Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Далай-лама призвал отказаться от соревнований за количественные показатели в системе образования

Далай-лама призвал с детского сада учить людей "гигиене эмоций", состраданию и альтруизму, а также отказаться от соревнований за количественные показатели в системе образования. Об этом он заявил ученым из России, Индии, Германии, Великобритании, США, Австралии и других стран на конференции в Дхарамсале. "Существующая система образования неадекватна. Большинство нарушителей спокойствия получили "блестящее образование", но оно попало во власть страха, гнева, зависти, привязанности… Ближний Восток, Сирия, Афганистан, где люди одной веры убивают друг друга, недостаток воды и еды в Африке, угроза атомной войны, глобальное потепление. Таков современный мир из-за того, что таково материалистическое образование. Оно выстраивает материалистическую культуру и не оставляет места состраданию. Людям не хватает нравственности. И понимания, что чем больше в тебе сострадания, тем больше покоя в душе", - приводит слова Далай-ламы РИА Новости.



Конференция "Образование в 3-м тысячелетии" не случайно проходит в эти дни в Дхарамсале, где расположена резиденция Далай-ламы. Он лично поддержал инициативу группы философов образования и педагогов, решивших в течение ближайших трех лет созвать Всемирный форум из 600-700 специалистов и принять к 2021 году декларацию о новых подходах к образованию и соответствующее руководство для преподавателей. По словам Далай-ламы, этот проект специалистов в области образования свидетельствует, что они понимают неадекватность существующей системы, и это вселяет надежду на ее изменение.

"Если, как установила наука, базовая природа человека - сострадательная, если мы сознаем, что наше выживание как "общественных животных" зависит от благополучия друг друга, человеческого сообщества, то почему мы сталкиваемся сегодня с такими глобальными проблемами (войны, атомные бомбы, растущее неравенство, потепление климата)? Почему не преуспеваем с создании счастливого мира? Потому что таково образование. В школах мало что говорят сегодня о базовых ценностях человека, о том, что ведет к покою ума и подлинному счастью. А современная так называемая "система образования" берет свое начало на Западе", - добавил Далай-лама и рассмеялся, глядя на западных ученых.

Он напомнил, что когда-то давно на Востоке образованием занимались преимущественно монастыри. Но с появлением индустриализации и на Востоке стали создавать ориентированные на экономику образовательные учреждения – дающие иные знания и навыки. И вначале, когда эти направления образования развивались параллельно, "все было сбалансировано". Но с течением времени этот баланс был утрачен вслед за Западом и на Востоке, отметил Далай-лама. "Сейчас мы видим, что большие монастыри-университеты как таковые на Западе пустуют. Потому что сегодня все взгляды устремлены к так называемой современной системе образования. А это образование по большей части ориентировано на материальные ценности, реализацию экономических интересов", - констатировал Далай-лама.

Выпускники современных учебных заведений разного уровня, по наблюдениям духовного лидера, не знают, как справляться с негативными эмоциями, что делать со страхом, пожирающим иммунную систему, с гневом, завистью, привязанностью, как обрести мир в душе. И сталкиваясь с подобными проблемами, они прибегают к алкоголю, наркотикам и суициду. "Сегодня в образовательные процессы необходимо включить уроки построения мира в душе и развития внутренней силы. С детского сада надо преподавать гигиену эмоций (как преподается гигиена тела). Человеку нужно, прежде всего, объяснять, как устроен его внутренний мир, сознание, как его счастье связано с благополучием всего 7-миллиардного населения планеты", - убежден Далай-лама. В основе этих уроков, по его словам, должны лежать сострадание как забота о благополучии других и альтруизм, отход от эгоцентризма.

Эксперимент по "внедрению в систему образования базовых человеческих ценностей" начался несколько лет назад, и закономерно – в Индии, сообщил Далай-лама. По его словам, здесь даже не идет речь о чем-то новом, а скорее – о возрождении древней мудрости. Ахимса (ненасилие), сострадание и умение управлять эмоциями были базовыми принципами в индийском обществе и соответственно образовании еще много веков назад. Особенно развили эту философию учителя древнеиндийского монастыря-университета Наланда. "Нужно возродить древнеиндийскую мудрость, знания о том, как управлять отрицательными эмоциями, и затем соединить эти знания с современными научными", - считает Далай-лама. Тогда, по его словам, мир получит пример построения правильной системы образования, ведущей человека и общество к гармонии и счастью. А то, что проблемы можно решать без насилия, в недавнем прошлом, по его словам, доказали Махатма Ганди, Нельсон Мандела и Мартин Лютер Кинг.

В Дхарамсале на базе государственного колледжа планируется проводить курсы переподготовки учителей, которые включают и введение в упомянутую древнеиндийскую философию, и светскую этику, и ряд других дисциплин новой парадигмы образования. Кроме того, в Индии уже подготовлена соответствующая учебная программа для начальных классов, вводящая в древнеиндийскую философию, и в настоящее время составляется программа для старшеклассников. Она будет введена в ряде школ в качестве эксперимента.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Далай-лама, буддизм, вузы, образование, самоубийство, эмоции
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo philologist june 19, 15:59 3
Buy for 100 tokens
С разрешения издательства "Кучково поле" публикую фрагмент из книги: Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца. 1721–1726 / вступ. ст. И.В. Курукина; коммент. К.А. Залесского, В.Е. Климанова, И.В. Курукина. — М.: Кучково поле; Ретроспектива, 2018.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments