В новой книге Т.А. Касаткиной предпринимается исследование философских и богословских смыслов «Записок из подполья» и художественных текстов «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского посредством субъект-субъектного метода, подробно описанного в первой части исследования. Во второй («Записки из подполья») и третьей (художественные тексты «Дневника писателя») частях исследуется, что такое философия произведений Ф.М. Достоевского, почему она существует в его текстах как внутренняя и имплицитная, как именно она там существует и посредством чего открывается для читателя. В первой части демонстрируются также возможности субъект-субъектного метода применительно к произведениям изобразительного искусства: иконе и религиозной живописи.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............................
I. Методологи я анали за и интерпретации художественного текста
О субъект-субъектном методе чтения..................................
Практические рекомендации............................
О методологическом отличии гуманитарных наук.........................14
О специфике эксперимента в гуманитарном знании......................21
Наша склонность сделать себе всякую вещь зеркалом..................23
Необходимость второго чтения..................................
По отношению к ученику главный принцип – открытость...........26
Личность как инструмент познания................................
О точке зрения и соборности..............................
О трансформации личности читающего...............................
Герменевтический круг....................................
О возможности адекватной интерпретации...........................
Маркеры значимости в текстах Достоевского............................
Композиция текста..................................
Два возможных направления движения при работе с текстом.................................
Субъект-субъектное – и субъективное............................
Возможно ли все же понимать текст с первого раза?.....................40
Об опыте и проекции................................
О выборе темы исследования............................
Организация совместной научной и учебной работы в рамках
субъект-субъектного метода: увеличение мерностей
герменевтического круга...................................
Еще раз о смерти автора..................................
…и о смерти читателя................................
Еще раз о специфике гуманитарных наук....................................
Литература в школе. Ученик как объект..................................
Филология как необходимое: наука понимания..............................5
Субъект-субъектный метод с точки зрения совместной работы..............................53
Кто такой я и кто для меня другой..................................
О теории литературы..............................
И еще раз: субъект-субъектный – не значит субъективный.........61
О целях образования, особенно гуманитарного...........................
Чтение визуального: построение экскурсии...............................
Новая проблема музея...................................
Для чего изобразительное искусство и что заменяет музей?........64
Объектное описание изобразительного искусства блокирует возможность его чтения..................................
Великая Панагия.................................
Крещение................................
Преображение............................
Богословствование образами: иконы и картины на сюжеты «Благовещения», «Рождества Христова» и «Сретения»...............78
Богословствование художника...............................
Благовещение............................
Рождество...............................
Сретение................................
Неизбежность филологии: проблема доступа к философии
и богословию писателя................................
Почему приходится использовать слово «доступ»?.......................96
Философия и богословие поэта/писателя не равны философским и богословским пассажам в его текстах..........97
Два слова о философии и богословии Достоевского.....................99
Как философствует и богословствует Достоевский?
Первый подступ.................................
София и Симеон..................................
Pater Seraphicus..............................
II. «За писки из подполья» как христиан ский текст
«Записки из подполья»: проблемы восприятия..............................
«Собственно философское произведение» и «введение
в европейский экзистенциализм»........................
«Записки из подполья» не то, чем они кажутся............................116
1860-е годы в глубинной мысли Достоевского............................
Глядя на текст под другим углом...................................
«Покиватели»............................
«Сорок лет»....................................
Эпиграф ко второй части...................................
О композиции и ближайшем контексте...............................
Где конец и где начало?.................................
Жанровые определения частей и целого..................................
«Маша лежит на столе…» и «Социализм и христианство».
Я и ВСЕ. Проблема цели....................................
Некоторые концепты «Записок из подполья»...............................
Что-либо «совсем готовое»................................
«Прекрасное и высокое»................................
Что такое подполье?...............................
Человек естественный и человек сознающий...............................1
О природе «Я».....................................
«Маша лежит на столе…» Завершение медленного чтения........169
О природе я в «Записках из подполья»...............................
Я и Ферт. Четыре и пять. Естественный человек (бык) и мышь..178
Познание в герменевтическом круге...................................
Возможность стать...................................
Почему подпольный не способен любить?.................................
Почему подпольный так тесно связывает наслаждение и боль?...................................
Вернуться к авторскому примечанию..............................
Подпольный как писатель................................
Достоевский и Сартр: ад......................................
Другой герой – или другой автор?..................................
Объективированный и объективирующий герой..........................189
О еще одной причине проблематичности для нас метода...........191
8 Достоевский как философ и богослов
Почему не только можно, но и положительно должно
хотеть против собственной выгоды?.................................
«У меня есть подполье» – «К черту подполье».............................19
Почему желание подпольного обнять человечество
не выражается другим способом?...............................
Лицо как знак рая.....................................
Хрустальный дворец, капитальный дом и муравейник.....................203
Хрустальный дворец, единое стадо, курятник и Новый
Иерусалим...............................
Капитальный дом, вавилонская башня, врач Вагенгейм,
кирпич..................................
Еще о страдании...............................
Муравейник..............................
Аполлон и мышь....................................
Парадоксалист...........................
Заключение..............................
III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ «ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ»
Зачем Достоевский издавал «Дневник писателя» – и почему его читают молодые люди в xxi веке....................................
«Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского: структура образа и эстетика действия................................
«Мужик Марей»: смысл искусства и способ богословствования Достоевского............................
«Сон смешного человека»: личность как рычаг преображения мира....................................
Ближайший контекст. Ум и сердце. «Отдать все» – «Нельзя же отдать все». Человечество как единое древо.....300
Контекст мотива видения о золотом веке....................................
Жанровое определение.............................
Восприятие мира как субъекта................................
Границы.................................
То же самое – и совсем другое..................................
Список литературы..............................
Предисловие
Предлагаемая читательскому вниманию книга задумана и, по мере сил, выполнена одновременно как исследовательский проект, направленный на то, чтобы открыть и сообщить читателю нечто об исследуемых произведениях, и как методологически-методический проект, направленный на то, чтобы читатель научился сам, пользуясь предложенным методом и методиками, работать с художественными текстами. Первый раздел книги – методологический, посвящен как описанию принятой в данной работе методологии исследования художественного текста, имеющего образную структуру (как словесного, так и живописного), с целью выявления его философского и богословского смысла, так и методике преподавания литературы и методике построения экскурсии по произведениям иконописи, поскольку методология исследования и методика преподавания/организации взаимодействия с художественным текстом, как оказалось, всегда в высшей степени взаимосвязанные вещи.
Субъект-субъектный способ исследования произведений искусства непременно будет предполагать и субъект-субъектный способ взаимодействия с учениками и экскурсантами. Второй раздел посвящен исследованию «Записок из подполья» в перспективе обозначенной их автором цели: «вывести из этого потребность веры и Христа». Третий раздел посвящен художественным текстам «Дневника писателя», созданным как пространство, в котором автор мог договорить до конца свои фундаментальные философские и богословские идеи, не потеснив свободы читателя.
Помимо прочего, оказалось, что саму книгу о работе субъект-субъектным методом невозможно написать полностью монологически, без явного присутствия того герменевтического круга, который собирался вокруг анализируемых здесь текстов в ходе работы нашей летней школы для преподавателей литературы и философии в Сестоле (Италия), посвященной аналитико-синтетическому чтению произведений литературы и искусства, проходящей ежегодно с 2013 года. Эта невозможность определила то, что некоторые части текста во втором разделе, посвященном анализу «Записок из подполья», написаны в форме вопросов и ответов. Это касается тех вопросов, которые я не смогла бы поставить перед собой сама – но после того, как я на них ответила, я уже двигалась в анализе дальше, исходя из полученных ответов. Таким образом, излагаемый в книге метод определяет не только то, что в ней написано, но и то, как оно написано.
Работа над книгой велась с 2017 года в ИМЛИ РАН в рамках проекта Российского научного фонда «Русская литература и философия: пути взаимодействия», поэтому ряд ее основных положений был апробирован в докладах на международных научных конференциях и семинарах, организованных научным коллективом, реализующим данный проект. Книга создавалась в постоянном взаимодействии с преподавателями литературы и философии в Италии, с учителями литературы и преподавателями-филологами в России, с их учениками (юными и взрослыми), с моими аспирантами и сотрудниками по научно-исследовательскому Центру «Ф.М. Достоевский и мировая культура», желавшими (как и я) понять, зачем, и научиться, как читать художественную литературу и произведения изобразительного искусства. Всем им – моя бесконечная благодарность за возможность совместного поиска самого важного и самого глубокого в жизни. Я сердечно благодарю Амброзианскую библиотеку и о. Франческо Браски за любезное предоставление возможности публикации шедевра Брамантино в прекрасном качестве.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Journal information