречиво называют „Sister Arts“. Вербальные описания живописных полотен и архитектурных комплексов, дескриптивные модели литературы и художественной критики, способы функционирования материальных объектов в художественном произведении, книжная иллюстрация — все это из маргинальных тем превратилось в предметы особого интереса гуманитарного знания.

Особенно плодотворно междисциплинарный подход применяется к наследию эпохи Просвещения — эпохи пикториальной литературы и нарративной живописи. Беседы на картинах Ватто, образы знаменитой «шекспировской галереи» в трактовке Рейнольдса, Ромни, Фюсли и многих других английских живописцев и граверов, экфрасисы Дидро — все это, наряду с расцветом книжной иллюстрации и карикатуры, позволяет говорить об особых связях слова и изображения в эстетике эпохи. Важное значение визуальность имеет для творческого метода английского писателя Лоренса Стерна, который впервые в истории романа использовал визуальные способы развертывания сюжета. Хрестоматийные примеры особенностей типографского набора, придуманные самим автором, использование авторских рисунков, черных и белых страниц в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» давно стали предметом изучения не только литературоведов, но и искусствоведов и философов.

Но гораздо меньше внимания исследователи уделили другому роману автора.Какие образы «Сентиментального путешествия» Стерна были популярны у читателей и иллюстраторов в конце XVIII — середине XIX века? Как и почему герои «Сентиментального путешествия» интерпретировались иллюстраторами сначала в рокайльной, затем в сентиментальной или карикатурной, а позже в романтической визуальной традиции? Какое участие принимал сам Стерн в художественной и философской дискуссии последних лет Просвещения? И наконец, как поэтика произведения и творческий метод писателя соотносятся с культурой и философией его эпохи? На эти вопросы я попробую ответить в этой книге. В ходе работы над книгой я проанализировала около тысячи объектов визуальной культуры, инспирированных текстом Лоренса Стерна: живописные полотна и книжные гравюры, рисунки, вышивки, предметы декоративно-прикладного искусства — табакерки и веера, столы и стулья и многое, многое другое. К сожалению, из-за соображений авторского и музейного права не все из этих ослепительных примеров мне удалось привести в этой книге. Однако я надеюсь, что смогу заинтересовать читателя настолько, что он воспользуется любой поисковой системой и в одну секунду вызовет на экране своего смартфона упоминаемые в книге произведения.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: XIX век, XVIII век, Европа, Лоренс Стерн, Просвещение, визуальность, книги, рококо, сентиментализм, эстетика
Subscribe

Posts from This Journal “Просвещение” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment