Николай Подосокорский (philologist) wrote,
Николай Подосокорский
philologist

Categories:

Владимир Седов. «Виды новгородских церквей» - новое свидетельство о древностях Великого Новгорода

Текст приводится по изданию: Владимир Седов. Альбом «Виды новгородских церквей» из Российской государственной библиотеки — новое свидетельство о древностях Великого Новгорода // Император Александр II. Воспитание просвещением / сост., вступ. ст. О.И. Барковец. — М.: Кучково поле, 2018. — 176 с.: ил. ISBN 978−5−9950−0906−1.

Купить: https://kpole.ru/catalog/knigis/imperator-aleksandr-ii-vospitanie-prosveshcheniem/

Книга рассказывает о становлении личности императора Александра II и его деятельности на поприще развития культуры и просвещения в России, яркими примерами которой выступают основание Московского Публичного музеума и Румянцевского музеума, Русского исторического общества, проведение международной Политехнической выставки, празднование тысячелетия российской государственности. В издании представлены научно-популярные статьи за авторством ведущих специалистов (историков, библиографов, искусствоведов). Ряд используемых в статьях источников впервые вводится в научный оборот: это в первую очередь редкие издания, рукописные материалы, графика из фондов РГБ, ряд архивных документов из собрания ГА РФ. В числе иллюстраций к книге — произведения живописи, графики, фотографии, документы, в том числе публикуемые впервые.


Софийский собор в Новгородском кремле. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

В фондах Российской государственной библиотеки обнаружен альбом середины XIX столетия, озаглавленный «Виды новгородских церквей». Это собранная в папки последовательность оригинальных графических листов и рукописных подписей к ним. Альбом содержит 73 графических листа со сквозной нумерацией, выполненных в технике акварели с очень большой тщательностью изображения целого и деталей. Акварель положена на листы очень плотно, в чем видна особая авторская манера; иногда к акварели прибавляются белила, отмечены также случаи использования красок с металлом — для имитации золочения куполов. Альбом состоит из пяти частей. Части I, II, III и V проаннотированы рукописными списками с номерами, у части IV аннотация утрачена, и мы приведем ее состав с нашей атрибуцией объектов. Часть I озаглавлена «Церкви в Новгородском кремле», она включает в себя только пять листов с изображением Софии Новгородской (№ 1), Софийской звонницы (№ 2), Евфимиевской часовой башни («Часозвони», № 3), церкви Андрея Стратилата (№ 4) и церкви Покрова (№ 5).

Часть II, «Церкви в Новгороде на Софийской стороне», включает 12 листов с изображением следующих церквей: Троицы Духова монастыря (№ 6), Покрова в Зверине монастыре (№ 7), Симеона в Зверине монастыре (№ 8), Николая в монастыре Николы Белого (№ 9), Лазаря в упраздненном Лазареве монастыре (№ 10), Двенадцати Апостолов (№ 11), Петра и Павла в Кожевниках (№ 12 и 13), Троицы на Редятиной улице (№ 14), Власия (№ 15), Михаила Архангела на Прусской улице (№ 16), Федора Стратилата на Щирковой улице (№ 17).

Часть III включает 17 листов с изображением следующих зданий: Николо-Дворищенского собора (№ 18) и его колокольни (№ 19), Знаменского собора (№ 20) и его колокольни (№ 21), церквей Иоанна на Опоках (№ 22), Спаса на Ильине улице (№ 23), Димитрия Солунского (№ 24), Рождества Богородицы на Молоткове (№ 25 и 26), Параскевы Пятницы на Торгу (№27), Прокопия на Ярославовом дворище (№ 28), Бориса и Глеба в Плотниках (№ 29), Иоанна Богослова на Витке (№ 30), Ильи на Славне (№ 31), Петра и Павла на Славне (№ 32), Климента Папы Римского (№ 33), Федора Стратилата на Федоровском ручье (№ 34).


Колокольня Софийского собора в Новгородском кремле. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

Часть IV, озаглавленная «Церкви в окрестностях Новгорода», не сохранила, как уже было сказано выше, рукописных листов с перечнем изображенных объектов, но их названия вполне можно восстановить. В этом разделе 19 листов, на которых представлены: Георгиевский собор Юрьева монастыря (№ 35), церковь Рождества Богородицы Перынского скита (№ 36), Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря (№ 37), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (№ 38), церковь Сретения в Антониеве монастыре (№ 39), Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря (№ 40), церковь Благовещения на Городище (№ 41), церковь Спаса на Нередице (№ 42), вид Кириллова (Мало-Кириллова) монастыря (№ 43), церкви Андрея Юродивого на Ситке (№ 44), Николы на Липне (№ 45), Благовещения на Мячине (№ 46), Воскресения на Мячине (№ 47), Иоанна Милостивого рядом с церковью Воскресения на Мячине (№ 48), Петра и Павла на Сильнище (на Синичьей горе, № 49), Рождества Христова на кладбище (на Красном поле, № 50), Успения на Волотовом поле (№51), Спаса на Ковалеве (№ 52), Успения в Колмове (№ 53).


Церковь Святой Живоначальной Троицы на Софийской стороне. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

Часть V, названная «Иконы и стенная иконопись некоторых новгородских церквей», содержит 20 листов, на которых даны следующие изображения: фреска Спасителя в главе Софийского собора (№ 54), Сигтунские врата Софийского собора (№ 55), образ Спасителя «Владычица предста одесную Тебе» в Софийском соборе (№ 56), стенное изображение двух неизвестных святых князей в церкви Федора Стратилата на Федоровском ручье (№ 57), фресковое изображение святой Евфимии в церкви Спаса на Нередице (№ 58), каменный крест в стене Рождества Богородицы на Молоткове (№ 59), изображение святого воина на южной стене церкви Николы на Липне (№ 60), изображение святителя на столпе церкви Николы на Липне (№ 61), фресковое изображение святого Анфима в церкви Спаса на Нередице (№ 62), стенное изображение Спасителя с двумя ангелами на наружной стене собора Спасо-Преображенского Хутынского монастыря (№ 63), «греческое» фресковое изображение неизвестного святителя, открытое под штукатуркой на горнем месте в церкви Благовещения на Мячине (№ 64), «греческое» фресковое изображение двух ангелов у престола и двух святителей, открытое под штукатуркой на горнем месте церкви Успения на Волотовом поле (№ 65), «греческое» фресковое изображение двух святых воинов в церкви Спаса на Ковалеве (№ 66), «греческое» фресковое изображение святого Петра Александрийского в алтаре церкви Спаса на Нередице (№ 67), «греческое» фресковое изображение святого Игнатия Богоносца в алтаре церкви Спаса на Нередице (№ 68), «греческое» фресковое изображение святителя Григория в алтаре церкви Спаса на Нередице (№ 69), «греческое» фресковое изображение святой Варвары в арке южной стены церкви Спаса на Нередице (№ 70), «греческое» фресковое изображение святой Иулиании в арке северной стены церкви Спаса на Нередице (№ 71), стенное изображение святого князя на столпе церкви Николы на Липне (№ 72), фасад иконостаса Софийского собора (№ 73).

Важность находки не просто одного листа с новым видом какого-либо храма Новгорода, а целого альбома, ранее неизвестного, посвященного новгородским древностям и в большей степени новгородской средневековой архитектуре, трудно переоценить. Это значительный, ценный материал, в котором важны и предполагаемый заказчик, и события, к которым было приурочено создание альбома, и отраженная в нем целостная картина древностей, и подбор представленных памятников, и возможное авторство рисунков, и общие виды и крупные формы утраченных либо перестроенных и отреставрированных памятников, и мелкие детали, которые должны принести новые сведения, как художественные, так и документальные.


Церковь Лазаря в упраздненном Лазареве монастыре на Софийской стороне. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

Время создания альбома примерно понятно из самого стиля рисунков: это середина XIX столетия, когда рисунок делается фотографическим в самой постановке и в частностях, а колористическое решение также начинает напоминать раскраску фотографии. Это не снижает высокого качества самих рисунков, нет, просто здесь сказалось влияние фотоискусства, которое дает новую постановку вещи: документальную, без резких ракурсов, с точным следованием форме.

О заказчике «Видов новгородских церквей» мы пока ничего не знаем. Но создание подобного рисованного альбома — дорогостоящее предприятие, а потому мы должны здесь предполагать заказ или самого государства в лице какого-либо министерства (народного просвещения, например), или комиссии (Археологической комиссии, основанной в 1859 году) либо общества, к примеру Императорского археологического общества, основанного в 1846 году, или Московского археологического общества, основанного в 1864 году. (И действительно, на папках находим овальные штампы Московского археологического общества. Но если оно было образовано в 1864 году, то оно ли заказывало альбом, созданный, как будет показано ниже, несколько раньше этого времени?)

Создание такого альбома должно было быть связано с каким-то важным мероприятием или поездкой сановного лица. Логично предположить, что он был приурочен к празднованию тысячелетия России в 1862 году, которое в сентябре было отмечено открытием в Новгороде памятника «Тысячелетие России», где присутствовал император Александр II с семьей и свитой. К торжеству были выпущены две книги: «Путеводитель по Новгороду с указанием на его церковные древности и святыни» архимандрита Макария и «Путеводитель по Новгороду: Справочная книга для едущих на открытие памятника тысячелетию России» В.А. Долгорукова (обе изданы в Санкт-Петербурге в 1862 году). Но самым важным изданием, связанным с празднованием тысячелетия России в Новгороде, была другая книга архимандрита Макария, двухтомное «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», вышедшая накануне, в 1860 году. Книга имела посвящение: «В память Тысячелетия России». Это один из первых русских археологических трудов, в котором были собраны и систематизированы сведения по истории и архитектуре всех древних новгородских храмов.

Если мы рассмотрим само «устройство» альбома «Виды новгородских церквей», его последовательность и разделение на папки, то увидим, что оно совпадает со структурой книги архимандрита Макария, разделенной по той же схеме: отделение I названо «Церкви в Новгородском кремле», отделение II — «Церкви в Новгороде, на Софийской стороне», отделение III — «Церкви в Новгороде, на Торговой стороне», отделение IV — «Церкви в окрестностях Новгорода». Параллелью же пятой папке альбома служит второй том «Археологического описания…», в котором рассказывается об утвари и других древностях храмов.

Если мы посмотрим на последовательность, в какой перечислены храмы внутри отделений в книге архимандрита Макария и в альбоме, то увидим сходство — храмы часто следуют один за другим в том же порядке. Разница между книгой и альбомом состоит в том, что в книге все же названо больше храмов, а в альбоме часть даже довольно важных объектов не представлена. Мы не будем перечислять всего того, что отсутствует в альбоме, но упоминается в «Археологическом описании…», а укажем только на некоторые важные «упущения» альбома. Например, в нем нет изображения церкви Флора и Лавра на Софийской стороне или церкви Успения на Торгу на Торговой стороне, а в окрестностях Новгорода не дано изображения церкви Михаила Архангела в Сковородском монастыре.


Церковь Св. Климента Папы Римского на Торговой стороне. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

Для понимания того, что собой представлял альбом «Виды новгородских церквей», важнее не разница в последовательности листов в альбоме и описаний памятников в книге, а схожая структура альбома и книги, а также принципиальное сходство порядка представления храмов внутри этой структуры. Все это говорит о том, что альбом мог быть задуман как подносное собрание, служившее своеобразным комплектом иллюстраций к книге архимандрита Макария. Перед нами исключительное по качеству исполнения и полноте собрание изображений, которое могло быть представлено Александру II, а после, видимо, было передано в Румянцевский музей в Москве (Московский публичный и Румянцевский музеум), созданный в том же 1862 году.

Альбом «Виды новгородских церквей» следует датировать временем около 1860–1862 годов. Вероятно, что рисунки для него (как и книга архимандрита Макария) создавались несколько раньше, в 1859–1861 годах. Все листы, включенные в альбом, оригинальные; на их основании, насколько нам известно, не делалось гравюр, за одним исключением. Это лист с изображением церкви Михаила Архангела на Прусской улице (№ 16) — изображенный здесь храм XIII–XVII веков (с преобладанием уже форм XVII века) показан с юго-востока, и с этого же ракурса была сделана гравюра на стали неизвестного художника, помещенная в книге с описанием церкви, изданной в 1866 году. Как связаны эта гравюра и лист из альбома — неясно, возможно, второй послужил основой для первой, но фон у этих двух видов немного разный, что говорит о некотором изменении образца.

Кто мог быть автором листов этого альбома? Манера представления памятников похожа на то немногое, что мы знаем о рисунках московского архитектора и художника Николая Александровича Мартынова (1822–1895): здания изображены с угла, в ракурсе, даны трещины, детали, памятник показан на контрастном фоне. Но авторская манера художника, создавшего новгородский альбом, отличается от известных нам произведений Н.А. Мартынова: у последнего рисунок мягче, прозрачнее, даже трепетнее, тогда как художник альбома кладет краску густо, пытается передать фактуру, оживить здание, добавить ему индивидуальных черт при помощи художественных средств. Очень важно сравнение листа с изображением церкви Лазаря (№ 10) и опубликованного листа Н. А. Мартынова с изображением той же церкви: у Мартынова храм дан с юго-запада и уже без поздних деревянных надстроек, тогда как в альбоме храм показан с северо-запада и еще с деревянными надстройками и поздним куполом. При сравнении архитектуры видного с обоих ракурсов западного фасада видим те же детали: вкладной крест, два портала, трещины, нишу над порталами, однако они изображены чуть по-разному. В листе из альбома господствует натурализм, не документальность, как у Мартынова, а именно фотографический натурализм, выдающий руку другого художника.

Узнаваемая «густая» и натуралистическая манера автора новгородского альбома позволяет надеяться на то, что возможность связать эти листы с конкретным именем существует. Ниже мы делаем попытку такой атрибуции листов из альбома. Начнем с того, что в журнале «Школа рисования», издававшемся художником Д. Струковым, в номере II за 1859 год был опубликован рисунок церкви Лазаря с юга, на котором видны те же деревянные надстройки и тот же купол, что и на рисунке из альбома. Очень характерен рисунок растительности вокруг церкви — она столь же буйная и «непричесанная», что и на листах из «Видов новогородских церквей».

Эта иллюстрация из «Школы рисования» дает ключ к атрибуции «Видов новгородских церквей» — мы можем предположить, что автором альбома был издатель журнала, московский художник Дмитрий Михайлович Струков (1828–1899). Его деятельность была тесно связана с древностями, он зарисовывал их повсеместно, в 1859 году был приглашен в Оружейную палату для копирования памятников этого собрания, а с 1860 года стал художником Оружейной палаты.


Вид Кириллова монастыря в окрестностях Новгорода. Иллюстрация из альбома «Виды новгородских церквей», 1850–1860-е гг. РГБ

Обращение к известным работам Д.М. Струкова служит подтверждению его авторства. Укажем на серию листов художника с видами древностей Белоруссии, хранящуюся в библиотеке Вильнюсского университета и выполненную в 1864–1867 годах: здесь мы находим то же центральное положение памятника на листе, ту же работу с пейзажем вокруг памятника, ту же плотную манеру в самой подаче листа, то же внимание к деталям, трещинам, изъянам. Назовем также виды древностей Крыма, запечатленные Д.М. Струковым в 1860-е годы и позднее. По манере они очень похожи на новгородский альбом, хотя и чуть более раскованны. На основании этих сравнений можно с большой долей уверенности заключить, что автором новгородского альбома, который можно датировать самым концом 1850-х годов, был Дмитрий Михайлович Струков, бывавший в Новгороде в это время, обладавший необходимыми навыками и своеобразной творческой манерой, которая ярко сказалась в серии листов с новгородскими памятниками.

Перед нами альбом, имеющий и художественное, и историческое значение. Художественная ценность альбома вытекает из личности его автора, из удачной манеры подачи памятников, из суммы художественных приемов, которые в середине XIX века включали в себя и индивидуальный почерк, и некую общую документальность, связанную с успехами фотографии и все большим давлением ее объективного взгляда. Это побуждало обращаться к фотографической постановке памятника (а может быть, художники пользовались фотографией и напрямую, как это делали портретисты), но эта же документальность, иногда переходившая в натурализм, заставляла художника расцвечивать листы с храмами и колокольнями то сильной краской, то яркими деталями, то буйной растительностью. В лучших листах альбома памятники окружены городскими кварталами или природой, вырисовываются на фоне романтического (или поданного как романтический) антуража. Они сами являются важным событием и в то же время вступают со своим окружением в сложную связь. Перед нами документальная архитектурная графика времени эклектики, яркий пример использования натуралистического видения с романтическим флером.

С точки зрения историко-архитектурной (и просто архитектурной, и градостроительной, и искусствоведческой) ценности альбом «Виды новгородских церквей» — одна из редчайших находок. С помощью обширной и точной программы, составленной кем-то из знатоков Новгорода (не самим ли архимандритом Макарием?), художник смог «ухватить» круг городских и пригородных памятников так, что создается эффект присутствия на улицах полупустого города и холмах его окрестностей, подобный тому, какой достигается с помощью фотографии или даже видеосъемки. Художнику удалось передать впечатление сопричастности к десяткам храмов, спокойных и достойных свидетелей истории.

Мы застаем памятники Новгорода в тот период, когда их еще не «видят», не различают в них признаки того или иного века или стиля. Здания пока предстают как единообразные, хотя и имеющие индивидуальные черты, свидетельства древности. Первоначальный облик большинства храмов трудно узнать под штукатуркой, под поздним — барочным или ампирным — декором. Многочисленные детали и формы, свидетельствующие о последующих доделках: надкладки под крышами, колоколенки, звонницы, крыльца — все это действует как фольклорный материал, ценный как сам по себе, так и для соотнесения современного облика памятников с их видом до позднейших изменений и реставрации, предстающим на листах альбома.

Очень важны детали — раскрашенные изображения фресок на фасадах, закладные кресты, ниши. Это в равной степени значимо и для ныне исчезнувших памятников, и для памятников сохранившихся, отреставрированных, но утративших эти детали. Особенно ценны изображения храмов, не дошедших до наших дней: церкви Лазаря (1451 год), церкви Михаила Архангела на Прусской улице (XIII–XVII века), Кириллова монастыря (XII–XVIII века), церкви Андрея Юродивого на Ситке (1371 год) и других. Не менее важны изображения икон и настенных росписей, получившиеся в целом не так удачно, как архитектурные рисунки, но ценные потому, что многие фрески уже просто не существуют, разрушены, и если мы и знаем о них по фотографиям, то по черно-белым, а изображения в альбоме дают возможность увидеть их в цвете. «Виды новгородских церквей» — это новое окно в прошлое, свидетельство ценнейшее и замечательное. Альбом древностей Новгорода, созданный незадолго до 1862 года, только обретен, но уже сейчас ясно, что он принадлежит к важнейшим памятникам ранней художественной археологии, касающимся русских древностей.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Tags: Великий Новгород, Владимир Седов, Новгородская губерния, архитектура, церковь
Subscribe

Posts from This Journal “Новгородская губерния” Tag

promo philologist october 15, 15:20 14
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья! Меня номинировали на профессиональную гуманитарную и книгоиздательскую премию "Книжный червь". На сайте издательства "Вита Нова" сейчас открыто онлайн-голосование на приз читательских симпатий премии. Если вы хотите, то можете меня там поддержать:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments