Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Филипп Даверио. "Босх. Нидерландские фантазии"

С разрешения издательства "Слово" публикую в своем блоге фрагмент из книги Филиппа Даверио "Игра в живопись", посвященный Иерониму Босху. Купить книгу можно на сайте издательства: https://slovobooks.ru/catalog/filipp_daverio202/igra_v_zhivopis_istorii_syuzhety_izobreteniya/

Даверио Ф. Игра в живопись. / Перевод с итал. А. Голубцовой. — М.: Слово/Slovo, 2018. — 448 с.: ил., 17 × 24 см. ISBN 978-5-387-01514-4.

Аннотация: Книга представляет собой сборник небольших рассказов о европейских художниках XIII–XX веков. Известный итальянский искусствовед Филипп Даверио в занимательной манере знакомит читателей с известными и не очень историями из их повседневной и творческой жизни. Художники представлены не в исторической перспективе, а в алфавитном порядке, что, как ни странно, создает ощущение целостности художественно-исторического процесса.



Филипп Даверио — искусствовед, историк, галерист, куратор выставок, издатель и писатель. «Игра в живопись» — вторая книга автора; первая, «Воображаемый музей», также была выпущена на русском языке в издательстве "Слово".

Босх. Нидерландские фантазии

В 1511 году Эразм опубликовал "Похвалу глупости", написанную всего за неделю в английском Баклерсбери, и посвятил ее своему другу Томасу Мору, в доме которого тогда останавливался. Говорят, книга была написана так быстро, потому что ее замысел родился, когда великий гуманист ехал — вероятно верхом — из Базеля в Англию. В этом тексте есть и критика интеллектуальной несостоятельности римского мира, где коллеги автора, гуманисты, говорят, но уже сами толком не понимают о чем, и описание территории альтернативной вселенной с собственными фантазиями — родной земли Эразма, протянувшейся вдоль Рейна, от Роттердама до Базеля. В эти годы достигает апогея то напряжение, которое вскоре приведет к радикальному разрыву — лютеровой Реформации. Это эпоха великого брожения, когда политическая и торговая Европа открывает новый континент, Америку; эпоха, которая вскоре приведет к смещению центра международной политики; эпоха рождения габсбургской мечты о всеевропейском единстве, когда Нидерланды становятся перекрестком культур и плавильным котлом.

Умирающее Средневековье взрывается фейерверком, в котором сгорают его последние призраки. Величайшим свидетелем этого теллурического кипения становится Ерун Антонисон ван Акен, Иероним, сын Антониса из Ахена, проживавший в городе Хертогенбосе (в переводе — «Герцогский лес») и известный всем как Иероним Босх. Его дед Томас, немец по происхождению, был художником в Нидерландах, в городе Неймеген в Гелдерланде, куда переехал из самого сердца империи — Ахена, который семью веками ранее сделал своей столицей Карл Великий. Обойдемся без ложной скромности: в коллективном сознании Нидерландов Босх сыграл такую же роль, что и Данте Алигьери в Италии за два столетия до него. Они оба были наделены мощным художническим даром, чтобы подвести итог предыдущей эпохе и стать образцом для эпохи последующей. В этой увлекательной обобщающей работе — сперва интеллектуальной и только потом уже эстетической — Босх извлекает элементы из пестрой смеси народных традиций и ученых цитат и вступает в теологический и бытовой диспут, в который были вовлечены умы всей Европы в период великих противоречий, они-то в итоге приведут к Реформации.

Дьяволы и Эдемы, монстры и карлики, создания из мифов и народных поверий, игры ума — всё сплетается воедино. Из образов народных легенд и интеллектуальных видений, страха и иронии рождается особый мир, славу которого поддерживают недавние технические прорывы — с одной стороны, изобретение книгопечатания, с другой — изменение живописной техники с открытием великолепных достоинств масляной живописи, поначалу использовавшейся для раскрашивания деревянных статуй в церквях. В ту эпоху рос и расширялся новый социальный класс буржуазии, предприимчивой и оседлой. Прежняя знать в определенном смысле не имела постоянного места жительства, перемещаясь из замка в замок, от одной военной кампании к другой, и возила с собой образы своей фантазии запертыми в роскошных иллюминированных кодексах, искусство изготовления которых подняли на небывалую высоту братья Лимбург.

Буржуазии же нужны фрески и картины для церквей, о чем свидетельствует заказ гентского бургомистра — Полиптих с мистическим Агнцем, который написали братья ван Эйк, создав образец нового искусства в конце 1420-х годов. Территория Нидерландов становится частью владений герцога Бургундского, и Роже де ла Пастюр — теперь уже Рогир ван дер Вейден — пишет большой бонский полиптих с адским пламенем, которое впоследствии повлияет на Иеронима. Позже Нидерланды станут частью великой мечты о всеевропейской власти — империи Карла V; а затем Филипп II унаследует ее испанскую часть вместе с Нидерландами и картинами Босха, которые оставят след и в испанской душе, и в сознании Брейгеля и его последователей…

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Босх, Нидерланды, искусство, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Босх” Tag

promo philologist november 4, 02:34 1
Buy for 100 tokens
Боккаччо Дж. Декамерон: В 4 т. (7 кн.) (формат 70×90/16, объем 520 + 440 + 584 + 608 + 720 + 552 + 520 стр., ил.). Желающие приобрести это издание могут обратиться непосредственно в издательство. Контакты издательства: ladomirbook@gmail.com; тел.: +7 499 7179833. «Декамерон»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment