Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

VII конференция "Все запреты мира: табу в литературе и искусстве", 27–28 апреля 2020 г. (анонс)

VII Апрельская междисциплинарная научная конференция "Все запреты мира: табу в литературе и искусстве", 27–28 апреля 2020 г. Место проведения: Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. "Табу…не ограничиваются одним народом или одной страной; в различных вариантах они встречаются по всему свету, а их пережитки, как мы видели, сохраняются в современной Европе" (Дж. Фрейзер). "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек" (Х.Р. Хименес).



Понятие запрета отличается исключительной широтой, и хотя оно нередко привлекает внимание исследователей, весь спектр значений «табу» в культуре и искусстве, сколько можно судить, не рассматривался никогда. Структуралисты считают запрет частью системы и анализируют структуры общественной жизни, которые моделируются посредством табу. Социологи изучают запреты как своеобразные регуляторы отношений. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках приводит к анализу запрета как формы «присвоения дискурса». А ведь свои трактовки предлагают религиоведение, психоанализ, политология, правоведение… «Инвариантная» трактовка запрета, предложенная в работах Ю.М. Лотмана – абстракция. А как быть с конкретными реализациями?

Ирландские крестьяне в ответ на вопросы о «малом народце» повторяют: «Мы не говорим об этом». И во многом с этим табу связано появление и успешное развитие «кельтского возрождения» (У. Б. Йейтс, лорд Дансени, А. Мейчен). Тема ГУЛАГа в русской литературе была запретной, однако ее разработка Солженицыным и Шаламовым привела к обновлению не только тематики, но и языка литературы. Словесные табу советской культуры порождают специфический язык «молодежной прозы», где создаются, например, весьма откровенные описания интимного, возможные только «в обход» привычных конвенций. И хрестоматийный пример «ворованного воздуха» Мандельштама – если нет запрета, то поэтическое слово в его предельном воплощении по существу невозможно.

Несомненно, практики государственной цензуры и самоцензуры имеют отношение к нашей теме, но, по существу, проблема запретного гораздо шире, и потому политические коннотации, связанные с темой и уже обстоятельно разработанные, остаются для организаторов проекта периферийными; наибольший интерес вызывают не законодательные, а эстетические практики, скрытые смыслы, а не внешние проявления табуирования. Запретный объект желания может быть сексуальным или сакральным, но еще до появления «царей-жрецов» табу является движущей силой искусства. Как изобразить запретное? Как сделать недоступное эстетическим объектом? И, с другой стороны, не будет ли снятие всех запретов в культуре скорее сдерживающим фактором?

Путь от сакрального запрета (в основе которого скрытое желание) к политическому (стремление к власти), эстетическому (жажда красоты) и затем этическому (стремление к совершенству) может быть прослежен на широком историко-культурном материале. Можно рассмотреть соотношение «явного» и «скрытого» запрета в культуре, «силового/насильственного» и «мягкого вытеснения». Но при этом важно понимать, что искусство всегда стремится к желанному и запретному. Таким образом, в механизмах, которые кажутся абсолютно различными, есть нечто общее. И мы хотели бы увидеть это общее, выводящее за рамки «канона».

Обозначенные проблемы хотели бы обсудить организаторы конференции, продолжающей цикл ежегодных междисциплинарных Апрельских конференций, начатый в 2014 году научным форумом «Все страхи мира: horror в литературе и искусстве». Оргкомитет приглашает принять участие в конференции «Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (с докладом продолжительностью до 20 минут) представителей различных гуманитарных наук: историков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации «запретного», однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.

Планируется обсуждение следующих тем:
— описания табу / запрета в литературе и искусстве;
— табу и «желание» в древнем и новом искусстве;
— молчание/умолчание, код/шифр и запрет;
— способы и приемы моделирования, описания и оценки «запретного» в литературе и искусстве;
— этическое, сакральное и запретное; — запретные слова и понятия; табу в языке;
— прагматика запрета в знаковых системах.

Отбор участников конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, место работы), а также до 1 марта включительно представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета: tabu.conf2020@mail.ru

Результаты конкурса будут сообщены заявителям не позднее 25 марта 2020 года. Оргкомитет не сможет компенсировать расходы на проезд, проживание и питание участников. По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN и индексацией в РИНЦ).
Рабочий язык конференции — русский.
Оргвзнос — 300 руб.

ОРГКОМИТЕТ: Сергей Викторович Денисенко, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Антон Олегович Дёмин, к.ф.н., научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д.ф.н., проф. кафедры филологии, коммуникаций и РКИ Псковского государственного университета; Александр Юрьевич Сорочан, д.ф.н., проф. кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Пушкинский дом, запреты, искусство, конференции, литература, табу
Subscribe

Posts from This Journal “табу” Tag

promo philologist февраль 4, 12:06 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Сервантес Сааведра М. де. Назидательные новеллы: в 2 кн. / Издание подготовили С.И. Пискунова, М.Б. Смирнова, Т.И. Пигарёва. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 548 +396 с. - (Серия: "Литературные памятники"). «Назидательные новеллы» являются уже третьей книгой (после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments