Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Ирина Кибина об университете будущего: "Место, где генерируются новые знания и идет проверка идей"

Преподаватель ряда топовых вузов и эксперт по эффективному сотрудничеству, разрешению конфликтов и эффективной коммуникации Ирина Кибина написала специально для моего блога колонку о российском высшем образовании, его проблемах и задачах. В 1996-2000 гг. она работала вице-мэром Великого Новгорода и заместителем председателя городской Думы, в 2008-2009 гг. - директором управления по связям с общественностью «Сбербанка», в 2010-2013 гг. - вице-президентом по связям с общественностью «ТНК-ВР Холдинг», в 2014-2017 гг. - заместителем генерального директора Компании Rusatom Overseas.



О кризисе высшего образования и падении доверия к нему. Сохранятся ли университеты в будущем

Как работодатель с 20-летним опытом поиска, выращивания и развития сотрудников, тоже испытываю дефицит доверия к нашей системе высшего образования. Хотя, конечно, не все так плохо. Давайте немного вспомним историю: первый университет или учебное заведение, похожее на университет, был открыт в том же году, который считается датой первого упоминания о Великом Новгороде – в 859. Его в Марокко открыла одна очень умная и дальновидная женщина, Фатима Аль Фихри.

Первый европейский университет – Болонья, 1088. За это время случалось столько кризисов, войн, революций, а потребность в месте, где собираются преподаватели и студенты, где устанавливаются долгосрочные отношения и рождается дружба, осталась. И она никуда не денется, в этом и есть главная миссия университетов - собирать тех, кому есть, что передавать молодым, и тех, кому эти знания важны и нужны. При этом в обозримом будущем эта «ламповая» потребность периодически собираться вместе в центрах концентрации знаний никуда не денется. Хотя устаревшие программы обучения, аудиторные формы и прочие рудименты и атавизмы системы высшего образования очень расстраивают, и я это разочарование достаточно часто испытываю, когда встречаюсь с кандидатами.

Насколько высшая школа отвечает запросу современного студента и социума

Наше общество сейчас переходит в новое агрегатное состояние под воздействием технологий, которые сделали возможной почти мгновенную доставку информации. Скорость обмена информацией заставила мир меняться. Более того, «цифровые организмы», если так можно их назвать, сами начинают создавать знания, занимая место, которое по определению принадлежало самым умным «белковым» генераторам идей – интеллектуальной элите общества. Поэтому медленное и плавное течение дел в университетах более не отвечает запросам студентов. «Вы не обязаны меняться. Выживание — дело добровольное» - эта мысль в условиях жесткой конкуренции за право быть источником знаний для их ищущих очень применима и к высшему образованию как системе.

Какую роль университеты будут играть в ближайшем будущем

На наших глазах университеты из места – источника дипломов будут превращаться в объединенные офлайн-онлайн платформы, позволяющие каждому найти свою форму и содержание пакета информации и навыков, которые немедленно нужны и важны именно сейчас. При этом факт получения «длинного» диплома действительно все менее важен. Жизненный успех нынешних 20-летних все менее связывается с названием должности, в нашем мире вопрос «Чем/каким проектом занимаешься?» уже гораздо чаще задается, чем «Кем работаешь?».

Лет 15-20 назад «корочки» крутого университета действительно давали большие преимущества. При этом статус университета был важен и для семьи («Как же ребенок из приличной семьи может быть без диплома одного из ведущих университетов?»), и для студента (статус в группе ровесников), и для первого работодателя. Что скрывать, во многих организациях все еще есть отбор на входе не по профилю, что понятно, а именно по названию. Кроме того, ВУЗ – это возможность для юношей не идти в армию. Обе эти задачи, которые все еще решают заведения высшего образования, никакого отношения к получению знаний не имеют.

Дают ли в вузах те знания, которые помогают состояться в жизни

Современные российские ВУЗы, в силу своей инертности и отдельно – стиля государственного руководства ими, не отвечают на те вызовы, которые социум формулирует для молодых людей. Более того, в высшей школе сейчас не дают то образование, которое необходимо для социального успеха в современном и будущем обществе. Рискну сказать больше – и не будут давать, потому что одного университетского образования для успеха в современном мире мало. Надо самостоятельно строить траекторию и составлять программу своего развития, принимая на себя ответственность за постоянный личный «апгрейд».

Многие наши вузы – это место, где студенты пережидают этап затянувшегося жизненного выбора: после школы не знали, что выбрать, армия не прельщает, вот и идут в ближайший вуз на факультет, где недобор… А у действительно современного университета - другие функции. Это- место, где генерируются, обобщаются и концентрируются новые знания, где идет проверка идей, обсуждение, мозговые штурмы, практическое тестирование, где идет активный первоначальный нетворкинг. Здесь обязательно должна идти наработка нового. Отвечают ли наши университеты на этот запрос, особенно региональные? Мягко скажу, что не вполне.

О государственной политике в сфере высшего образования

Мне со стороны кажется, что все руководство высшим образованием сейчас сосредоточено вокруг тактических решений, по крайней мере, так все смотрится со стороны работодателя, желающего вкладываться в развитие сотрудников. Сами учебные заведения тоже стараются не нарываться на неприятную обратную связь, не ввязываться в большие проекты перемен. Так все и движется по принципу «на мой век хватит, а там пусть другие решают», предлагаются преимущественно готовые, уже созданные, коробочные решения даже под целевые короткие программы, у которых есть заказчик с деньгами.
Одна из обязательных функций университета – это наука, поиск открытий и новых решений для текущих и перспективных проблем. Там, где нет хорошей качественной академической школы, нет жажды открытий и нет исследований, не будет притяжения любопытных, не будет качественных студентов и всего остального.

Вузы сегодня становятся площадками и участниками инфошоу

Кратковременный информационный хайп и связанное с этим любопытство и притяжение – это совсем другое, это не образование, а, скорее, развлечение. В качестве «перебивки» в процессе серьезной работы для студентов это полезно. Но шоу могут разве что привлечь внимание, пробудить некий интерес, помочь сделать рывок в личном образовании и развитии они не могут. Несколько лет серьезной работы над собой на старте карьеры, думаю, невозможно заменить сотней просмотренных роликов на youtube. Личные исследования и участие в научной работе – это абсолютный must.

Об издержках бюрократизации

Уровень нагрузки ненужной отчетностью и требованиями по соблюдению правил документооборота – чрезмерный. Откуда я это знаю? Мы как частный бизнес предлагали и разрабатывали с одним из вузов программу обучения для женщин, которые хотели бы после нескольких лет отсутствия на работе вернуться «из дня вчерашнего в день сегодняшний». Количество документов для открытия и развития этой программы потребовало таких усилий, что вся программа стала неинтересной людям-практикам, которые до этого были готовы ее поддержать. Плюс затраты на администрирование программы оказались просто неподъемными, искать инвестора под оплату бумагооборота и «услуг вуза», да-да, была и такая строка расходов, в размере, равном стоимости учебного процесса – дорога в никуда.

Инвестирование в современные вузы

В бизнесе есть элементарное правило: в неэффективные проекты и бизнес-процессы инвестировать нельзя. Поэтому, как мне кажется, простым увеличением финансирования проблемы высшего образования не решить. Проблема финансирования делится на 2: финансирование того, что есть, и прежде всего, людей – ученых, преподавателей, работающих в системе, и создание нового. Даже если система устарела, неэффективна, нельзя работающим людям платить гроши и ждать, когда они сами уволятся. На любые перемены нужна воля. Вот ее - мало.

Какие меры позволят университетам развивать научные исследования и давать знания, необходимые сегодня? Ослабление контроля через установление лимитов, ниже которых администрировать дороже, чем делегировать, поощрение инициативы, поддержка талантов среди и преподавателей, и студентов, поддержка исследований с освобождением от макулатурооборота отчетности и прочей ерунды, создание равных или лучших возможностей для науки и преподавания, чем в других центрах исследований – это все очевидные шаги, без которых просто никакие улучшения невозможны. Да, и еще раз - убрать гильотину мелочного контроля, подозрительности и презумпцию виновности в неправильно поставленных закорючках как признаке преступления.

Самые важные функции университета

Университет недавнего прошлого:

1. Место, где студенты получают дипломы

Современный университет:

1. (Физическое) Место, где накопленные и обобщенные знания передаются студентам разного профиля и в разных формах.
2. (Физическое) Место, где генерируются, обобщаются и концентрируются новые знания, где идет проверка идей.
3. (Физическое) Место, где сконцентрирована самая профессиональная экспертиза по специальности.
4. (Физическое) Место, вокруг которого собираются жаждущие знаний (networking).
5. (Физическое) Место, которое вносит большой вклад в жизнь местного сообщества, дает ему импульс для развития.

Университет будущего:

1. (Физическое и виртуальное) Место, где генерируются, обобщаются и концентрируются новые знания, где идет проверка идей.
2. (Физическое и виртуальное) Место, где знания передаются студентам и самостоятельно ими обобщаются и перерабатываются.
3. (Физическое и виртуальное) Место, где сконцентрирована самая профессиональная экспертиза по специальности.
4. (Физическое и виртуальное) Место, где тестируются, оцениваются и находят свое практическое применение новые идеи.
5. (Физическое и виртуальное) Место, вокруг которого собираются жаждущие знаний и менторы, умеющие помочь их найти.
6. (Физическое и виртуальное) Место, которое вносит большой вклад в жизнь сообществ, местного и удаленных, дает им импульс для развития.
7. (Физическое и виртуальное) Место, где можно познакомиться с интересными людьми и потенциальными партнерами, принять участие в обсуждениях, мозговых штурмах и диспутах.
8. (Физическое и виртуальное) место, где можно протестировать и получить экспертную и менторскую поддержку своим идеям.
9. (Физическое и виртуальное) Место, где всегда есть профессиональный и интеллектуальный челлендж.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Ирина Кибина, вузы, образование, экспертиза
Subscribe

Posts from This Journal “Ирина Кибина” Tag

Buy for 100 tokens
Д.Г. Россетти. Дом Жизни. В 2 кн. + буклет (формат 70×90/16, объем 392 + 584 стр.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. Данте Габриэль Россетти (1828-1882) — выдающийся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments