Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Вышел сборник материалов "Александр Солженицын: взгляд из XXI века" (2019)

Александр Солженицын: взгляд из XXI века: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения. Москва, 10–12 декабря 2018 г. / сост. Л.И. Сараскина; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Правительство Москвы, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Российская государственная библиотека, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. — М.: Русский путь, 2019. — 624 с.: ил. ISBN 978-5-85887-509-3.

Сборник «Александр Солженицын: взгляд из XXI века» составили материалы докладов, прозвучавших на международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения писателя и проходившей 10–12 декабря 2018 года в Российской государственной библиотеке (Пашков Дом) и в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В сборник включены также выступления организаторов конференции — представителей Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Правительства Москвы, Российской государственной библиотеки и Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Авторы статей — филологи, философы, историки, искусствоведы, культурологи, литераторы, педагоги и переводчики книг Солженицына на иностранные языки из России, США, Великобритании, Австралии, Франции, Швейцарии, Швеции, Италии, Польши, Чехии, Венгрии, Сербии, Черногории, Китая.



Основными и приоритетными направлениями статей сборника стали темы, посвященные Солженицыну как исследователю и историку русских революций, как художнику и публицисту, чьи произведения оказали огромное влияние на самосознание российских и зарубежных читателей, на русскую и мировую литературы. Ряд сообщений посвящен недавно выявленным документам, письмам и свидетельствам, связанным с жизнью писателя, а также созданию архивов и музеев, посвященных ему.


Содержание

От составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Открытие конференции
Российская государственная библиотека (Пашков Дом) 10 декабря 2018
Выступления:
М.В. Сеславинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Н.Д. Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
В.П. Лукин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
С. Фредриксон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
О.Г. Духовницкий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Пленарное заседание, Российская государственная библиотека (Пашков Дом) 10 декабря 2018

Знаки судьбы

Е.Г. Водолазкин. Пророк и его Отечество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
М. Николсон. Десятилетние вехи литературного пути Александра Солженицына . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Р. Темпест. Полет грифона, или Александр Солженицын как антолог русской литературы . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Л.И. Сараскина. Диалоги с властью: логика, стилистика, последствия . . . . . 45
В.А. Котельников. Социально-историческая диагностика и прогностика Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 57
Ж. Нива. Архаизм и новаторство в творчестве Солженицына . . . . . . . . . . . . 66
Ф.А. Лукьянов. Полифония Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и А.И. Солженицын: биографические и историософские схождения . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . 75
Дж. Парравичини. М.В. Юдина. От М.М. Бахтина до А.И. Солженицына: в защите подлинного слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

Биография в документах. Архивы

А.Н. Артизов, И.Ю. Молодова. Проект Росархива «Жизнь и творчество А.И. Солженицына в архивных документах» . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 101
Т.М. Горяева. Документальное наследие А.И. Солженицына в РГАЛИ: история формирования и научного изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

Секционные заседания

Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына 11–12 декабря 2018

Из новых разысканий

В.А. Мазаев. Солженицын на войне: новые документы и факты . . . . . . . . . 120
Т.В. Левченко. Некоторые неизвестные материалы 1963–1972 годов к биографии А.И. Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Л. Амберг. Скрещение судеб. О роли Восточной Пруссии в жизни и творчестве А.И. Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

Художник и историк

М.С. Высоков. Проблема демографической цены коммунистического эксперимента в России на страницах книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» . . .. . . . . . . . . . . . . . 156
Е.Ю. Михайлик. «Архипелаг ГУЛАГ»: «взаимно искажая отраженья» . . . . 165
М.Г. Смольянинова. Александр Солженицын — художник и исследователь русской истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
М.Е. Федянина. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына как основа постсоветской цивилизации: взгляд из новой антиутопии . . . . . . . . . . . 188
Е.Г. Бальзамо. Возвращение к истории. Историк или «свидетель»? К вопросу об оценках . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Е.В. Жуйкова. Точка зрения царя и его окружения на события Первой мировой войны в эпопее «Красное Колесо» . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Н.М. Щедрина. Роль заключительных глав «На обрыве повествования» в концепции «Красного Колеса» Александра Солженицына . . . . . . . . . 216
Ф. Лесур. «Дневник “Красного Колеса”» как мастерская романа . . . . . . . . . . 228
Е.В. Иванова. Следственные дела и современные методы их использования . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242

От первого лица. Публицистика

В.В. Борщев. «Жить не по лжи!» — призыв к нравственной революции. Личный опыт . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
П.Г. Проценко. Спорщики, критики, вешатели: советское и российское общества в отношении к Солженицыну . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
А.С. Сопова. Медийная публицистика А.И. Солженицына начала XXI века и ее роль в формировании общественного сознания и гражданской
позиции в российском социуме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
А. Явдосюк-Малек. О вечном и злободневном в публицистике Александра Солженицына:
раскаяние и самоограничение как основы нравственной революции в жизни народов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280

Языковые стратегии. Поэтика

А.М. Ранчин. Поэтика наррации в «Одном дне Ивана Денисовича» (герой, рассказчик, автор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
И.Е. Мелентьева. Тайновидец революций: тема революции 1917 года
и ее последствий в д вучастных рассказах А.И. Солженицына . . . . . . . . 301
Г.М. Алтынбаева. Три Глеба Нержиных: к вопросу об эволюции творческого метода А.И. Солженицына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
К.Дж. Маккенна. «Не море топит, а лужа»: паремиологическая роль
русской пословицы в романе «В круге первом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
В.Б. Заянчкаускайте. «Физики и лирики»: Влияние философии
и точных наук на языковую концепцию А.И. Солженицына . . . . . . . . . . 333
А.Ю. Закуренко. Экзистенциал Солженицына (метафизика воли
у героев Солженицына) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
В.Ш. Кривонос. На границе миров: онтология пространства в «Раковом корпусе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
С.В. Галанинская. «Крохотки» Александра Солженицына как продолжение
жанровой традиции стихотворений в прозе в русской литературе. Некоторые аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
А.В. Кубасов. Интерференция природно-вещного и социального начал в «Крохотках» А.И. Солженицына . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375

Литературные созвучия и отражения

А.Е. Аркатова. «Прощай, свободная стихия!»: пушкинские мотивы и аллюзии в киносценарии «Знают истину танки» . . . . . . . . . . . . . . . . 383
И. Регеци. Отклик чеховской поэтики в творчестве А.И. Солженицына . . 395
М.М. Голубков. «Бывают странные сближенья»: М. Горький и А.И. Солженицын в литературном пространстве ХХ века . . . . . . . . . . 405
А.Ю. Сергеева-Клятис. «Остановите сейчас вагон»: образ нарастающей революции в романе А.И. Солженицына «Красное Колесо»
и романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Л.Е. Герасимова. «Идеологическое поле» А. Солженицына и «мысленный волк» А. Варламова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Н.В. Ковтун. Человек непокорный на фоне «кромешного мира» (на материале романа «Раковый корпус») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
М.А. Васильева. Новоградский читатель Александра Солженицына (рецепция Владимира Варшавского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
Г. Пшебинда. «Легче жить во времена, которые подарили нам такого писателя»: Творчество Солженицына глазами Густава Герлинга-Грудзинского . . . . . . . . . . . 460
С.Д. Серебряный. «Один день Ивана Денисовича» и роман «Голодовка»
(1973) бенгальского поэта Шубхаша Мукхопаддхая (1919–2003) . . . . . . 475
Чжан Сяочан. Знакомство с произведениями А.И. Солженицына в Китае . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Чэнь Шусянь. Один писатель, два поколения, три книги: (о переводах трех книг очерков А.И. Солженицына) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Гуансюань Жэнь. Преподавание творчества А. Солженицына в китайских вузах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Ю.Е. Павельева. Творчество А.И. Солженицына: инновационные средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510

Писатель в музее

В.С. Яновский. Солженицынские места Кисловодска: история и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518
Г.А. Тюрина. Москва Солженицына: карта экскурсионных маршрутов . . . 533
Е.Я. Жукова. Современные цифровые технологии в музейном деле: музеи Александра Солженицына в Кисловодске и Москве . . . . . . . . . . . 542

Пленарное заседание

Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына 12 декабря 2018
А. Дель Аста. Солженицын и Европа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 548
А.В. Урманов. Образ будущего в исторической эпопее «Красное Колесо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 564
А.Д. Шмелёв. Языковое мастерство Солженицына как вызов переводчику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 576
П.Е. Спиваковский. Солженицын-метарелятивист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
М.Н. Кураев. Почему надо экранизировать Солженицына? . . . . . . . . . . . . . . 603
Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Валерий Борщев, Владимир Лукин, Владислав Кривонос, Водолазкин, Герлинг-Грудзинский, Жорж Нива, Михаил Кураев, Наталья Солженицына, Сеславинский, Солженицын, Федор Лукьянов, книги
Subscribe

Posts from This Journal “Солженицын” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments