Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Б.А. Ерзнкян, О.П. Иванова. Новгородская область: стратегические риски и вызовы развития

Ниже размещена статья доктора экономических наук, профессора, руководителя лаборатории Центрального экономико-математического института РАН Баграта Ерзнкяна и доктора экономических наук, профессора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Ольги Ивановой "Новгородская область: возможности и результаты реагирования на стратегические риски и вызовы развития". Статья опубликована в журнале "Инновации и инвестиции", 2019. №8.


В центре слева - губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Фото: vk.com/nikitinandrey2017

В условиях усложнения экономической ситуации, системной несбалансированности регионального развития, снижения уровня инвестиций, расширения спектра взаимосвязанных негативных факторов усиливаются вызовы и усложняются задачи перед системой регионального управления. Оценка результативности реагирования на стратегические риски и препятствия экономическому развитию Новгородской области проведена при комплексном использовании анализа ключевых показателей социально-экономического развития региона и систем рейтингов. Для проведения оценки избраны показатели: рост промышленного производства, душевой внутренний региональный продукт, инвестиционный климат, уровень безработицы, объемы ввода и доступности жилья, уровень криминогенности, эффективность управления регионом и другие. Рассмотрены применяемые в Новгородской области меры регионального управления, способствующие решению социально-экономических проблем, а также механизм, обеспечивающий улучшение инвестиционного климата в регионе региона. Результаты могут быть использованы в региональном
управлении, в процессе отбора эффективных управленческих решений, направленных на оздоровление депрессивных регионов.


Кризисные явления в экономике РФ стали непростым вызовом для управления регионами. Российскими учеными отмечается, что «все уровни власти вынуждены адаптироваться к сжатию финансовых ресурсов». Устойчиво экономическое неравенство регионов, имеет место территориальная поляризация промышленного развития, уровень инвестиций в основной капитал остается почти вдвое меньшим в сравнении с 1999-м годом, причем пространственная поляризация инвестиций сильнее, чем внутреннего регионального продукта. Лидеры по инвестициям не меняются с 2008 года. Отмечается дифференциация по таким показателям как валовой региональный продукт, основные фонды в экономике, диспропорции в уровне жизни населения и развитии инфраструктуры в регионах. Кризисные явления 2014–2016 гг. выявили структурные проблемы российской экономики, диспропорции уровня социально-экономического развития территорий и социального расслоения населения. В целом современная ситуация характеризуется медленным ростом/стагнацией экономики, зависимостью региональных бюджетов от трансфертов, спадом доходов, высоким уровнем бедности населения. Член-корр. РАН Клейнер Г.Б. выделяет проблему системной несбалансированности российской экономики, значительный разброс регионов по степени сбалансированности, высокую долю структурно несбалансированных регионов и отмечает, что перекосы в системной структуре субъектов РФ должны преодолеваться за счет целенаправленной региональной экономической политики.

Препятствиями региональному экономическому развитию называют не только санкционную политику Запада, институциональные ловушки, волатильность нефтяных цен и курсов валют, но и сильные разрывы в уровне развития регионов, межрегиональную миграцию, обусловливающую недостаток квалифицированной рабочей силы в отдельных регионах. В целом, усложнение экономической ситуации, увеличение спектра взаимосвязанных негативных факторов приводит к усилению вызовов и усложнению задач перед системой регионального управления. На примере Новгородской области оценим возможности и результаты адекватного реагирования на указанные вызовы и задачи. Новгородская область имеет индустриально-аграрную специализацию, располагаясь на расстоянии 192 километров и 547 километров от Санкт-Петербурга и Москвы соответственно, что обусловливает роль области как транспортно-логистического, а также производственно-экспортного центра. Новгородская область во второй половине 1990-х годов стала одним из первых регионов-лидеров по привлечению иностранных инвестиций, созданию благоприятного инвестиционного климата. Включает в себя один городской округ и 21 муниципальный район, в состав которых входят 19 городских поселений и 101 сельское поселение.

Общее число муниципальных образований составляет 142. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3696 сельских населенных пунктов. По данным Новгородстата численность населения на начало 2017 г. – 612,5 тыс. жителей, на начало – 2019 г. – 600,3 тыс. чел. Количество хозяйствующих субъектов на 1 января 2017 г.: 15762 предприятия и организации и 15837 индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2019 года - 13715 и 16190 соответственно. Губернатор Новгородской области С. Митин досрочно сложил полномочия 13 февраля 2017 года. С февраля 2017 года область возглавляет А.С. Никитин. Новому губернатору досталась область, имеющая накопленный багаж проблем. К стратегическим вызовам и рискам развития Новгородской области относятся не только недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствие благоприятных предпосылок для развития инновационных отраслей, секторов «умной» и цифровой экономики, ограниченность бюджетных ресурсов для осуществления инвестиционных расходов, но и накопленная высокая закредитованность областного бюджета, риск несбалансированного развития территории, роста разрыва в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, стагнация темпов роста инвестиций в экономике страны, нарастание конкуренции между регионами за инвестиции.

В 2015 году Новгородская область отнесена исследователями, при использовании эксплораторного факторного анализа, к экономическому кластеру регионов, характеризующемуся так: «позитивно влияет лишь природный фактор, отставание в производственной сфере, общие тенденции в развитии негативны». Удается ли справляться с таким набором застарелых проблем и вывести непростой регион за два года в число областей, способных демонстрировать не только желание развиваться? Есть ли показатели того, что получается переломить негативные тенденции в развитии региона и формировать базу для развития в условиях непростой экономической ситуации в стране?

Для акцентирования внимания на ключевых проблемах обратим внимание на ключевые темы, обсуждавшиеся в ходе встреч губернатора Никитина А.С. с президентом РФ Путиным В.В. В 2017 г. это: развитие туризма, поддержка индустрии, связанной с переработкой, привлечение инвесторов в регион, развитие дорожной сети, проблема низкой доступности здравоохранения для жителей, состояние коммунальной инженерной инфраструктуры, аварийное жильё, водоснабжение населенных пунктов, сложности с региональными финансами. В 2018 году - реконструкция социальной инфраструктуры, строительство спортивной инфраструктуры, создание условий для занятий физкультурой и спортом, городская среда. В 2019 году - поддержка молодых семей, уровень заработной платы в социальной сфере, реализация нацпроекта «Здравоохранение». Ответом губернатора на это стали приоритеты, обозначенные в ежегодных отчетах (посланиях) перед депутатами регионального законодательного собрания и жителями региона.

Так, в 2017-2018 гг. и в начале 2019 г. выделяются темы: ремонт дорог, благоустройство и развитие пассажирского комплекса на станциях Чудово-Московское и Окуловка, повышение зарплат в бюджетной сфере, строительство образовательной и спортивной инфраструктуры, реконструкция водоочистных сооружений, строительство газопроводов в Новгородском, Валдайском и Окуловском районах, повышение туристической привлекательности и инвестиционного потенциала региона, создание и модернизация не менее 10 000 рабочих мест, поддержка местных инициатив, борьба с бедностью исо смертностью, привлечение особо востребованных медицинских специалистов из других регионов, реконструкция школ, запуск Новгородского Кванториума, проект «Народный бюджет» (участие жителей в обсуждении вопросов распределения муниципальных бюджетов), восстановление позиций Великого Новгорода как центра современной электроники, создание на территории Новгородской области индустриальных парков, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах, новые железнодорожные маршруты: «Великий Новгород — Нижний Новгород» и «Санкт-Петербург — Великий Новгород — Калининград».

Итак, это заявления и планы. Что удалось достичь за 2 года? Важно не только оценить ключевые показатели социально-экономического развития региона, формирующие базис для оздоровления региональной экономики и благополучия жителей (такие как рост промышленного производства, душевой внутренний региональный продукт, инвестиционный климат, уровень безработицы, объемы ввода и доступности жилья, уровень криминогенности, эффективность управления регионом и др.), но и определить позицию региона среди других субъектов РФ. Поэтому обратимся к рейтингам. Рейтинг – величина, характеризующая субъект и дающая возможность при сравнении с другим таким же субъектом оценить превосходство в конкурентной среде. Русскоязычным эквивалентом термина «рейтинг» можно считать слово «сила». Главное назначение рейтингов – обеспечение информационной прозрачности общества, содействие расстановке субъектов в сфере деятельности по ключевым факторам успешности. Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства РИА Рейтинг медиагруппы МИА «Россия сегодня», представленной в аналитическом бюллетене «Социально-экономическое положение регионов РФ – итоги I квартала 2019 года» Новгородская область вошла в число регионов-лидеров по индексу промышленного производства в 1 квартале 2019 года (рис.1).


Рис. 1. Регионы-лидеры по индексу промышленного производства в 1 квартале 2019 года

По мнению Зубаревич Н.В., Новгородская область - в числе относительно развитых регионов по размеру душевого валового регионального продукта с корректировкой на цены (рис.2).


Рис. 2 – Душевой ВРП с корректировкой на цены, в % к среднему по РФ

Рост промышленного производства в Новгородской области – вполне объективная реакция предпринимателей на улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, показатель доверия власти в ответ на предпринимаемые ею усилия по созданию среды, способствующей приращению производственного потенциала и построению взаимовыгодных связей предприятий в межрегиональном пространстве. Подтверждением этого стало 14-е место Новгородской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив (29 позиция в 2018 году). По данным Новгородстата, в 2018 году объем инвестиций в основной капитал производственной и социальной сферы области составил 59629 млн. руб. Привлеченные средства – более 48%. Имеет место важный тренд - частные инвестиции начинают заменять бюджетные в структуре региональных финансов.

Это означает, что частные инвесторы, вкладывая ресурсы в создание новых и развитие существующих в области предприятий, демонстрируют отсутствие опасения инвестировать в бизнес на территории региона, способствуя и повышению инвестиционной привлекательности Новгородской области в целом. Об этом свидетельствуют также проекты и соглашения, достигнутые в ходе в рамках Петербургского международного экономического форума 6-9 июня 2019 года. Так, в частности, подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству завода торрефицированных пеллет (ООО «Сила Природы»), общий объем инвестиций в проект – не менее 900 млн. руб. Пеллеты будут производиться из отходов деревообработки и несортового леса. Предприятие разместится в Маловишерском районе. На нем будет создано не менее 20 новых рабочих мест.

Проект по созданию производства планирует реализовать компания АО «НОВХИМСЕТЬ». АО «НОВХИМСЕТЬ» планирует построить завод с общим объемом инвестиций в 120 млн. руб. Согласно документу будет создано не менее 30 новых рабочих мест. Боровичский комбинат огнеупоров инвестирует в обновление оборудования 206 млн. руб. Модернизации подвергнется оборудование цеха сталеразливочного припаса. В нем будут созданы новые и модернизированы существующие потоки подачи сырья, установлены два дополнительных и модернизирован существующий пресс. Предприятие планирует организовать не менее 20 новых рабочих мест до 2020 года. В рамках соглашения инвестор берёт на себя обязательства по уплате налогов в консолидированный бюджет Новгородской области в общей сумме не менее 10 млн. руб. в год, начиная с третьего года от начала реализации инвестиционного проекта.

Группа «Акрон» инвестирует в развитие производства в Новгородской области более 14 млрд. руб. Часть из них связана с модернизацией действующих мощностей агрегата «Аммиак-4», агрегата «Карбамид-6», агрегатов аммиачной селитры и сложных удобрений NPK. Кроме того, на новгородской площадке «Акрона» будут построены новые агрегаты азотной кислоты, установка гранулирования карбамида и производство кальциевой селитры (CN). В 2019 году на новгородской площадке будут пущены новые агрегаты азотной кислоты и установка гранулирования карбамида. К 2020 году «Акрон» планирует ввести дополнительные мощности, что позволит создать новые рабочие места, тем самым содействуя социально-экономическому развитию региона.

Инвестиционный проект по строительству завода соевого изолированного белка будет реализован ООО «Инвест-Органик». Его стоимость - 4 млрд. 602 млн. руб. Предприятие разместится в поселке Угловка Окуловского района. На новом предприятии в течение 10 лет будет организовано не менее 487 новых рабочих мест. В Новгородской области появится текстильный промышленный комплекс. Инвестором выступает ООО «Евразия Телеком Групп». В создание производства компания планирует вложить 1 млрд. 300 млн. руб. Продукцией комплекса станут полиэфирные волокна и контактные ленты. На предприятии будет создано не менее 120 новых рабочих мест.

Следует выделить также заключение подписание губернатором Андреем Никитиным и гендиректором «Россети Северо-Запад» Артемом Пидником соглашения о взаимодействии при цифровизации электросетевого комплекса региона. Развитию туризма и межрегиональных связей способствует подписание соглашения между Федеральным агентством по туризму и правительствами Тверской, Московской, Ленинградской, Новгородской областей о сотрудничестве по развитию межрегионального проекта «Государева дорога».

Согласно данным ГОАУ «Агентство развития Новгородской области» о привлечении частных инвестиций для создания новых рабочих мест на территории Новгородской области в течение 2018 года в адрес этого Агенства поступило более 200 обращений потенциальных инвесторов. В общем реестре Агентства находится 78 инвестиционных проектов на общую сумму более 68 млрд. руб. и количеством вновь создаваемых рабочих мест – 3 289. Уже 56 инвестиционных проектов находятся в активной инвестиционной фазе, общий объём инвестиций 37 094 млн. руб. Всего в Новгородской области в 2018 году стартовало 48 инвестиционных проектов, общим объемом вложенных инвестиций около 45 млрд. руб. и количеством запланированных к созданию рабочих мест – 2 316.

Какие управленческие решения позволили усилить инвестиционную активность в регионе? За 2018 год в 10 раз снизили пороги для признания проектов стратегическими и приоритетными, одновременно предложив инвесторам возможность выбора вариантов получения льгот, и получили отклик – в 2 раза больше обращений за льготами в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Особенность предложенного механизма в том, что он является реальным инструментом развития малонаселенных территорий. Если ранее стратегическим проектом, который может получить льготы на 7 лет, мог считаться инвестиционный проект стоимостью 1,5 млрд. руб., то в настоящее время на территории районов с численностью населения менее 5 тысяч человек (например, Волотовский, Маревский, Поддорский), статус стратегического проекта сможет получить проект стоимостью 80 млн. руб., а в сфере сельского хозяйства и молочного животноводства –50 и 30 млн. руб. соответственно. Особо значимыми результатами проводимой экономической политики становятся изменения в социальной сфере. Обратимся к данным статистики.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Новгородской области в январе - мае 2019 года, по предварительным данным, составила 30885,4 рубля и увеличилась по сравнению с январем - маем 2018 года на 4,6%. По данным Росстата величина прожиточного минимума (ВПМ) в Новгородской области в 2018 году на 4,8% выше, чем в среднем по РФ, по ВПМ Новгородская область в СЗФО занимает 10-е место. В РФ ниже среднедушевого денежного дохода имеет 64,9% населения, в Новгородской области – 62,3%, ниже модального среднедушевого дохода в РФ – 22,3%, в Новгородской области – 26,5%. Уровень безработицы в регионе в 2016 г. – 4,9%, в 2017 г. – 4,7%, на конец июня 2019 г. – 3,1%.И это ниже, чем в среднем по РФ. В рейтинге регионов России по вводу жилья Новгородская область заняла 37 место: ввод жилья в 2018 г. составил 0,438 кв. м общей площади на человека, объем ввода жилья увеличился за 2018 год на 14,2%. А по рейтингу доступности покупки семьями жилья в ипотеку в регионах России – 2019 Новгородская область занимает 28 место. Доля семей, которые могли купить квартиру в ипотеку в 2018 году – 33%, а в 2017 году – 24,1%.

В Новгородской области реализуется ряд проектов, влияющие на рост доходов населения: проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей)», проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»», проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек в Новгородской области».

Новгородская область входит в топ-10 наиболее благополучных регионов по рейтингу криминогенности (по данным за февраль 2019 года). Цель данного рейтинга Института региональных проблем — выявление факторов криминогенности и изучение степени их влияния на инвестиционную привлекательность регионов и уровень жизни, а также прогноз дальнейшего развития ситуации. Экспертами отмечается, что удельные показатели экономической преступности в целом ниже среднероссийского уровня, а положительным является сохранение в Новгородской области в феврале 2019 года тренда на рост реальных доходов населения (в абсолютном выражении реальные доходы пока остаются несколько ниже среднего по стране) и тренда к снижению безработицы (и ранее находившейся на сравнительно низком уровне).

Благополучие региона сопряжено с развитой инфраструктурой, в том числе транспортной. Что меняется в этой сфере? В 2017 г. нормативам соответствовало состояние 26% дорог в Новгородской области. По итогам 2018 года этот показатель удалось увеличить до 42%. В данное направление вложено более 4 миллиардов рублей в общей сложности, в нормативное состояние приведено более 2000 километров дорог. В настоящее время новые маршруты связали областной центр со многими регионами страны. Другим важным аспектом сотрудничества Андрея Никитина и его управленческой команды с РЖД стало развитие внутрирегионального железнодорожного сообщения и возрождение вокзальных комплексов сразу в нескольких муниципальных районах, находящихся вдали от Октябрьской железной дороги.

Стратегическая цель развития Новгородской области заключается в обеспечении достойного уровня жизни каждого жителя региона и достижения устойчивого экономического роста. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики определен «образ будущего» региона и сформированы 4 вектора развития, которые являются стратегическими приоритетами развития региона к 2025 году: «Регион – промышленный центр для экспорта»; «Регион – университет»; «Регион – центр национальной истории и идентичности»; «Регион – экологический оазис, центр отдыха и оздоровления». Является ли такое сочетание приоритетов эффективным для развития области? Рассмотренные позиции в рейтингах и социально-экономические показатели региона свидетельствуют о взвешенном и правильном подходе к формированию экономической стратегии и политики в регионе. Расстановка приоритетов, последовательное, планомерное решение проблем позволяет надеяться, что власти региона удастся достичь намеченных планов даже в условиях общероссийских вызовов. Сочетание приоритетов отражает стремление использовать и развивать разные конкурентные преимущества (имеющиеся («регион – центр национальной истории и идентичности») и создаваемые вновь («регион – университет»)).

Об эффективности регионального управления позволяет судить результат шестого рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций. Так, в частности, оценивая влияние замены губернаторов на эффективность власти, отмечено, что высокие позиции по-прежнему занимает А.Никитин, который за год продемонстрировал позитивную динамику. Шестой рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), - интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2018 года.

В рейтинге Агенства политических и экономических коммуникаций влияния глав субъектов РФ (Российские регионы и региональная политика в июне 2019 года) Никитин А. занимает 24 позицию (сильное влияние) со средним баллом 5,48. Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты. Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85). В заключение следует отметить, что в условиях влияния кризисных явлений регионы РФ, в данном случае Новгородская область, демонстрирует обоснованные управленческие решения и экономическую политику. Путем первоочередных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, решению социальных проблем, развитию человеческого капитала формируется основа промышленного роста, увеличения доходов и благосостояния жителей, обеспечения сбалансированности региональной экономики.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Андрей Никитин, Новгородская область, инвестиции, регионы, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская область” Tag

promo philologist december 1, 02:08 1
Buy for 100 tokens
Робин Гуд / Изд. подг. В.С. Сергеева. Пер. Н.С. Гумилева, С.Я. Маршака, Г.В. Иванова, Г.В. Адамовича и др. — М.: Наука; Ладомир, 2018. — 888 с. (Литературные памятники). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments