Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

"Мы хотели, чтобы дети сразу оказались в эпицентре мировых событий". Давид Ян о школе будущего "Айб"

Из интервью председателя совета директоров группы компаний ABBYY Давида Яна Юлии Варшавской. полностью всю беседу можно прочесть на сайте Forbes.



- Давайте поговорим про социальную ответственность бизнеса. Forbes, например, уже второй год подряд составляет список миллионеров­филантропов. По вашим наблюдениям, бизнес в России начал думать о более высоких ценностях, чем деньги?

- Мне бы хотелось так думать. По крайней мере, я вижу эту тенденцию вокруг себя. И я всех пытаюсь убедить дать денег в нашу школу «Айб», и многие согласны. У нас уже около 200 донаторов нашего образовательного проекта «Айб». Мы называем ее гимназией будущего или другими громкими словами. Много лет назад нам — мне и моим друзьям из физтеха и физмат школы — пришла идея вернуть моральный долг нашей школе, благодаря которой мы стали олимпиадниками, поступили на физтех, что сыграло огромную роль в последующем развитии каждого из нас. Мы решили, помимо помощи нашей физмат школе, сделать свою собственную, частную, и в течение нескольких лет мы изучали лучшие методики образования во Франции, Германии, США, Финляндии, России. В конечном счете, мы построили здание, где уже учится более 400 детей. Это победители различных международных олимпиад, которые потом поступали в лучшие вузы мира: Беркли, Стэнфорд, Физтех, MIT, МГУ.

Получилась именно такая школа, как нам хотелось. Там есть какие-то трубы, по которым дети могут спускаться с одного этажа на другой, там есть фаблаб, созданный вместе с MIT, где есть 3D – принтеры, струнные каттеры, лазерные каттеры, можно делать реальных роботов, в том числе и летающих. Там есть всевозможные курсы: от лепки до робототехники. Нам хотелось добиться оптимального сочетания технологий, искусственного интеллекта и одновременно разных видов искусств: изобразительного, прикладного, музыки. В общем, дети от первого класса до двенадцатого там учатся. В старших классах у них гибкая программа: есть обязательный состав уроков, а есть факультативы, которые ученик должен выбрать сам. Фактически обучение идёт по индивидуальному графику, наши учителя — это преподаватели Высшей школы без предыдущего опыта в средней школе. Мы хотели, чтобы действующие физики, биологи давали физику и биологию, которая действительно востребована в современном мире. И это касается не только точных наук: «Creative writing» у нас на английском преподает известный американский писатель. Мы хотели, чтобы дети сразу оказались в эпицентре мировых событий, и в какой-то мере это нам удалось. Я испытываю большой душевный подъем, когда приезжаю туда.

- Как туда попасть?

- Надо сдать экзамены. После того как студент проходит по баллам, начинается изучение его финансовой ситуации: может ли он оплачивать обучение (порядка $6000 в год). Если нет, начинается поиск финансовых средств от другого нашего фонда, который финансирует талантливых студентов. Иногда непросто, конечно, туда попасть, нам постоянно приходится отказывать людям, которые считают, что их дети должны поступать куда угодно «по звонку».

- И вы так и говорите министру: «Нет»?

- Да, конечно. Не я лично, у нас есть специальная комиссия из состава попечителей фонда. И они постоянно кому-нибудь отказывают. У нас не поступают даже дети самих учредителей и донаторов, никаких поблажек нет. Если сын министра оказался очень умным — пожалуйста. Если он сдал экзамены, нам уже неважно, чей он ребенок. А если не сдал — извините. Даже люди, которые вкладывали в школу сотни тысяч долларов, не могут сделать так, чтобы их ребенок прошел с какими-то поблажками. Если мы будем снижать уровень образования, мы докатимся до обычной школы.

- Помимо образовательной истории как вы в целом определяете, что такое социальная ответственность? И зачем лично вам это нужно?

- На самом деле, если почитать Роберта Сапольски (у него есть книга «Биология добра и зла»), ты понимаешь, что нет ничего такого во всех этих высокопарных словах про смысл жизни, про добро. Просто так устроен наш организм. Эмпатия является эволюционно встроенной функцией, у нас вырабатывается лептин, окситоцин, дофамин. У некоторых они вырабатываются от того, что они делают добро, у других тоже вырабатываются, но в меньшей степени. Вот и все. Искать какие-то высшие материи в этом не нужно. Там есть такой пассаж в книге: сделать социальную ответственность имиджево привлекательной полезно, потому что тогда люди, у которых вазопрессин с окситоцином не очень сильно вырабатываются, зато у них вырабатывается дофамин от достижения цели, начинают фактически заниматься благотворительностью не оттого, что у них развита эмпатия, а потому, что у них гордыня. Я, конечно, очень утрирую, но какая разница, почему эти люди делают хорошие вещи: потому что они добрые или от того, что испытывают свою значимость? Дают детям деньги — ну и ладно, бог с ними. Для меня это просто удовольствие. Даже не удовольствие, а кайф. Мне просто на физическом уровне будет приятно от того, что будет больше социальных проектов, больше детишек будут лечиться от болезней, больше талантливых ребят получат лучшее образование. И мне приятно, и многим людям на самом деле приятно.

- Помимо удовольствия, это становится еще и важной составляющей репутации — как отдельного человека, так и компании?

- Значит, на это есть запрос общества. Значит, так устроен текущий виток развития. Ведь мы как общество являемся гигантским организмом, да? Если раньше мы были какими-то отдельными «бактериями» в виде деревни или города, то сейчас мы образовались в супермегагигантский организм, пронизанный нервными клетками, аксонами социальных сетей, медиа. Теперь мы чувствуем друг друга на расстоянии, мы ставим лайки — это ведь как синапсы, передающие импульсы информации через пространство и через миллиарды людей, которые соединены нейросетью. И у каждой крупной организации появляются свои законы, в нашей сейчас поощряется социальная активность. Прекрасно, это очень интересно.

Это не значит, что так будет всегда. Все развивается по спирали, через какое-то время курс сменится. И точно так же, как и сейчас мы видим определенную активность, связанную с гендерным равенством, в следующий период развития общества вдруг станет понятно, что все это приведет к исчезновению различий между мужчинами и женщинами до такой степени, что это начнет угрожать человечеству. И все развернется: так сексуальная революция 1960-х обернулась пуританским обществом 1970–1980-х. Общество, как очень сложный организм, все время пытается найти некую зону комфорта. Уж точно она находится где-то в области гуманизма. Я бы очень хотел надеяться, что так оно и есть, что люди смогут противостоять милитаризму.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Давид Ян, бизнес, образование, школа
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo philologist 13:42, Понедельник
Buy for 100 tokens
39-летний губернатор Новгородской области Андрей Никитин (возглавляет регион с февраля 2017 года), в отличие от своего предшественника Сергея Митина, известен открытостью в общении с журналистами и новгородскими общественниками. Он активно ведет аккаунты в социальных сетях и соглашается на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments