Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Category:

Витаккасантхана-сутта: Устранение отвлекающих мыслей. Из книги "Мадджхима-никая. Часть I" (2020)

С разрешения издательства "Ганга" публикую фрагмент из книги: Мадджхима-никая. Часть I / [пер. с англ. SV]. — М. : Ганга, 2020. — 656 с. — (Палийский канон). ISBN 978-5-907243-18-7. Купить книгу: https://www.labirint.ru/books/725292/

Мадджхима-никая, или «Наставления Будды средней длины», является центральным собранием канонических текстов буддизма Тхеравады. В эту коллекцию включены одни из самых древних сутт, считающихся словом самого Будды Готамы — основоположника буддизма, жившего 2500 лет назад. 152 текста Мадджхима-никаи имеют широкий спектр тематик — от этических основ до наставлений по медитации и раскрытию освобождающего прозрения. Изложение разворачивается в увлекательной последовательности сценариев, изображающих Будду в живой беседе с людьми из разных слоёв индийского общества — с царями и царевичами, жрецами и аскетами, простыми селянами и эрудированными философами. Эти беседы, полные драмы, аргументированных рассуждений, ярких иносказаний и метафор, демонстрируют Будду во всей красе его великолепной мудрости, величественной возвышенности и сострадательной человечности.



От переводчика

Хочу выразить благодарность Издательскому Дому «Ганга» за реализацию проекта по изданию текстов Палийского канона, часть которых входит в «Мадджхима-никаю». Сутты канона были составлены монахами во время первого буддийского собора на основании лично услышанных ими проповедей, бесед, наставлений Будды Готамы — вот почему каждая сутта и начинается с фразы «Так я слышал». Именно этим учениям следовали первые буддисты, осуществляя их в своей жизни и духовной практике. Именно на этих учениях выстраивали свои доктрины и философские концепции буддийские школы и направления, возникшие спустя сотни лет после париниббаны Будды. Сутты бережно охраняли от искажений, тщательно заучивали наизусть и распространяли посредством устной передачи внутри монашеской Сангхи, из-за чего они изобилуют многократными повторениями, однотипными формулировками и даже целыми одинаковыми фрагментами. У палийских сутт есть аналоги — те же самые тексты, но на санскрите, гандхари, китайском, тибетском.

Существование аналогов указывает не только на достаточную надёжность устной передачи в плане искажений, но и на то, что эти тексты действительно являются первоисточником буддийской доктрины, восходящим к самому Будде и его ближайшим ученикам. Таким образом, на основании палийских сутт можно понять, какие из учений буддийских школ и направлений соответствуют учению Будды, а какие нет. «Мадджхима-никая», как и другие разделы Палийского канона, представляет собой не цельное произведение, но собрание разрозненных частей доктринальной мозаики. Чтобы ясно увидеть всю картину буддийской доктрины, придётся прочесть, запомнить и сопоставить огромное количество сутт, фрагментов, фраз и даже слов. Одна сутта может объяснить кратко упомянутое в другой, вторая — продолжить или раскрыть тему или частное наставление более подробно, третья позволит взглянуть на то же самое, но с другой стороны, четвёртая, как окажется, содержит интересный нюанс или важную деталь по этому же вопросу и так далее. Тем не менее, несмотря на такую хаотичную структуру, сутты можно легко сопоставить с той или иной из Четырёх благородных истин, которые представляют собой фундамент учения Будды.

Какие-то сутты описывают сложные жизненные ситуации, проблемы, душевную и физическую боль, несчастье или ненадёжность и неустойчивость любого мирского счастья. Они относятся к первой благородной истине — истине о страдании. Во многих суттах можно встретить упоминания и подробные описания неблагих человеческих качеств на перевод, а также ряд ценных советов и разъяснений. Сам Бхиккху Бодхи переводил «Мадджхима-никаю» на основе наработок достопочтенного Ньянамоли, а последующие переводы других разделов Палийского канона делал сам. По его совету я не стал переводить вводную статью к «Мадджхима-никае» о нюансах работы над английским текстом, а также переводил пояснения к суттам выборочно и иногда добавлял свои собственные (чужие пояснения, пересказанные своими словами, я также помечал как собственные и при этом старался указывать автора пояснения).

SV

___________________________________

Витаккасантхана-сутта: Устранение отвлекающих мыслей

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так:
— Монахи!
— Достопочтенный, — отвечали монахи.
Благословенный сказал:
— Монахи, когда монах занимается [тренировкой] высшего ума, то есть пять образов, которым он должен уделять внимание время от времени. Какие пять?

Переключение на благие мысли

Монахи, вот, монах уделяет внимание некоему образу, и из-за этого образа в нём возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением. Ему следует уделять внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим. Когда он уделяет внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как умелый плотник или его ученик использовал бы небольшой колышек, чтобы выбить, вытащить, извлечь большой колышек, — точно так же, когда монах уделяет внимание некоему образу, из-за этого образа в нём возникают плохие, неблагие мысли... он уделяет внимание некоему иному образу... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Опасность неблагих мыслей

Если, когда он уделяет внимание некоему иному образу, связанному с тем, что является благим, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует изучить опасность этих мыслей так: «Эти мысли — неблагие, они достойны порицания, они приводят к страданию». Когда он изучает опасность этих мыслей, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как юная, молодая девушка или молодой человек, довольствующийся украшениями, был бы шокирован, оскорблён, испытал бы омерзение, если бы труп змеи, собаки или человека повесили бы ему на шею — точно так же... ему следует изучить опасность этих мыслей... его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Забывание неблагих мыслей

Если, когда он изучает опасность этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует постараться забыть эти мысли, не уделять им внимание. Когда он старается забыть эти мысли, не уделять им внимание, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как человек с хорошим зрением, который не хотел бы видеть формы, что попадают в поле его зрения, закрыл бы глаза или отвернулся, — точно так же, если, когда он изучает опасность этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли... он старается забыть эти мысли, [старается] не уделять им внимание... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Расслабление неблагих мыслей

Если, когда он старается забыть эти мысли, [старается] не уделять им внимание, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то ему следует уделить внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей. Когда он уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как если бы быстро идущий человек подумал: «Зачем я иду быстро? Почему бы мне не пойти медленно?» — и вот он бы пошёл медленно. Затем он бы подумал: «Зачем я иду медленно? Почему бы мне не остановиться?» И вот он бы остановился. Затем он бы подумал: «Зачем я стою? Почему бы мне не сесть?» И вот он бы сел. Затем он бы подумал: «Зачем я сижу? Почему бы мне не лечь?» И вот он бы лёг. Делая так, он бы заменил грубую позу более утончённой. Точно так же... становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Подавление неблагих мыслей

Если, когда он уделяет внимание успокоению мысленного формирователя этих мыслей, в нём всё ещё возникают плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, то тогда, со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком ему следует сбить, сдержать, сокрушить ум своим умом. Когда он со стиснутыми зубами и поджатым к нёбу языком сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. Подобно тому как если бы сильный человек схватил слабого за голову или плечи, сбил бы его, сдержал, сокрушил его, то точно так же... ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным.

Монахи, когда монах уделяет внимание некоему образу... изучает опасность этих мыслей... старается забыть эти мысли... уделяет внимание успокоению мысленного формирователя... сбивает, сдерживает, сокрушает ум своим умом, то тогда любые плохие, неблагие мысли, связанные с жаждой, злобой, заблуждением, отбрасываются в нём и затихают. С их оставлением его ум становится внутренне утверждённым, успокоенным, приведённым к единению, сосредоточенным. И тогда этот монах зовётся хозяином путей мыслей. Он будет думать такую мысль, какую пожелает думать, и не будет думать какой-либо мысли, которой не пожелает думать. Он разрубил жажду, отбросил путы, и с полным проникновением в самомнение он положил конец страданиям. Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: буддизм, книги, медитация
Subscribe

Posts from This Journal “буддизм” Tag

promo philologist july 4, 18:41 6
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, я принял участие в конкурсе профессионального мастерства книжной премии «Ревизор–2020» в номинации "Блогер года". Вы можете поддержать меня и мой книжный блог в интернет-голосовании, открытом на сайте журнала "Книжная индустрия" (регистрация там…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment